Предлагаем Вашему вниманию слово о. Никифора о связи литургической жизни и иконописи.
Божественная литургия, совершаемая в алтаре православного храма - это самое главное, самое ценное на земле действо: пока она совершается, Господь будет сохранять жизнь рода человеческого. Когда литургия совершается, начинаешь понимать, что и икона входит как часть в литургическую жизнь. Иконописное искусство как бы раскрывает алтарь и совершающуюся в нем литургию.
Иконопись всегда считали богословием в красках. Некоторые считали ее даже неким литургическим действием. Поэтому, насколько я для себя открыл, или скорее Господь открыл мне, иконопись - это таинство. И в этом плане возрождающееся церковное искусство очень напоминает литургическое действо.
В иконе нам открывается Сам Бог, Лицом Своим как Сын. Через икону мы общаемся с Самим Богом, причащаемся Его благодати. Преподобный Максим Исповедник пишет, что обожение человека совершается благодатью. Обожение - конечная цель жизни христианской, чтобы стать подобным Богу.
Благодать, божественные энергии и совершают все более тесное соединение христианина с Богом и в литургии, и в проповеди, и в исповеди и вообще в церковной жизни прихожан: в чтении молитв, в правилах молитвенных перед иконами, земных поклонах. Кто привлекает благодать, тот имеет с ней общение, единение, сочетается с ней, она преобразует человека.
Благодать содержит весь мир, устрояет его, но не всякий причащается ее. Для этого нужно быть открытым сердцем к ней, сознательно принимать ее и соучаствовать. Неразрывно соединенная с Богом, она несет разум, мудрость, она есть Сам Бог.
В истории иконописи были и такие творческие пробы, которые пытались определить, насколько открыто Лицо Бога Отца. В ветхозаветные времена Отец открывался гласом и в видениях пророческих. В новозаветные времена Бог Отец открылся нам через Сына. Об образе Отца говорит Господь в Евангелии: «видевший Меня, видел и Отца» (Ин. 14:9). Поэтому богословски в иконе Отечество определяют Лицо Сына, в котором можно узнавать и видеть Отца. К примеру, на среднике праотеческого ряда иконостаса Троицкого храма Троице – Сергиевой Лавры Ветхий Деньми изображен с крестчатым нимбом, т.е. как указание на Первое Лицо Пресвятой Троицы через Христа, Единственного имеющего Воплощение и являющего Собой всю полноту Божества. Это тайна, которую будешь пытаться открыть словом – и она всегда будет ускользать.
В иконах открывается не только слово, но и образ. Образ в православном богословии и в христианской жизни имеет более широкое понятие. По учению святых отцов весь мир – это гармонично выстроенная иерархия, целью которой является неуклонное подражание божественной идее. На каждой своей ступени иерархия по возможности «отпечатывает» в себе образ Бога. Таким образом, мир представляет собой иерархию образов – отпечатков. Для богословия образ это не только вид, но и внутреннее содержание, сама сущность вещи.
Не всегда есть возможность, жажда говорить: отшельники, пустынники убегали от общения с людьми, потому что понимали, какое опустошение оно несет. Как раз иконопись дает возможность христианину пребывать в молчании и общении с Богом, через образ познавая сущность вещей и мира невидимого. Как сказал преп. Исаак Сирин, молчание это тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира.
Если для богословия форму дали философы, то в иконописи стали писать иконы, используя светский художественный язык. Некоторые иконы в древности и не подписывали, писали без нимбов, с натуры людей, пришедших к святости. Писали в общем бывшие язычники, перешедшие в христианство, тем языком какой знали, как и первые богословы были из языческих философов.
Первые христиане видели Христа, Божию Матерь, святых апостолов, они видели, ощущали Божество. Для них было важно имеющимся у них художественным языком это Божество отобразить. Ведь мы словом тоже божество передаем, поэтому иконопись - тоже богословие, тоже свой особый язык. Но как богословский язык усовершенствуется, утончается, так и художественный язык иконы усложняется. И это важно понять, каждое новое поколение богословов и иконописцев решают новые, поставленные Промыслом Божиим именно им творческие задачи.
Нужно следовать за влечением Духа и чем больше ты укореняешься в церковной жизни, пропитываешься молитвенным духом, тем полнее перед тобой раскрывается художественный язык иконы, тем больше внутреннего поиска, творческих усилий и технических уточнений требует икона, являющая неисчерпаемый источник благодати.
Иконопись дает возможность через откровение описывать языком живописи то, что неописуемо словом, раскрывать полноценнее то, что сокрыто от глаз. Поэтому в иконописи раскрывается небо таким, каким оно нам откроется, когда душа покинет тело и пойдет в тот мир.
Через краски в иконописи приоткрывается завеса того мира, многоцветного и многогранного. Хотя Бог прост, в то же время и многогранен, и богат. Поэтому через цветность раскрывается Сам Бог в Своем Свете, в многоцветности. А тут конечно предела нет. В этом плане иконопись дает возможность по-новому понять музыку, песнопения церковные.
Музыка состоит из нот, и когда они соединяются, то окрашиваются цветом, появляются зримые образы. Например, светский художник Чюрленис пытался звуки, музыку отобразить цветом. И, в общем, мысль и интуиция правильная, но для этого надо знать Бога, иметь откровение. Поэтому все это очень несовершенно, как, например, у маленьких детей, которые рисуют на темы евангельские.
Каждый иконописец тоже по-своему постоянно учащийся ребенок. Любая деятельность в Церкви - это попытка прорыва неба, попытка увидеть полноту Божества, но Оно никогда не раскрывается в полноте, лишь чуть- чуть приоткрывается.
Наше время дает еще большие возможности для обнаружения единой истины. Богословские труды нашего времени еще более сложные, они раскрывают какие-то пятна, то что в полноте не выявили отцы. Они чувствовали, ощущали это, мыслили, но не сказали. Почему? - не пришло время. Например, пришло время и Григорий Палама раскрыл учение о благодатных энергиях более полно, чем это было сделано раньше. Поэтому, когда пропитываешься образами небесными, а они цветные, живые, это запечатлевается, начинаешь это видеть в молчании, в литургической жизни. Отцы говорили, что во времена последние святые будут сходить с икон живыми, потому что они были запечатлены такими каковы они есть.
Икона это некий разговор, диалог, молитва к Богу, молитвенное состояние, когда вступаешь в связь с Божеством. Здесь присутствуют божественные энергии, потому что икона всегда светоносна.
Россия родила новую форму - пятиярусный иконостас, возможно, даст еще что- то. В миссионерстве, проповеди, например, сейчас требуется знание художественного искусства. Для серьезного клироса нужны подготовленные певцы. Важно, чтобы художники и иконописцы учились друг у друга. Нужно учиться технике. Нужен и талант и мастерство. Необходимо продолжать совершенствоваться во всех сферах. Уверен, что так ведет Господь.
игумен Никифор (Микула)