26−27 января 2016 года в рамках Рождественских Чтений в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялись заседания направления «Древние монашеские традиции в условиях современности». Всего за два дня работы направления зарегистрированы 288 участников, в том числе 15 архиереев, 99 архимандритов и игуменов и 68 игумений, а также насельники и насельницы монастырей и благочестивые миряне. Среди участников и докладчиков − гости со Святой Горы Афон, из зарубежных стран – Германии, Грузии, Греции, – представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей и братские Поместные Церкви – Грузинскую и Элладскую.
На пленарном заседании и на секции «Духовная жизнь в современном монастыре» в первый день было заслушано 7 докладов, во второй день во время заседаний круглых столов «Использование современных технологий в монастырях» и «Общежительный монастырь: как обеспечить необходимые потребности братии» состоялись дискуссии по особенно актуальным практическим вопросам монастырской жизни. В рамках направления была организована также выставка-презентация монастырских рукоделий, мастерских и производств, где своими трудами поделились 32 мужских и женских монастыря разных епархий.
Центральной темой собрания стала тема обретения Царствия Божия, что является основным содержанием монашеской жизни. Несмотря на возвышенность темы, все доклады носили практический характер. В них на основании двухтысячелетнего опыта Церкви был указан деятельный путь к стяжанию Царствия Божия, которым шли все преподобные и который с древних времен остается неизменным по своей сути.
Объединяя выводы докладов, можно отметить основные положения:
Основное направление монашеской жизни – это стяжание Духа Святого через очищение своего сердца от страстей и научение добродетелям, что приводит, с одной стороны, к внутреннему единению человека с Богом, а с другой, – к любви и единению друг с другом. Монашеские обители призваны быть живыми свидетельствами Царствия Божия на земле, где духовно преображается не только каждый в отдельности насельник, но иными становятся и взаимоотношения между людьми, что оказывается возможным, когда внутренний подвиг сопряжен с делами любви.
Непреходящее значение имеет личный пример игумена, являющегося для своего братства духовным отцом; его основная роль состоит в том, чтобы помочь братиям достичь освящения и всецелого посвящения себя Богу. Добровольное, свободное послушание братии игумену – это одно из главных условий созидания Царствия Божия в братстве. При этом сам игумен должен иметь опыт жизни в послушании и аскезе, смирении и безмолвии, чтобы он обрел, прежде всего, дух мирный в самом себе, тогда он способен и другим передать его.
Большое значение в монашеском делании – созидании Царствия Божия – имеет жизнь по монастырскому уставу. И в наши дни следование уставу, основанному на древних правилах, позволяет иночествующим ощутить себя в особой атмосфере, где все упорядочено и направлено на созидание правильного духовного устроения. То, к чему стремится душа, призванная Господом, – соединиться с Ним через молитву и покаяние, – достигается благодаря жизни по уставу монастыря.
Послушание – это основная монашеская добродетель, и ее фундаментальным выражением является откровение помыслов. Полная откровенность перед духовным отцом – это один из главных подвигов, с помощью которого монах разрушает «медную стену» − своеволие, отделяющее его от Бога. Благодаря этому Таинству монах опытно познает, что его субъективные мнения и суждения могут отделять его от игумена и братии. Через откровение помыслов и чистую исповедь он становится единым с Богом и входит в духовное единение со всем братством.
Важными составляющими монастырской жизни являются молитва, взаимоотношения между братиями, труд и устраненность от мира. Особое значение в жизни монаха имеет келейная молитва как средоточие его духовного подвига в предстоянии перед Богом. Для того чтобы братия могла больше предаваться уединенной молитве, благоприятным условием является наличие в обители, там, где это возможно, внутренней, братской, территории, а также создание уединенных скитов и подворий.
Применение современных технологий в монастырях возможно в той мере, в какой они содействуют основной цели – единению с Богом и единству братства. Они должны использоваться в пределах соблюдения монастырского устава с сохранением монашеских обетов и молитвы. Так, в монашеских келиях не должно быть техники, отвлекающей насельников от внутреннего делания; телефоном и интернетом монашествующие могут пользоваться только по благословению, очень умеренно и только для исполнения послушания, чтобы не иметь излишнего общения с миром, от которого они отреклись ради Царствия Небесного. Важно воспитывать в братстве дух отречения от мира, поскольку одни внешние запреты неэффективны, если братия не имеют на то внутреннего произволения.
Для созидания правильного духа в монастыре очень важно, чтобы обитель и, прежде всего, игумен, заботились о нуждах каждого насельника, помогая ему в полной мере исполнить обет нестяжания и обрести внутреннюю беспопечительность, необходимую для молитвы. С другой стороны, развитие монастырских производств и рукоделий при устроении духовной жизни в русле святоотеческих традиций может способствовать как внешнему, так и внутреннему преуспеянию обители.
Подводя итоги, участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительское благословение на работу данного направления, отеческую заботу о монастырях и мудрые, исполненные любви советы и наставления, в которых Предстоятель Русской Церкви неоднократно говорит о том, что «главной задачей для монаха является внутреннее самосозерцание, постоянное испытание своего ума и своей совести, постоянная работа над своими мыслями, над своими желаниями, над своими деяниями».
Участники Чтений также выразили благодарность организаторам работы направления и всем выступавшим за содержательные доклады и плодотворное обсуждение важных тем монашеской жизни.
http://monasterium.ru/dokumenty/doc-conf/mezhdunarodnykh-rozhdestvenskikh-obrazovatelnykh-chteniy/
На пленарном заседании и на секции «Духовная жизнь в современном монастыре» в первый день было заслушано 7 докладов, во второй день во время заседаний круглых столов «Использование современных технологий в монастырях» и «Общежительный монастырь: как обеспечить необходимые потребности братии» состоялись дискуссии по особенно актуальным практическим вопросам монастырской жизни. В рамках направления была организована также выставка-презентация монастырских рукоделий, мастерских и производств, где своими трудами поделились 32 мужских и женских монастыря разных епархий.
Центральной темой собрания стала тема обретения Царствия Божия, что является основным содержанием монашеской жизни. Несмотря на возвышенность темы, все доклады носили практический характер. В них на основании двухтысячелетнего опыта Церкви был указан деятельный путь к стяжанию Царствия Божия, которым шли все преподобные и который с древних времен остается неизменным по своей сути.
Объединяя выводы докладов, можно отметить основные положения:
Основное направление монашеской жизни – это стяжание Духа Святого через очищение своего сердца от страстей и научение добродетелям, что приводит, с одной стороны, к внутреннему единению человека с Богом, а с другой, – к любви и единению друг с другом. Монашеские обители призваны быть живыми свидетельствами Царствия Божия на земле, где духовно преображается не только каждый в отдельности насельник, но иными становятся и взаимоотношения между людьми, что оказывается возможным, когда внутренний подвиг сопряжен с делами любви.
Непреходящее значение имеет личный пример игумена, являющегося для своего братства духовным отцом; его основная роль состоит в том, чтобы помочь братиям достичь освящения и всецелого посвящения себя Богу. Добровольное, свободное послушание братии игумену – это одно из главных условий созидания Царствия Божия в братстве. При этом сам игумен должен иметь опыт жизни в послушании и аскезе, смирении и безмолвии, чтобы он обрел, прежде всего, дух мирный в самом себе, тогда он способен и другим передать его.
Большое значение в монашеском делании – созидании Царствия Божия – имеет жизнь по монастырскому уставу. И в наши дни следование уставу, основанному на древних правилах, позволяет иночествующим ощутить себя в особой атмосфере, где все упорядочено и направлено на созидание правильного духовного устроения. То, к чему стремится душа, призванная Господом, – соединиться с Ним через молитву и покаяние, – достигается благодаря жизни по уставу монастыря.
Послушание – это основная монашеская добродетель, и ее фундаментальным выражением является откровение помыслов. Полная откровенность перед духовным отцом – это один из главных подвигов, с помощью которого монах разрушает «медную стену» − своеволие, отделяющее его от Бога. Благодаря этому Таинству монах опытно познает, что его субъективные мнения и суждения могут отделять его от игумена и братии. Через откровение помыслов и чистую исповедь он становится единым с Богом и входит в духовное единение со всем братством.
Важными составляющими монастырской жизни являются молитва, взаимоотношения между братиями, труд и устраненность от мира. Особое значение в жизни монаха имеет келейная молитва как средоточие его духовного подвига в предстоянии перед Богом. Для того чтобы братия могла больше предаваться уединенной молитве, благоприятным условием является наличие в обители, там, где это возможно, внутренней, братской, территории, а также создание уединенных скитов и подворий.
Применение современных технологий в монастырях возможно в той мере, в какой они содействуют основной цели – единению с Богом и единству братства. Они должны использоваться в пределах соблюдения монастырского устава с сохранением монашеских обетов и молитвы. Так, в монашеских келиях не должно быть техники, отвлекающей насельников от внутреннего делания; телефоном и интернетом монашествующие могут пользоваться только по благословению, очень умеренно и только для исполнения послушания, чтобы не иметь излишнего общения с миром, от которого они отреклись ради Царствия Небесного. Важно воспитывать в братстве дух отречения от мира, поскольку одни внешние запреты неэффективны, если братия не имеют на то внутреннего произволения.
Для созидания правильного духа в монастыре очень важно, чтобы обитель и, прежде всего, игумен, заботились о нуждах каждого насельника, помогая ему в полной мере исполнить обет нестяжания и обрести внутреннюю беспопечительность, необходимую для молитвы. С другой стороны, развитие монастырских производств и рукоделий при устроении духовной жизни в русле святоотеческих традиций может способствовать как внешнему, так и внутреннему преуспеянию обители.
Подводя итоги, участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительское благословение на работу данного направления, отеческую заботу о монастырях и мудрые, исполненные любви советы и наставления, в которых Предстоятель Русской Церкви неоднократно говорит о том, что «главной задачей для монаха является внутреннее самосозерцание, постоянное испытание своего ума и своей совести, постоянная работа над своими мыслями, над своими желаниями, над своими деяниями».
Участники Чтений также выразили благодарность организаторам работы направления и всем выступавшим за содержательные доклады и плодотворное обсуждение важных тем монашеской жизни.
http://monasterium.ru/dokumenty/doc-conf/mezhdunarodnykh-rozhdestvenskikh-obrazovatelnykh-chteniy/