четверг, 16 июня 2011 г.

Лествица восхождения

Каждый паломник, милостию Божией оказавшийся на Синае, непременно совершит восхождение от монастыря святой Екатерины на вершину горы Моисея, где его встречают благодать Господня и величественный рассвет.

Но на Синае есть еще одно место – место духовного восхождения преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. “Я не постился чрезмерно, не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся”, – говорит о себе преподобный. Cлова преподобного о духовном делании, его известная “Лествица” – лестница в тридцать ступеней от земли до Небесных врат, восхождение из силы в силу – истинный путеводитель для каждого христианина.



Кто из православных не зачитывался “Лествицей”, примеряя очередную ступень – степень к себе? И иноки, и миряне не могут не найти в ней своего, родного, ведь все мы – человецы: “Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обезчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен”.

“Лествица”. В ней каждая строка укоряет, но каждая строка и вдохновляет.
К автору душеполезных слов “Лествицы” и лежал наш путь…
Синайская пустыня. Километрах в пяти от монастыря святой Екатерины – крохотный городок, рядом – поселение бедуинов. Современные бедуины по местным меркам богаты – у каждой семьи свой домик, больше похожий на маленький каменный вагончик с плоской крышей и телевизионной тарелкой сбоку.

На улице полно чумазых босых ребятишек. Тут же их более взрослая родня (только женщины). Все жалобно просят: “Кара мэла”. “Карамелек”, – решают паломники, но нет, они ждут любого подаяния, лучше денег. Их театральные слезы и просьбы переводятся: “Я не брал, дай мне”. Это действительно театр. Традиция и в меньшей степени заработок. Хотя не подать невозможно. “Плачущая” толпа не отстанет, пока перед ней не вывернешь все карманы и сумки. Мальчишки канючат, протягивая грязные ручонки, заглядывают в глаза, а в их глазах – безудержное веселье: “Правда, ловко мы это делаем?” Поняли, что мы их разгадали, сами прыснули от смеха, но просить не перестали.

11 часов утра. Солнце почти над головой, но обжигает только с одной стороны, другую, та, что в тени, пронизывает резкий холод – февраль на дворе. На побережье Красного моря +30 градусов, а здесь ... Есть ли +10, не знаю.

Начинается пеший путь по серпантину слабо различимой тропинки. Нам повезло, как сказали бы язычники, а мы говорим: “Господь помиловал”. Оказалось, к преподобному собирается небольшая группа паломников из Москвы, которую мы встретили в монастыре св.Екатерины. “Мы от “Радонежа”, – говорят они. “А вот духовник “Радонежа”, – отвечаем мы, показывая на о.Амвросия. “Тогда мы меняем свои планы и идем с вами к преподобному”, – решает руководитель группы Александра. И это очень хорошо, потому что ключи от пещеры преподобного дают только руководителю группы, которого в монастыре знают уже много лет.

Под ногами пыль и камни. Предстоит пройти около пяти километров. Мы то спускаемся, то поднимаемся в гору и так около часа. Привал. Половина пути пройдена.


Это не простая остановка. Это место – Темница, так называлось место покаяния оступившихся иноков. “Видел я, что одни из сих неповинных осужденников всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног... Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади, как преступники... Другие сидели на земле во вретище и пепле, лице скрывали между коленами и челом ударяли о землю. Иные непрестанно били себя в грудь” – у каменной ограды Темницы читаем вслух главу из “Лествицы”. За оградой несколько деревьев без листвы и остатки каменного строения.

От Темницы еще около часа до пещеры преподобного. Кроме оазиса Темницы, растительности никакой. Воды нет. Бедуины нашли верный способ поиска воды в пустыне: долгое время не кормят и не поят верблюда, а потом отпускают его, он идет и ищет, где остановится, там копают и находят глубоко под песками воду. А если верблюд указал не на то место, обманул, в наказание его съедают.

Несколько раз встречались кустики с запахом полыни. Самый большой куст у пещеры преподобного. Три огромных валуна как будто специально поставлены великаном так, чтобы образовался небольшой вход в пещеру. Но прежде – 30 ступеней, уже не метафорических, а реальных. Дверь на замке. “Дикий” паломник без ключей не сможет в нее попасть, но мы-то уже не “дикие”, а организованные благодаря нашей встрече с группой.

Пещера небольшая, но достаточная, чтобы, потеснившись, поместились все. Слева – простенький необлаченный престол, справа – каменное ложе, под ногами – песок. Стены – выступы валунов, на них иконы.

Служим молебен. А теперь время каждому помолиться в одиночестве. Мы решили молиться нашей маленькой группой в пять человек. Оставили в пещере иконки наших святых святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского – небесных покровителей нашего монастыря и города. О чем молились? О чем монах может просить монаха? О монастыре, о сестрах, о том, чтобы наши святые здесь на Синае молились о нас, о помощи в духовном делании.

“Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 ступеней, по которой, достигнув возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”.

Молитвами преподобного Иоанна Лествичника дай, Господь, и нам удержаться на этой духовной лестнице, хотя бы и на нижних ее ступенях. “Вступивший на нее не обращайся вспять”.

Монахиня Иоанна