среда, 14 января 2015 г.

Новый год и календарь. Архимандрит Клеопа (Илие)

Отцы, и братия, и возлюбленные верующие!


Поскольку по недостоинству своему завтра я служу Святую Литургию, то мне подумалось, что хорошо будет украсить бдение нынешнего вечера песнопениями и словами и проповедями, чтобы оно не казалось слишком длинным.
Завтра Церковь Христова Православная Восточная совершает три праздника: Новый год, Обрезание по плоти Христа Спасителя и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. И поскольку завтра невозможно будет в одной проповеди охватить всё, что надо бы сказать об этих трех праздниках, то я подумал заняться сегодняшним вечером в слове моем значением Нового года.

Как мы, православные христиане, пришли к празднованию Нового года 1 января? Вот через какие обстоятельства пришли мы к этому, и вот каково значение Нового года.


Знайте, братия и отцы, что Бог сотворил мир сей весной и закончил его, как вы слышали, в шесть дней. Тогда неведомо было, что такое календарь, ведь и человек еще не был создан. А после того, как Бог сотворил его, человек пока пребывал в раю. По свидетельству одних богословов, Адам и Ева находились в раю 7 дней, другие говорят, что 7 лет, а третьи – что 70, четвертые же – что 700 лет.


Богу, когда Он создавал мир словом, не нужны были молотки, и лопаты, и мотыга, и мастерок, чтобы создать его. Он сказал – и сделалось. Той повеле, и создашася (Пс. 148: 5). Но Он установил для мира сего вечные законы: всё во вселенских часах вращается с точностью, наводящей страх и на ангелов, а не только на людей. Почему? Потому что это – дело Бога Вседержителя!


И когда Бог создал мир, то солнце стояло в зените, то есть посередине неба. Но стихии мира, созданные Им: земля, планеты и звезды – не остаются неподвижными ни одного мгновения, но всё время движутся. Всё движется по кругу. Они вечно возвращаются туда, откуда ушли!

Повторяющееся движение звезд по кругу и дает нам календарь. Но посредством чего основал его Бог особым образом? Он основал его посредством двух глаз вселенной – солнца и луны. Он сделал так, чтобы на них ориентировалось всякое дыхание до скончания мира. И вы слышали, что в пасхалии говорится о круге солнца и круге луны.Так движутся звезды, так солнце и луна, и все планеты, и всё, что сотворил Бог. Всем установил Он закон – двигаться, и не по воле случая, а в великом порядке, так что и образованнейшие люди античности удивлялись этому и из творения познали Бога, не зная Его из Писаний, и воскликнули: «Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои!» Так же было и позже с Исааком Ньютоном, а затем с Кеплером и другими астрономами, которые из движения вселенной поняли, что есть некая рука, есть направляющий центр, несущий всё это с такой точностью.


А почему я начал историю из таких далей? Чтобы вы увидели, как пришел к нам Новый год. Когда создавались первые календари в древнюю эпоху, во времена Нимрода, царя Ниневийского, они не ориентировались, как мы, по 12-месячным календарям, ибо не знали этого. Они наблюдали движения небесных звезд, круга солнца или луны и знали, что прошел год солнечного цикла.


Позже люди стали умнее. Так, древние халдеи (народ более древний, чем евреи) были великими астрономами. Они многое дали египетской цивилизации, а затем она – эллинам и так далее, пока не дошло до наших европейских краев. Халдеи обнаружили и другие движения на небе, не только движение солнца и луны, и постепенно стали составлять земной календарь по календарю неба или календарю солнца и луны.

Было множество календарей у египтян и народов более древних, чем египтяне, какими были, например, ассирийцы. Были фруктовые календари. Когда созревали апельсины, а это происходило два раза в год, считали, что исполнился год. Был календарь реки Нил, который использовался сотни лет, ведь Нил разливается периодически, два раза в год. Но Нил по причине дождей на экваторе иногда разливался на два месяца раньше, а иногда позже и т.д. Они знали, что когда поспел рис или разлился Нил, тогда у них новый год.Небесный календарь, будучи творением Бога, ни на йоту не отстает и не может поколебаться, ибо сказано: повеление положи, и не мимо идет (Пс. 148: 6). Он не может отстать. А календарей, доныне созданных людьми, были тысячи и десятки тысяч; в каждую эпоху создавались они по разумению тогдашних людей. Были календари теневые, календари солнечные, календари песочные, календари фараонов египетских и прочие.

Но наука не довольствовалась подобными календарями. Да и не нужно было следовать за всем этим, происходившим нерегулярно. Поэтому людям хотелось создать другие календари, лучшие, чтобы больше приблизиться к небесному календарю – календарю, который создал Вседержитель Бог.


Первыми, кто начал создавать эти календари, были египтяне. Они в первый раз создали 12-месячный календарь, хотя в месяце у них было по 28–30 дней, а в году 354 дня. Иудейский народ, проведший в плену у египтян 430 лет, выходя из своего рабства, позаимствовал египетский календарь, ведь лучшего не обреталось в то время, и пользовались они им 1500 лет, до императора Юлия Цезаря, примерно за 44 года до Пришествия Спасителя.

Но к этому времени используемый календарь сильно отстал. Поэтому римляне, желая создать лучший календарь, послали во времена Юлия Цезаря ученого Созигена во все концы света посмотреть, какой календарь ближе к небесному календарю, какой больше соответствует календарю Божественному. И тот по повелению Юлия Цезаря исследовал все календари долины Нила, Палестины, Африки и нашел, что еврейский ближе всего, потому что взят был у египтян. Но там не хватало 11 дней и 6 часов сравнительно с движением звезд на небе. Итак, он добавил к календарю еще 11 дней и 6 часов.


Вначале все народы, почитая традицию, согласно которой начало мира имело место в марте, начинали год с него, независимо от того, какой календарь у них был. Так считали и египтяне, и евреи, и римляне. Позднее римляне добавили месяцы январь и февраль и установили начало года 1 января.

У них был обычай в день 1 января взимать налоги с народа, менять правителей, платить зарплату работникам, военным, повышать некоторых из них в чине. В этот же день 1 января были у них и самые большие празднества, и по этому случаю поднимали великую суматоху с песнями и играми, какими вы их видите до сих пор.


Ибо от римлян и язычников тянутся эти обычаи ходить от ворот к воротам, играть на свирели, петь и прочее, и прочее, как вы видите это доныне. И так в этот день совершаются увеселения вместо священных служб с благодарением Богу и испрашиванием Его помощи. Ибо не от Церкви Христовой идет это, а от языческих народов, ведь римляне позаимствовали их у египтян, а египтяне у ассирийцев и так далее. Эти обычаи не являются христианскими, а языческими, потому что и мы происходим от языческих народов, ведь и римляне, и даки были язычниками.


<…>

Но хочу сказать вам, что, начиная с Нового года, наша самая великая забота должна быть другой. Величайшее дело – обновить свою жизнь, внимать тому, чтобы с каждым новым годом оставлять по одному греху, владеющему нами невесть с каких пор, и закладывать вместо него добродетель. Прощать грехи обидевших нас, простить всех, начать новый год с чистым сердцем и верой в Бога. Не начинать его в корчме и пьянстве со свирелями и прочими, и прочими развлечениями. Ибо если начинаешь хорошо с первого дня – ибо хороший день проявляется с утра, – то так и будет всё время!



Итак, подумаем о том, что, когда проходит год, нам следовало бы много плакать Богу, что не сделали мы ничего хорошего, и благодарить Его, что помог нам милостью и щедротами Своими пройти еще 365 дней и дойти до сегодняшнего дня.Пройдись теперь по селам в эту ночь. Это же ад на лице земли! Вот как умеют люди благодарить Бога за то, что Он дал им еще год жизни. Но придет к человеку смерть и схватит его за горло, так что он уже и священнику не сможет сказать, что натворил, ведь она связала ему язык! Как бы хотелось ему тогда, чтобы Бог отпустил ему еще час. Но Он не дает ему больше! Ведь так определено: когда пришел твой час, она хватает тебя и ведет. Ты хотел бы тогда помолиться: «Боже, дай мне еще минутку!» – но Он не дает больше! У тебя их было достаточно! Бог всеправеден! Он давал тебе время, но ты не захотел исправиться, покаяться, поплакать, помолиться! Он дал тебе столько лет жизни, а тебе и дела до этого не было. И тогда ты увидишь, что нет уже покаяния в минуту смерти.

Все должны благодарить. Всё творение Божие. Ведь и жизнь, и люди, и все времена в руке Божией. Как раз теперь и нужно благодарить Бога, чтобы не обрушилась ярость Господня на нас!

Мы ждем милости Божией, но когда-нибудь времени больше не будет, ибо наступит смерть для каждого! Явится правда Божия, которой избежать не может никто! Не могут избежать даже цари. Где теперь их царства? Где фараоны египетские? Где султаны турецкие? Где правители германские? Где императоры, приводившие в трепет мир? Где крепости? Где города? Где Помпеи, и где Карфаген, и древние города, разрушенные землетрясением?

Где крепости мира? Где сильные? Где ученые? Где мудрецы? Где те, кто держал скипетр в руках, а головы их сияли, подобно солнцу? Где они? Прахом, землей и пылью стали они. Такова правда Божия, и горе нам, если мы тратим время напрасно. Великий апостол Павел говорит: искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5: 16).

Мы будем умолять пожить еще минуту, но не даст нам больше Бог! Потому что проходим мы беззаботно жизнь эту и погрязаем в попечениях века сего, как если бы были бессмертными. Мы дым! На всякий день Церковь говорит нам: человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет (Пс. 102: 15). Сказал Бог Исаие для всех нас: всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет (Ис. 40: 6–7). И еще говорит Дух Святой в псалмах: дние его яко сень преходят; яко изчезоша яко дым дние мои (Пс. 143: 4; 101: 4). И еще: лета наша яко паучина поучахуся (Пс. 89: 10); и еще: дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох (Пс. 101: 12).

Для кого говорит здесь Дух Святой? Для нас! Будем же иметь уши, не будем глухими. Не будем затыкать своих ушей, ибо мы мечтания под солнцем. Что ни возьми, всё пыль и прах! Ничто не остается вечно на земле. Где сильные, которых трепетал мир до вчерашнего дня? Поди посмотри на них в геенне, как мучают их черти. Поди и спроси их там: «С чем вы вышли из жизни сей?» Где осталась их власть, где наука, где сила народов? Их забрала смерть, по правде, и держит в узах до дня грядущего Суда.

Император Александр Македонский был большим мудрецом; он обучался философии души и смерти у того великого античного философа, Аристотеля, восемь лет. И вокруг все чествовали его, но у него было такое присловье: «Когда наступит смерть, не будет ничего!»

И вот однажды его всё восхваляли:


– Ваше Величество, сколько ты властвуешь! Как ты велик!..


А море швыряло в него свои волны.– Ну, если вы считаете, что у меня есть власть, пойдемте со мною на берег моря (а море было бурным в тот день, вздымало волны и ярилось). Вот, чтобы вы видели, какой властью я обладаю. Море! Тебе повелеваю: остановись!

– Вы видели? А вы говорите, что у меня есть власть. Говорите, что я царствую. Вал воды тут же меня потопит. Он меня нисколько не послушался. Как же вы говорите, что я обладаю властью, если вал воды, и тот меня не слушает?

Этот человек знал, что человек не может ничего без Бога!

Когда он умирал, генералы спросили его:

– Ваше Величество, из чего тебе сделать могилу? Из мрамора? Из золота? Из драгоценных каменьев: гиацинта, хризолита, оникса, аметиста или рубина?

Все драгоценные камни ему назвали. А он ответил:

– Когда наступит смерть, не будет ничего! Не делайте мне могилу из золота и драгоценных каменьев, а сделайте мне могилу и гроб гранитные. И не надевайте на меня позолоченных облачений, а оденьте меня просто, как простого человека. И проделайте в гробу два отверстия: одно слева и другое справа.

– Но зачем это?


– Через них высуньте мои руки пустые, чтобы видели все, что ничего я не взял с собою после смерти.

Будем бдеть над тем, как мы проводим время пред Богом. Ибо мы непременно умрем, и Он потребует у нас отчета в том, о чем мы говорили каждую минуту, о чем думали и что делали.

Это я говорю вам ради Нового года! Возблагодарим Пресвятую Троицу и Пречистую Матерь Божию, ходатайствующую за всех людей, что удостоились пройти еще год. Решимся в сердце своем положить начало благое и пребывать впредь с Богом, по-христиански. Примиримся с Богом, прежде чем похитит нас смерть. Аминь!

31 декабря 1970 года


Архимандрит Клеопа (Илие)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова


Sfaturi ortodoxe

http://www.pravoslavie.ru/put/76465.htm


14 января 2015 года