Преполовение есть половина Пятидесятницы — середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Св. Духа. Как средину Великого поста Церковь отличает, называя ее Средокрестной, или Средней неделей, так перейдя половину Пятидесятницы, Церковь в среду на четвертой неделе по Пасхе празднует Преполовение Пятидесятницы, соединяющее два великих христианских торжества,— Пасхи и сошествия Св. Духа. «Празднику преполовляющуся Твоего, Христе, Воскресения и божественного пришествия Св. Твоего Духа, сшедшеся чудес Твоих воспеваем таинства»,— взывает Церковь в день Преполовения. «Настало преполовение дней, начинаемых от спасительного восстания и божественною Пятидесятницею кончаемых, и святится, имея обоюдную светлость: отсюда преполовение озарилось божественною светлостью Пасхи, оттуда сияет благодатию Утешителя».
Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни земной своей жизни, в 3 год Своей евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника кущей, взыде во церковь и учаше (Ин. 7: 14).
Праздник кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах во время странствования их и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (см.: Исх. 25: 40), по образу которой Моисей поставил скинию (см.: Исх. 39: 43, 40: 1-2). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний дни были нарочито святы (Лев. 23: 34-43). Замечательнейший обряд восьмого дня, состоявший в связи с нашим преполовением, было торжественное возлияние воды. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотой чашей черпал свежую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм; смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда неумолчно пел великое аллилуйя, т. е. шесть псалмов (Пс.: 112-117). Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа (см.: Ис. 12: 3).
Итак, в преполовение праздника кущей Господь вошел во храм и учил. От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Ибо иудеи, слыша учение, произносимое Им в праздник почтения сеней, дивляхуся, глаголюще: како сей книги весть, не учився? Мнози от народа вероваша в Него, и глаголаху, яко Христос, егда придет, егда болъша знамения сотворит? Мнози глаголаху об Иисусе Христе, сей есть воистину пророк. Друзии глаголаху: сей есть Христос. Божественное учение Его было столь вразумительно, могущественно и славно, что когда первосвященники и фарисеи, враждовавшие против Иисуса Христа, послали схватить Его, служители возвратились к ним, не исполнив их приказания, и отвечали: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек.
Этим учением Своим Господь ясно показал Себя, как говорит синаксарь на Преполовение, Мессиею, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. «Тоя ради вины настоящий праздник празднующе и средопятидесятницу именующе, Мессию воспеваем Христа».
Став научает, посреде праздника:
Христос Мессия среди учителей.
Это учение Иисуса Христа соответствует половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Св. Духа, прилично предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Св. Духа; ибо в последний день праздника, во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Св. Духе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Иисуса Христа (Ин. 7: 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Св. Духа.
День Преполовения есть древний христианский праздник; о нем упоминает в своих поучениях св. Иоанн Златоустый. В 5 веке Анатолий константинопольский, в 7 преподобный Андрей Критский, в 8 св. Иоанн Дамаскин, в 9 преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь и сейчас восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.
Празднуя Преполовение Пятидесятницы, Церковь, как и в прочие дни, исповедует божественную благость, мудрость и славу Спасителя. Паремии в праздник Преполовения служат истолкованием и как бы дополнением той проповеди, которую Спаситель произнес в праздник кущей. От Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима и проч. (Мих. 4: 2-3, 5). Этот закон и это слово есть то же самое, о котором говорил Спаситель на горе Сионской в конце праздника кущей. Это Его евангельская вера, долженствовавшая стать посреди вселенной, как столп облачный посреди пустыни Аравийской, и светить всем народам.
Во второй паремии (см.: Ис. 35: 1-13) под именем воды, на которую Господь призывает жаждущих, разумеется благодать, которую прольет Дух Божий, сошедши в день Пятидесятницы, как воду премудрости и жизни. Третья паремия из притчей Соломоновых (см.: 9: 1-11) живо изображает Спасителя, всю Его благость и все величие; когда Он громко возгласил: кто жаждет, иди ко мне и пей. Этот зов была та самая вечная премудрость, которая готовила великое торжество человечеству, призывала на чашу духовной радости, к уразумению божественного закона от Сиона.
Чтением апостола на Литургии в день Преполовения Церковь проповедует божественную мудрость, силу и славу Воскресшего в благодатной силе и мудрости св. ап. Павла и Варнавы, которых за чудесное ими исцеление хромого и мудрую проповедь ликаонские язычники назвали богами — Варнаву Дием, а Павла — Ермием; понеже той бяше началник слова (Деян. 14: 12). А чтением Евангелия Церковь благовествует о прибытии Иисуса Христа в Преполовение праздника кущей в Иерусалим и о божественном учении Спасителя во храме иерусалимском (см.: Ин. 7: 14 - 8: 20).
Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения по Литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем,— возопил Он,— жаждай да грядет ко Мне и да пиет». И так ветхий обряд возлияния воды на жертвенник Церковь заменила своим крестным хождением на реки и кладези и водоосвящением.
Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику кущей, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 8 дней — со вторника 4 недели до вторника 5 недели по Пасхе.
Тропарь, глас 8
На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». / Источник жизни (нашей), Христе Боже (наш), слава Тебе!
Кондак, глас 4
На середине праздника законного / Ты, Творец всего мира и Владыка, / возглашал присутствующим, Христе Боже: / «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» / Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: / «Даруй нам милости Твои, / ибо Ты — источник жизни нашей!»
Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни земной своей жизни, в 3 год Своей евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника кущей, взыде во церковь и учаше (Ин. 7: 14).
Праздник кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах во время странствования их и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (см.: Исх. 25: 40), по образу которой Моисей поставил скинию (см.: Исх. 39: 43, 40: 1-2). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний дни были нарочито святы (Лев. 23: 34-43). Замечательнейший обряд восьмого дня, состоявший в связи с нашим преполовением, было торжественное возлияние воды. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотой чашей черпал свежую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм; смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда неумолчно пел великое аллилуйя, т. е. шесть псалмов (Пс.: 112-117). Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа (см.: Ис. 12: 3).
Итак, в преполовение праздника кущей Господь вошел во храм и учил. От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Ибо иудеи, слыша учение, произносимое Им в праздник почтения сеней, дивляхуся, глаголюще: како сей книги весть, не учився? Мнози от народа вероваша в Него, и глаголаху, яко Христос, егда придет, егда болъша знамения сотворит? Мнози глаголаху об Иисусе Христе, сей есть воистину пророк. Друзии глаголаху: сей есть Христос. Божественное учение Его было столь вразумительно, могущественно и славно, что когда первосвященники и фарисеи, враждовавшие против Иисуса Христа, послали схватить Его, служители возвратились к ним, не исполнив их приказания, и отвечали: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек.
Этим учением Своим Господь ясно показал Себя, как говорит синаксарь на Преполовение, Мессиею, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. «Тоя ради вины настоящий праздник празднующе и средопятидесятницу именующе, Мессию воспеваем Христа».
Став научает, посреде праздника:
Христос Мессия среди учителей.
Это учение Иисуса Христа соответствует половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Св. Духа, прилично предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Св. Духа; ибо в последний день праздника, во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Св. Духе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Иисуса Христа (Ин. 7: 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Св. Духа.
День Преполовения есть древний христианский праздник; о нем упоминает в своих поучениях св. Иоанн Златоустый. В 5 веке Анатолий константинопольский, в 7 преподобный Андрей Критский, в 8 св. Иоанн Дамаскин, в 9 преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь и сейчас восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.
Празднуя Преполовение Пятидесятницы, Церковь, как и в прочие дни, исповедует божественную благость, мудрость и славу Спасителя. Паремии в праздник Преполовения служат истолкованием и как бы дополнением той проповеди, которую Спаситель произнес в праздник кущей. От Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима и проч. (Мих. 4: 2-3, 5). Этот закон и это слово есть то же самое, о котором говорил Спаситель на горе Сионской в конце праздника кущей. Это Его евангельская вера, долженствовавшая стать посреди вселенной, как столп облачный посреди пустыни Аравийской, и светить всем народам.
Во второй паремии (см.: Ис. 35: 1-13) под именем воды, на которую Господь призывает жаждущих, разумеется благодать, которую прольет Дух Божий, сошедши в день Пятидесятницы, как воду премудрости и жизни. Третья паремия из притчей Соломоновых (см.: 9: 1-11) живо изображает Спасителя, всю Его благость и все величие; когда Он громко возгласил: кто жаждет, иди ко мне и пей. Этот зов была та самая вечная премудрость, которая готовила великое торжество человечеству, призывала на чашу духовной радости, к уразумению божественного закона от Сиона.
Чтением апостола на Литургии в день Преполовения Церковь проповедует божественную мудрость, силу и славу Воскресшего в благодатной силе и мудрости св. ап. Павла и Варнавы, которых за чудесное ими исцеление хромого и мудрую проповедь ликаонские язычники назвали богами — Варнаву Дием, а Павла — Ермием; понеже той бяше началник слова (Деян. 14: 12). А чтением Евангелия Церковь благовествует о прибытии Иисуса Христа в Преполовение праздника кущей в Иерусалим и о божественном учении Спасителя во храме иерусалимском (см.: Ин. 7: 14 - 8: 20).
Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения по Литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем,— возопил Он,— жаждай да грядет ко Мне и да пиет». И так ветхий обряд возлияния воды на жертвенник Церковь заменила своим крестным хождением на реки и кладези и водоосвящением.
Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику кущей, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 8 дней — со вторника 4 недели до вторника 5 недели по Пасхе.
Тропарь, глас 8
На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». / Источник жизни (нашей), Христе Боже (наш), слава Тебе!
Кондак, глас 4
На середине праздника законного / Ты, Творец всего мира и Владыка, / возглашал присутствующим, Христе Боже: / «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» / Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: / «Даруй нам милости Твои, / ибо Ты — источник жизни нашей!»
Протоиерей Григорий Дебольский. «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви». — М. «Харвест», 2001.