суббота, 4 июня 2011 г.

Святыни Греции. Поездки 1997, 2010 гг.

Святыни Греции

Чудеса


Одному человеку было видение: стоит Матерь Божия – Игумения Афонской Горы в черной мантии, Ее мантия прикрывает дары, народ подходит к Ней под бла­гословение, и каждый что-то получает, не видно что, но с пустыми руками не уходит никто…
Промыслом Божиим оказались мы в Греции. Долго собирались, но поездка все что-то откладывалась. Лишь теперь мы поняли почему: соберись мы в Грецию раньше, не было бы нашей встречи с величайшей святыней Горы Афонской – иконой «Достойно есть». Только за не­сколько дней до вылета в 1999 г. узнали, что икону привезут 15 октября.

Подлетая к Афинам, стали читать статью из журнала «Православная беседа», ее написал святогорец – иеромонах Николай о том, как икона была в Афинах в 1987 году. Мы не знали, что икона прилетела военным самолетом в одно время с нами – в 11 часов утра...

Множество людей встречало святыню. Нечасто икона Пресвятой Богородицы (Панагия «Аксион ести», как называют Ее здесь) покидает Афон. За тысячу лет лишь трижды случалось это и было во времена нестроений, волнений, катастроф. Недавно в Греции было землетрясение: около сотни людей погибло, немало покалечено, осталось без крова. Святогорцы привезли икону на 10 дней в утешение народу, и все пожертвования, которые соберут во время пребывания иконы в Афинах, будут переданы по­страдавшим.

Крестным ходом от аэропорта до собора вмч. Пан­телеимона препроводили икону в храм. Днем и ночью тысячи людей часами стояли перед храмом в надежде увидеть ее, приложиться к святыне. Греция – страна православная, потому это праздник для всех: для мирян, монашествующих, государственных мужей, военных. В национальных одеждах несли и охраняли икону военные, стояли рядом с ней в карауле. Вся страна ждала этой встречи, телевидение транслировало крестный ход, бого­служения. Не смолкало молитвословие Матери Божией.

Встретили нашего знакомого о. Кириона (Ольховника), который привез с Афона икону, спросили: «Чудеса у вас на Афоне бывают?» – «По вере бывают».

Без веры человек не пойдет прикладываться к иконе, не будет выстаивать длинные очереди. Раз пришел к святыне, значит у него в душе что-то есть, и Матерь Божия (как в том видении) никого без даров не оставляет. А дары могут быть разные: и явные, и скрытые. Кто-то исцеляется телесно, кто-то духовно, кого-то Матерь Божия укрепляет, помогает избавиться от уныния, отчаяния.

Путешествующая с нами инокиня приложилась и по­чувствовала прикосновение к своей голове и такую благодать! Она ее несколько дней не оставляла.

Расскажу о себе. Святые отцы говорят: «Тайну цареву храни, а славу Божию поведай». Так получилось, что около двух лет назад я серьезно заболела: парализовало, попала в больницу; поставили диагноз «рассеянный энцефаломиелит». Несколько месяцев не ходила, потом по милости Божией начала вставать, ходить сначала с ходунками, потом с палочкой. Дали инвалидность. Силы в руках почти не было, ноги слушались плохо, особенно левая; ходила, ее приволакивала. Постоянные уколы, таблетки.

Чтобы зайти в храм вмч. Пантелеимона приложиться к иконе, надо подняться по ступеням, а для меня это большая сложность. С трудом поднялась. Народу много, ясно, что очередь не выстоять. Ходить мне все же легче, чем стоять, я или сижу, или хожу. Знакомый иеро­монах-святогорец провел нас к иконе. Она стояла под самым паникадилом, большая, в серебряной ризе. Подошли к иконе. И я как-то растерялась, и раньше такое бывало, когда встречалась со святынями, стар­цами или блаженными. Потом собралась и попросила о своих родных, о себе – духовного здравия... Отошла от иконы и тут же положила земной поклон. Мне бы сразу обратить внимание на это чудо, ведь поклонов я уже давно не делала. Когда что-то болит или мешает, мы тут же замечаем, а когда болезнь уходит, не видим. Кажется, так и надо. Отошла в сторонку и стою. Стою и садиться не собираюсь (это я потом, много позже, поняла). Стали выходить из храма – впереди ступеньки, тут я подумала: «Как же пойду, опять будут проблемы?» И вдруг поняла, что проблем нет: иду легко и свободно. Вышли из храма, попробовала руку в кулак сжать, смотрю – сила появилась. Подошла к ба­тюшке, ничего ему не говорю, взяла его руку и с силой пожала. Он в удивлении смотрит на меня – прежде и ложка у меня из рук выпадала: «Что, сила появилась? А ну-ка пройдись». Я прошла. Легко, никакой хромоты, а в душе такая радость, что и передать невозможно. Матерь Божия исцелила. О таком лишь в книжках читала, а тут со мной!

Не знаю, собирают ли святогорцы сведения об ис­целениях, но думаю, что у святой иконы их немало.



Остров Эвбея

Русская святыня



Святой праведный Иоанн Русский особо почитается греками. Мощи его покоятся в небольшом селении Прокопион на острове Эвбее.

Дорога туда идет по горам серпантином, как на Кавказе – резкие повороты, ущелья, поросшие склоны. Ехали мы и пели молебен: «Праведный отче Иоанне, моли Бога о нас». – «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». За окнами – желтеющая листва. Температура упала до 12 градусов: из лета попали в осень.

В храме, где покоятся мощи святого, тихо – будний день. Паломников мало, есть возможность неспешно помолиться, постоять у мощей. Мощи под стеклом, но все видны: открыты ручки, ножки, часть лика, все нетленное – не только косточки, но и плоть. У мощей – икона святого, вся увешана дарами получивших исцеления. Стоит палочка, оставленная бабушкой Марией с острова Кипра. 18 лет она ходила согбенной, не могла видеть лица односельчан. Когда приехала с паломниками к святому и приложилась к мощам, невидимая рука распрямила ее.

Таких исцелений и чудес здесь свершается множество.

Простой русский солдат, пленник, пострадал в Тур­ции в 1730 г., упокоился в Греции, удостоился быть при­численным к сонму святых. Сохранились его шапочка и пояс, в отдельной комнатке верующие при­кла­дываются к ним, многие надевают на себя, при­ложились и мы.



Монастыри святителя Николая, прп. Давида Эвбейского



От нашего святогорца о. Кириона узнали, что рядом есть мужской монастырь преподобного Давида Эвбейского, где в 1991 г. почил один из последних старцев Греции отец Иаков (Тсаликис).

Опять на дорогу-серпантин, еще дальше на север. Едем, а наш водитель говорит: «Эти места очень похожи на афонские. Вам, женщинам, там никогда не бывать. Знайте, на Афоне такие же дороги и природа». А дорога пошла уже грунтовая. Ярко-зеленые хвойные деревья все ближе. Потом мы их потрогали, иголки длинные, совсем мягкие.…

Без путе­водителя сбились с дороги и попали в другой монастырь, женский, святителя Николая. Монастырь принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен на склоне горы Кандили в 10 км от городка Лимни. По преданию монастырь появился в VII вв.

Все монастыри в Греции находятся под защитой го­сударства и на его обеспечении. Монастырей немало, но точное число назвать никто не мог: в Греции около 30 элладских епархий и несколько епархий, находящихся в прямом подчинении Константинополя. Говорят, монастырей сотни, но все они в основном малочисленные: пятнадцать человек – уже крупный мо­настырь.

Монастыри открыты для па­ломников, экс­курсантов как обычные учреждения, например, с 8-ми утра до 12-ти дня и с 4-х до 6-ти вечера. Есть и выходной день. Мы подъехали к 3 дня. Позвонили в колокольчик. Привратница увидела архимандрита, заулыбалась, впустила. Всех паломников принимают одинаково: храм, осмотр территории монастыря, чашка кофе, лукум в трапезной. Нам, когда узнавали, что мы из России, открывали мощи, дарили иконы и книги о монастыре.

В этом монастыре 12 насельниц. Когда сопровождавшая нас монахиня узнала, что в нашем монастыре около 200, всплеснула руками и стала приглашать кого-нибудь остаться.

Священника у них нет, приезжает по праздникам. Так во многих монастырях.

Привели в храм. Удивительный густой запах ладана, не надышаться. Храм благодатный, маленький, уютный, росписи старинные. Вращающийся аналой на клиросе, очень удобный (надо и нам такой сделать). Придел справа – Иоанна Предтечи, в Греции его почитают особо. В приделе все фрески поруганы – тур­­ки посбивали лики святых, вместо них пустые гли­няные заплаты.

Во дворе, как и везде в Греции, многоцветие – буйное соседство красок: желтых, красных, сиреневых, белых. Сестры постарались: украсили монастырский дворик. Желтеют апельсины, чем не Рай? А у входа – вешалка: на ней юбки, брюки. Это для тех, кто пришел в шортах… Сейчас во многих храмах и у нас так, а тогда мы это увидели впервые.

Долго стояла монахиня в воротах, провожая нас, ее имени мы не знаем (в греческих монастырях их обычно не говорят), все кланялась, пока мы отъезжали.

Еще километров 20 на север острова и мы в монастыре преподобного Давида. Монастырь расположен в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис. Основан в 1540 г. прп. Давидом Эвбейским. После кончины основателя (ок. 1600) монастырь стал носить его имя. В обители находятся мощи преподобного, его личные вещи.

Восстановление обители в 1951 году начал игумен Никодим (Фомас), продолжил архимандрит Иаков (Цаликис) (1929 – 1991 гг.), которого называют новым ктитором монастыря.

В молодости, решив посвятить свою жизнь Господу, будущий старец решил посетить Иерусалим. «Перед отбытием в Святую Землю, – вспоминал потом старец, – я решил обязательно посетить монастырь святого Давида, чтобы испросить его благословения, помощи и предстательства. Подойдя к монастырю, я увидел, как местность внезапно преобразилась, стала другой, не такой, какой мы привыкли видеть ее, когда вместе с односельчанами приходили сюда на праздник святого Давида. Передо мной предстал величественный монастырь, необычайно прекрасный… У ограды монастыря преподобный старец с белоснежной бородой ждал меня. Это был святой Давид Эвбейский. Я поприветствовал его и сказал: «Старче, что за прекрасное место! Как же это все здесь стало таким? Я никогда не видел ничего подобного!» Он отвечал: «Это республика подвижников. И у каждого свой домик-келия». – «Старче, ты мог бы и мне дать такой же? Мне они очень нравятся». – «Чадо, если бы ты остался, у тебя был бы такой же, но ты пришел поклониться и уйти». – «Старче, я остаюсь». Как только я пообещал остаться, я увидел, что стена монастыря расступилась, старец прошел внутрь, и тотчас же стена стала прежней. С уходом преподобного исчезло и видение. На том месте, где я видел республику подвижников, все стало таким, как и прежде. Дикий лес… Я увидел монастырь таким, каким он был в реальности – лежащим в руинах. Я пришел в монастырь как простой паломник, но я преклонил главу и обещал святому, что буду служить от всего сердца ему».

Старец Иаков 23 года подвизался как простой монах, потом 16 лет возглавлял монастырь. Прославлен в лике святых в 2017 г.

Видно, что здесь паломников бывает много: стоят автобусы, машины, народ на территории монастыря. Удобная планировка корпусов: они замкнуты в квадрат, и все галереи выходят во двор (батюшке решил отчасти применить этот прием при строительстве келейного корпуса на Сергиевой пустыни).

Несколько монахов молотками разбивают оливки, чтобы легче было достать масло. Один монах (или иеромонах – в Греции наперсные кресты не принято носить, чтобы не воз­носиться друг перед другом) с длинной белой бородой проводил нас в храм. Снаружи храм новехонький, пахнет краской, а внутри стены древние, ХVI века. Приложились к мироточивой главе преподобного Давида – основателя монастыря, своими подвигами заслужившего звания «старец». Много лет эта обитель была центром духовности и борьбы за православие, пока в ХIХ веке всю братию не вырезали турки. Греки чтят преподобного Давида, часто привозят сюда бесноватых, больных. Немало случаев исцелений – сви­детельством тому приношения и костыли, остав­ленные у иконы преподобного.



Старцы

Преподобные Иоаков Эвбейский, Порфирий Кавсокаливит, Паисий Святогорец

В этом монастыре в 1991 году нашел свое упокоение один из нынешних греческих старцев Иаков Эвбейский. На его могилке всегда цветы, горит лампада. 40 лет он подвизался в монастыре, следуя духовными тропами преподобного Давида.

По рассказам, старец обладал особыми дарами: прозорливости, духовного рассуждения, любви. Многие ездили к нему за утешением и наставлением и уже переставали удивляться, когда старец называл не­знакомых по имени, открывал эпизоды их жизни, с любовью шутливо обличал скрытые страсти. Он говорил с детской простотой и был всегда радостным. Эта духовная радость как магнит притягивала при­ходящих, потому все считали за великую милость видеть и слушать его. Старец предвидел час своей кончины и приготовился к ней. В этот день – Введения Пресвятой Богородицы во храм – он был особенно радостным.

На острове Эвбея родился будущий старец Порфирий Кавсокаливит (1906–1991 гг.). Сначала он подвизался на Афоне, а потом в церкви прп. Герасима при госпитале в Афинах. Старцем «любви и боли» называют его. Господь благословил его редким даром – духом присутствовать в разных местах; для него не существовало границ ни времени, ни пространства. Прославлен в лике святых в 2013 г.

О современных греческих старцах, хотя они тогда еще не были причислены к лику святых, уже были написаны книги, собраны воспоминания духовных чад.

«Итак, жизнь без Христа – это не жизнь, – говорил старец Порфирий, – нет ее, она окончена. Если не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах – ты чужд Христа.

Как ты это понял?

Я помню одну песенку:

Со Христом везде,

Страха же нет нигде.

Вам ее не приходилось слышать? А? Это детская песенка, как она мне запомнилась.

Так мы действительно и должны смотреть на Христа. Он – наш друг, Он – наш брат, Он – самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он – это все. Как друг, Он обращается к нам и говорит: “Вы же Мои друзья. Неужели вы этого не понимаете? Мы – братья и сестры. У Меня в руках нет ключей от бездн адских, Я вас не запугиваю, но Я вас люблю. И хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни”.

Понимаете? И здесь нет места угрюмости, унынию, замкнутости на самом себе, когда человек погружен и терзается всевозможными помыслами, страдая от ран, полученных им на его жизненном пути.

Христос – это новая жизнь. Он – радость, Он – свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет, чтобы все были вместе с ним, и все – рядом со Христом».

Вспомнили мы там и старца Паисия Святогорца (1924–1994 гг.), причисленного к лику святых в 2015 г. О нем нам рассказывал отец Кирион (Ольховик), антипросоп Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон, он нередко бывал в келье старца Паисия. Когда у старца спра­шивали о последних временах, он отвечал: «Не бойтесь, Господь своих не оставит, главное – быть верными Богу. Тогда будет немного хлеба и оливок».

Позже о. Кирион прислал в наш монастырь свой перевод высказываний старца Паисия и мы их опубликовали в монастырской газете.



Пелопонес

Монастыри свв. Киприана и Иустинии, Успения Пресвятой Богородицы Мони Клистон, святого Потапия, Рождества Иоанна Предтечи; храмы препмч. Феодоры Вастийской, св. ап. Андрея Первозванного



Наш путь лежал к Пелопонесу, полуострову на юге Греции, где находятся места, связанные с име­нами апостолов Павла и Андрея. Предстояло проехать около 300 километров.

На выезде из Афин мы впервые увидели следы недавнего землетрясения: бетонные дома лежали сло­женными как карточные домики. Трясет здесь пос­тоянно, 3-4 балла – это «норма» для Греции. Дома строятся сейсмоустойчивыми, потому разрушений в 7-балльное землетрясение было относительно немного. Все дома, оказавшиеся в эпицентре, были обследованы специальной комиссией и помечены крестами: красный означает «подлежит сносу», желтый – «капремонту», зеленый – «можно жить».

Невдалеке от поврежденных строений стоят палатки, пока там еще живут люди.

Дорога идет по горам то вверх, то вниз, уши закла­дывает, как в самолете. За окнами – яркое небо с неровно размазанными облаками: сильный ветер, растянув облака, как бы вогнал их в твердь неба.

Впереди на горе, в пригороде Фили – белые зубчатые стены мужского монастыря свв. Киприана и Иустинии, здесь покоятся мощи этих святых.

Монастырь – центр Оропосской и Филийской митрополии старостильной ИПЦ Греции, основан в 1961 году. Мощи святых Киприана и Иустины выносятся для поклонения богомольцам раз в год, в день престольного праздника 2 (15) октября.

В отличие от большинства греческих мо­настырей, в этом монастыре служат по старому стилю, строго соблюдают уставы, выступают против эку­менизма, отчитывают бесноватых. Братии около 35 человек.

Небольшой, уютный храм. На стенах иконы страстотерпца царевича Алексия, святителя Иоанна Шанхайского. На территории порядок, чистота и ... комфорт. Немного непривычно.

Несколько километров вверх по извилистой дороге от местечка Фили привели нас на склон горы Парнита. Здесь на высоте 600 метров, на краю ущелья находится женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы Мони Клистон.

Мы попали в не приемные часы – монастырь для посетителей был закрыт, потому не смогли приложиться к чудотворной иконе Матери Божией, а она особая. Несколько веков назад в скале, что стоит на другом краю пропасти, в пещере поселился инок. Долгие годы он молился пред иконой Божией Матери, а когда отошел ко Господу, эту икону по канату переправили в монастырь. Утром она оказалась на прежнем месте. Так повторялось несколько раз. Потом иноки взмолились: «Чем они прогневали Матерь Божию, что Она не хочет быть в их монастыре?» Икона осталась. Прошли века. Теперь здесь женский монастырь, подвизается около 10 насельниц.

Через ущелье видна пещера, в которой была найдена чудотворная икона. Говорят, монахиня монастыря отправляют туда по канатной дороге горящие лампады. Мы лампад не разглядели, а иконы в пещере были хорошо видны.

Курортный городок Лутраки. Проезжаем по берегу Эгейского моря, и опять в горы. Все выше и выше. Городок остается далеко внизу, хорошо виден Коринфский канал, соединяющий Эгейское и Ионическое моря.

На самой вершине поросшей сосной горы – женский монастырь Осиос Патапиос, святого Потапия. Святой Потапий – под­вижник 1У века, его нетленные мощи покоятся здесь же в монастыре. В небольшой пещере – рака с нетленными мощами святого. Подвижник в черном облачении. расшитом красными схимническими крестами. Обнажены не­тронутые тленом кисти рук, стопы. Ровно мерцают 80 лампад – дары от получивших исцеление. Тихо и благодатно в пещере, как и в самом монастыре. Насельницы монастыря, а их здесь около 40, с любовью приняли нас. Узнали, что мы из России, обрадовались, подарили форму для выпечки больших служебных просфор, настойчиво приглашали отобедать. Хотелось бы побывать на монастырской трапезе, но мы спешили дальше, чтобы засветло попасть к мч. Феодоре. Нам вынесли пакет с яблоками. По­прощались. Стали спускаться вниз по лестнице. Слы­шим: кто-то нас догоняет. Бежит пожилая монахиня. Еле перевела дух: «Это вам». Протягивает 2 пакета с хлебом и оливками. Оливок килограмма три. Хочется чем-то отблагодарить, да мы, бестолковые, ни одной русской иконки с собой не взяли.

Помоги им Господи молитвами преподобного Пота­пия подвизаться, с любовью принимать паломников, содержать приют для нуждающихся женщин и детский лагерь!

Спускаемся вниз по горе. Вся она поросла сосной – певкой. Вспомнилось библейское предание: когда Адам заболел, он послал своего сына Сифа за лекарством в Рай. У врат Рая стоял и охранял его с огненным мечом Херувим. Херувим дал Сифу три семени – кедра, певка и кипариса. Сиф не застал Адама в живых и посадил на могиле отца три семени, из которых выросло одно дерево. Когда строили храм Соломона, это дерево срубили, но оно не пригодилось в строительстве, много лет пролежало в Овчей купели, куда спускался Ангел Господень и возмущал воду, чтобы древо не затянуло тиной. Из этого древа и был позднее сделан Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа.

Чуть ниже монастыря святого Потапия – женский монастырь Рождества Иоанна Предтечи.

В храме большой мощевик. Монастырь ма­ло­численный – около 6 монахинь. Все в возрасте, есть сестра на инвалидной коляске. Каждая несет послушание. Монахиня на коляске продает иконки, крестики. Подарила нам фитильки для лампадок.

Коринфский канал. 65 метров глубина. Пелопонес. Древний Коринф. От него остались одни развалины, но они свидетели того, как проповедовал здесь апостол Павел, неподалеку – святой источник. Вспомнилось из послания апостола Павла к коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16).

Еще 150 километров до деревни Васта в области Аркадия. Здесь, за деревней, в безлюдном местечке стоит уди­вительная церковь. Храм препмч. Феодоры Вастийской. Феодора жила в ХI веке и решила, спасая семью, выдать себя за юношу, служить в императорской армии. Воина Феодора оговорили и приговорили к смертной казни. По другой версии: Феодора погибла, защищая деревню. По третьей: подвизалась в мужском монастыре, скрывая свой пол. Общее во всех версиях: смерть в раннем возрасте в облике юноши и слова, сказанные перед кончиной. Святая взмолилась, прося Господа, чтобы по смерти тело ее стало храмом, кровь – святой водой, а волосы – деревьями. Так и случилось. Когда она погибла, открылось, что воин/инок Феодор – девушка, а на месте ее гибели появилась церковь, на крыше которой растут 17 больших деревьев (по числу лет святой). Что удивительно, корней нет ни на кровле, ни под крышей, ни около стен, деревья растут подобно волосам, из ниоткуда. Из-под храма струится вода – святой источник.

Когда мы подъехали, было уже темно. Тихо, слышны только пение птиц и шелест кленов и дубов. Пел соловей. В темноте ярко горели свечи, поставленные кем-то, кто был до нас. Помолились.

Окунулись в источник. Внизу по его течению – большие корзины, наполненные оливками, плоды обязательно вымачивают, прежде чем есть.

Дорога на Каламату. Там мы переночуем, а потом отправимся дальше.

Вдоль горной дороги – дубки, оливковые плантации, отцветшие кактусы – опунции. Их шишки съедобны. Мякоть темно-оранжевого цвета, сочная, довольно сладкая. Но собирать их без сноровки оказалось опасно – иголки тоньше паутинки, совсем незаметные. А впиваются так, что не вытащишь, потому нужны специальные перчатки. Увидели мы и земляничное дерево – большой кустарник, усыпанный крупными с клубнику плодами. Их едят на Афоне. Мы попробовали по одной ягодке – все-таки плод незнакомый.

Высоко на скале – монастырь. Их здесь немало, а за ним белое кладбище. Белые надгробные плиты, белые мраморные кресты. Словно ласточкины гнезда-деревушки по склонам гор. На бетонных ограждениях вдоль дорог надписи: «Нет числу 666», «Американцы-фашисты» – отзвуки недавней войны на Балканах и дебатов о том, принимать ли паспорта со штрих-кодами.

Город Патра. Издалека уже виден храм св. ап. Андрея Первозванного. Храм не похож на те, что мы видели прежде. Чаще всего здесь их строят из серого камня и почти плоские крыши покрывают яркой черепицей, оттого церкви похожи на пряничные домики, а эта церковь – величественный собор с мозаикой, куполом, на­по­минающим наш Исаакий.

Внутри благолепие – белый мраморный иконостас, огромное резное деревянное паникадило, раз­но­цветный наборный мраморный пол: зверюшки, цветы, орнаменты.

В левом приделе – мраморная белая резная сень, под ней на миниатюрном серебряном храме в сосуде покоится глава святого апостола Андрея. Позади крест, на котором распяли святого, вернее частицы креста, заключенные в стекло. Луч света попал на него, как бы напомнив о последних минутах жизни святого: два дня проповедовал апостол на этом кресте, а потом взмолился ко Господу, чтобы Он удостоил его крестной смерти; яркое сияние Божественного света осветило крест, и апостол Андрей с молитвой предал душу Господу.

Храм апостола Андрея большой, гулкий, откуда-то издалека едва слышна молитва, песнопение доносится как бы из-под купола. Певчего не видно, наверное, запись. Приехала небольшая группа греческих паломников. Женщины без платков, здесь покрывать головы не принято, потому, когда наши входят в храм, их сразу спросили: «Русские?» Крестятся здесь непривычно: не крестное знамение, а легкий крохотный круг у живота. Так в Греции крестятся все – и священники, и миряне.



Афины

Ареопаг. Монастыри Успения Пресвятой Богородицы, святого Ефрема Новоявленного, Введения во храм Пресвятой Богородицы



Столица Греции Афины. Здесь называют ее Афина – в единственном числе, потому что это имя языческой богини. Христианство и язычество тесно соседствуют в Элладе. И не только в именах и названиях. Все жители православные, но по-своему, на свой лад: всерьез относятся к сглазу (повсюду продаются амулеты-обереги). Перед Великим постом «апо креас» («без мяса») вся страна участвует в карнавалах, в представлении ряженых. В первый день Великого поста – Чистый понедельник – в Греции выходной, все выезжают на пикники и запускают воздушных змей.

На Страстной седмице Греция напоминает поле битвы – груды баранов лежат вдоль дорог, ждут пасхального стола (яйца, куличи и пасхи здесь не в чести, главное – пасхальный барашек).

В пасхальное воскресенье после службы, возгласов «Христос Анести!» (Христос Воскресе!) – «Алитос анести» (Воистину воскресе) и фейерверков начинается празднование. Традиционная трапеза: суп из бараньих потрохов – магирица, жареный ягненок, первое вино прошлого урожая – рецина, пасхальный плетеный хлеб с орехами – цуреки.

Храмы соседствуют с разрушенными языческими капи­щами. В центре Афин ареопаг – место, где проповедовал апостол Павел, а рядом – развалины языческого храма и амфитеатр. На ареопаг ведет каменная лестница. Ступенек немного, но они так отшлифованы ногами туристов, что идешь, как по льду. Наверх поднялись, а спускаться пришлось уже босиком – иначе съедешь, как с горки. И вершина ареопага отшлифована за столетия. Здесь всегда молодежь: сидят, смотрят с высоты на Афины, размышляют, фило­софствуют.

Недалеко от Афин гора Пендели. На ней – мужской монастырь Успения Матери Божией, принадлежащий Афинской архиепископии, основан в 1578 г.

Как нам сказали, это «показательный монастырь», «центр миссионерства и духовного просвещения» – межправославный центр Элладской церкви с гостиницей и конференц-залом, библиотекой и музеем.

Здесь всегда людно. Проводятся конференции, встречи. Издается много духовной литературы. Монастырь древний, древние стены, древние фрески... Но, пожалуй, это единственная обитель в Греции, где мне субъективно не хватало мо­настырского духа. Показалось, что побывали в офисе, учреждении. Вероятно, сказалось многопопечительство – оно ино­честву помеха...

Неа Макри, местечко близ Афин, здесь находится монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, но его больше знают, как монастырь святого Ефрема Новоявленного. Это место многочисленного паломничества. По выходным люди здесь бывают тысячами, все едут поклониться св. Ефрему Неа-макринскому, а с 23 апреля 1999 г. весны и отошедшей ко Господу игумении Макарии, которая открыла мощи святого в 1950 году.

Согласно преданию, в Х веке на горе Амумон в Аттике подвизалось немало от­шельников и монахов. Духовным центром иноков был мужской монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В ХV веке монастырь был разрушен, от него остались одни развалины. Когда матушка Макария (тогда еще Макрина) пришла на это святое место, голос, звучавший внутри нее, настойчиво призывал копать в определенном месте. Рабочий, помогавший ей при раскопках, отказался копать там, где она просила. «Мало ли чего у тебя в голове!», – говорил он ей, но где бы ни пытался копать, ничего у него не получалось. Наконец, он смирился. Расчистили место от камней и стали углубляться в землю. Из земли вышел огонь, разлилось благоухание и обнажились мощи.

С тех пор св. Ефрем, так звали этого мученика, стал часто являться матушке. Он сам назвал свое имя, рассказал свое житие.

Священномученик Ефрем много лет подвизался в монастыре. Потом пришли турки, они убили монахов, а его истязали более года: подвесили на дереве вниз головой, пробили гвоздями голову и ноги, прокололи тело горящим колом (житие подробно описывает все страшные истязания). Это было 5 мая 1426 года.

Теперь на этом месте женский монастырь. До сего дня св. Ефрем является насельницам, прихожанам, страж­дущим, больным, молитвой исцеляя, вразумляя ве­рующих. Чудес было так много, что их стали собирать, записывать и потом издали отдельной книгой (эту книгу тогда же перевели на русский и мы издали в нашем монастыре). Сейчас св. Ефрем – один из самых почитаемых святых в Греции. На иконах он изображается таким, как описывал себя сам и каким видели его многие: высокий, худой инок с горящим светильником в руках. В монастыре сохранилось дерево, на котором пострадал святой. Посреди храма покоятся мощи священномученика.

В 30-ти километрах от Афин – городок Кератея, близ него крупный женский монастырь – Введенский. Как нам сказали, здесь подвизается около 100 монахинь (число для Греции огромное). Три храма и корпуса монастыря расположены в живописной местности – на горе, рядом с морем, его здесь на­зывают Κακή θάλασσα (Каки Таласса), что означает «плохое море». Красивейшая бухта среди скал, ярко-синее море, но иногда оно внезапно становится молочно-белым, продолжается это недолго, около часа, а потом вода вновь становится прозрачной.

В монастыре – заросли цветущих кустарников – сиреневых, белых, розовых, красных, желтых. Под ветвями пальмы пожилая монахиня плетет четки. Послушания в греческих монастырях в основном рукодельные – плетение четок, вышивка, поделки, иконопись. Во многих монастырях иноки и инокини занимаются духовным деланием – Иисусовой молитвой, эта традиция пришла из Синая и с Афона, до сего дня некоторые старцы-святогорцы духовно окормляют монастыри на материке.

Зашли во Введенский храм. Здесь находится чудотворная икона Матери Божией Казанская. Она подарена мо­настырю царем Николаем II. Радостно было прило­житься к русской иконе, повеяло родным, и сразу захотелось домой, в наш монастырь. Пропели тропарь Введения, начали петь кондак, а дежурная монахиня знаками показывает: нельзя. Пытаемся объяснить, что это молитвословие Матери Божией – Панагии, – нет, строго качает она головой. Что ж, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Зато в соседнем храме в честь иконы Матери Божией «Живоносный Источник» нас приняли приветливо. Здесь из-под храма течет источник. Матушка дала нам водички и срезала пучок душистой травы, которую они добавляют в тесто, когда пекут пасхи.



Фессалоники

Храм Дмитрия Солунского, собор св. Григория Пала­мы



Теперь наш путь лежал на север, в Фессалоники. Фессалоникам 2 300 лет. Здесь находятся самые древние храмы Греции, еще с первых веков христианства. Паломники приезжают сюда поклониться великим святым – Димитрию Солунскому, Григорию Паламе.

Храм Димитрия Солунского, V век. Один из главных соборов Фессалоник. Под храмом музей, в нем остатки первого храма, следы его видны и в самом соборе – некоторые колонны первых веков. Они уже рас­слаиваются и заключены в металлические обручи. Сам собор, как и все храмы Греции, удивительной красоты и ухоженности. Кажется, что для греков самое главное лепота храма. И это так, ведь Греция страна пра­вославная, это чувствуется везде.

Как хорошо путешествовать по православному госу­дарству: увидев монашествующих, все радостно улыба­ются, у священнослужителя обязательно берут благо­словение. Повсюду храмы, на горах – кресты, и селения названы в честь святых – святой Константин, святая Марина, святой Стефан. Позавидуешь, вот бы и у нас так!

Мощи мч. Димитрия Солунского находятся в небольшой изящно выполненной мраморной ку­вуклии, но в день нашего посещения они были вынесены на средину храма перед алтарем. Весь храм украшен цветами: мощи и икона Матери Божией «Достойно есть», колодец, куда был сброшен мученик. Так Элладская церковь отме­чала день памяти мученика, пострадавшего в 306 году.

Мч. Димитрия называют здесь «вторым апостолом Павлом», потому что он первым основал в Салониках христианскую общину, апостолу Павлу он последовал и в мученической кончине.

Накануне нашего приезда Фессалоники отмечали и большой государственный праздник – Охи. Греческое «охи» означает «нет». В этот день всегда проходит военный парад, греки вспоминают события Второй мировой войны, как мы наш День Победы.

И еще один большой праздник для Греции – пребы­вание в стране иконы со Святой Горы Афон «Достойно есть». Прошло уже десять запланированных дней, а народ все не убывает, святогорцы оставили икону еще на неделю. Здесь же в соборе приложились к мощам св. Анисии, свт. Григория, митрополита Фес­са­лоникийского (ХIХ век).

Встретили двух монахов из Троице-Сергиевой лавры, они нас провели в один из приделов, закрытых для обычных посетителей, – крохотный алтарик. Сам придел человек на десять, не больше. Здесь стены дышат ста­риной, древние фрески. Монахи нам рассказали, где найти место проповеди апостола Павла, могилку афонс­кого старца Паисия в м. Суроти в Иоанно-Бого­словском женском монастыре, мощи препп. Феодоры и Давида, храмы святой Софии и Григория Паламы.

Накануне нашего отъезда в Фессалоники зашел разго­вор об исихастах, о том, что в монастырях Греции не утрачена Иисусова молитва, духовное делание. Игумен Петр (Пиголь) привез о. Амвросию свою новую книгу о Григории Синайском – основоположнике исихазма. Когда мы ехали в Фессалоники, не знали, что здесь мощи Григория Паламы, и вот такое чудо – он рядом с нами!

Кафедральный митрополичий собор св. Григория Пала­мы поражает своей красотой – все фрески на­писаны на золоте. Это золото как бы напоминает нам о нетварном Фаворском Свете, который удостоился созерцать великий подвижник ХVI века.

Храм св. Григория небольшой, но удивительно благо­датный. Благодатное присутствие святого чувствуется так сильно, что удержаться от слез невозможно, душа не перестает восклицать: «Слава Богу! Какое счастье, что мы здесь!» И уже ничего не хочет, думает только о горнем, повторяя слова: «В горняя! В горняя!» – с которыми святитель отошел ко Господу.

К нам вышел смотритель (оказалось, он выходец из Грузии) и пожертвовал для нашего монастыря несколько иконок святителя. Дай Бог, ему здоровья!

Стали уходить, а тут такая интересная «картинка»: подъе­хали две монахини на джипе. Инокиня за рулем, так ловко управляет машиной. Наш батюшка не удержался, снял их на видео.

30 километров пришлось проехать по городу, пока сумели все посмотреть. Пришел час трапезы. Заказали осьминогов, решили попробовать – их в Великий пост едят на Афоне. Что ж, есть можно, чистый белок.



Источник святой Параскевы Пятницы Римской



Примерно в 100 километрах от Фессалоник – ущелье Темпи. Это место многочисленных паломничеств. Пра­вославные особо почитают место, где была обретена икона св. Параскевы Пятницы.

Мы оказались здесь под вечер. Мрачная, нависшая над пещерой скала, хотя и освещена прожекторами, производит угнетающее впечатление.

Шумят старые платаны с покореженными временем стволами, изрытыми впадинами и дуплами. Под скалой – ход, там пещера, огромный камень, в который вбит гвоздь. Теперь здесь церковь. Чуть поодаль – узкий ход в глубь пещеры. Вдруг он резко обрывается, и мы оказываемся в тупике. Осталось метра два до стены, хорошо не пошли дальше, иначе полетели бы вниз: оказалось – это источник, вода в нем такая прозрачная, что ее совсем не замечаешь. Видишь дно и думаешь, что это дорожка, по которой нужно идти. Вода здесь целебная, исцеляет страждущих глазами. И на иконах мученицу Параскеву Римскую изображают держащей в руках глаза.



Метеоры

Монастыри Преображения Господня, святой Варвары, св. Стефана



В г. Метеоры приехали уже поздно ночью. Пе­реночевали, а рано утром глянули в окно – ну и красота! Уже второй раз здесь, но привыкнуть к этому невозможно. В голове один вопрос: как? Как Господь сотворил такое чудо? Как монахи смогли подвизаться на такой высоте, ведь многие из разрозненно стоящих отвесных скал до полукилометра?

Метеоры переводится как «парящие в облаках». Среди спокойной зеленой равнины – лес скал. Много веков назад здесь была река до 100 км шириной, и скалы эти имеют не вулканическое, а осадочное происхождение. Эти недоступные для человека гигантские столбы и выбрали 600 лет назад монахи, спасаясь от турецкого преследования. Первым был пр. Афанасий Метеорский, он основал монастырь «Большая Метеора» в честь Преображения Господня. Теперь в этом монастыре покоятся святые мощи его и его сподвижника преп. Иоасафа.

Чтобы попасть в монастырь, надо сначала спуститься с горы, а потом подняться по каменной винтовой лест­нице, построенной для паломников уже в нашем ХХ веке. Монахи до сих пор пользуются канатной дорогой: строительные материалы, продукты доставляют только таким способом.

Мы спросили: «Сколько в монастыре монахов?» Инок вздохнул и ответил по-английски: «В прежние времена было до сотни, теперь только десять». В монастыре есть костница, подобная той, что на Святой Горе Афон: полки, а на них ровными рядами черепа – белые и желтые. Белый – значит, помилован, желтый – угодил Богу; рядом сложены косточки.

В приемной, где нас угощали, мы увидели фо­тографии заснеженных Метеор. Снег здесь бывает ежегодно, правда, долго он не лежит. Раньше снег и дождь были един­ственными источниками воды, их тщательно собирали и хранили целый год – ведь подземных источников на горах нет.

Женский монастырь Руссану. Он тоже Пре­об­ра­женский, но здесь особо почитают вмч. Варвару, потому его еще называют монастырем св. Варвары. Чтобы войти в монастырь, надо наклониться – низкий двер­ной проем. Помню в прошлый раз я зазевалась, подходя к дверному проему оглянулась назад и сильно уда­рилась, потом пришлось отлеживаться в приемной (батюшка даже запечатлел этот момент на фото). В этот раз смотрю: проем оббит чем-то мягким – наверное, не только я ударялась. Надо при­гнуться, смириться. Смирение – основа в монастыре.

Прошли в храм – скорее, домовую или пещерную церковь. Помолились. Уходить не хотелось, не сговариваясь все присели на стасидии. Сидели, молчали. Так тихо и благодатно.

В притворе рассмотрели фрески. Все они на одну тему – мучения святых. Отрубленные головы, руки, ноги; дыба, колесование, сожжение на костре и в котлах. Мучения, мучения, мучения... Над каждым эпизодом – имя святого. Как можно было все это вынести? Не укладывается в голове… Конечно, Господь укреплял, но не перестаешь удивляться мужеству святых.

Женский монастырь св. Стефана, где покоятся мощи св. Стефана и стопа вмч. Марины. Мужские монастыри св. Троицы, пр. Варлаама, св. Николая. Все они высоко на скалах, почти все восстановлены, храмы расписаны. На всех стенах, куполах – фрески. Яркие, праздничные. Они хранят свою свежесть долго: здесь нет копоти от горящих свечей, зажжены только лампады, а свечи ставят в особо отведенном месте, перед входом в храм и над ними – вытяжка. Чаще всего их ставят не на под­свечники, а в большие металлические ящики, на­полненные песком; бывает, что поверх песка налита на два пальца вода. В какое бы время человек не поставил свечу, она догорит до воды, и сама погаснет.

…Двести километров до Афин. Историческое место – ущелье Фермопилы, здесь в 480 г. до н. э. 300 спартанцев под пред­водительством царя Леонида сражалось с персами.

Термальный источник остался до сего дня. Он сероводородный, температура около 40 градусов.



Остров Эгина

Монастыри свт. Нектария Эгимнского, св. Екатерины, Успенский Хризолеонтисский. Палиохора



Если приехать в порт Афин, непременно увидишь вдали остров. Это Эгина. До него около 30 километров по воде. Небольшое судно нас доставило туда за полтора часа.

На Эгине 7 монастырей. На соседних островах по 9. Эгина – особый остров, здесь подвизался святитель Нектарий Эгинский – покровитель женского монашества. У нас в России его больше знают, как святого, исцеляющего от рака.

Немало претерпел в своей жизни святой, его святительский путь был скорб­ным. С 14-ти лет он узнал, что такое труд и нищета. Работая подмастерьем, и в детской простоте он составил письмо Богу, надписав адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту ему встретился добрый человек, который прочитав письмо, стал помогать мальчику.

Зарабатывая себе на жизнь нелегким трудом, будущий святитель обрел возможность учиться и помогать семье. Получив прекрасное образование, он принял постриг и ревностно служил Господу, призывая всех хранить чистоту Православия и апостольские установления.

Враг позавидовал ему, Святитель был оклеветан, лишен должности и права принадлежать к любой из авто­кефальных Церквей. Так продолжалось 30 лет, до дня его кончины…

Свт. Нектарий не переставал искать себе пристанище. За годы гонений у него появилось немало духовных чад – девушек, которые хотели посвятить себя иночеству. Святой Нектарий взял на себя устроение монашеской общины и остановил свой выбор на острове Эгина, на развалинах древнего монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Он выкупил раз­валины и основал женский монастырь в честь Жи­воначальной Троицы. Враг опять позавидовал святому: новая клевета, новые поношения, а потом – серьезная болезнь.

9 ноября 1920 святитель отошел ко Господу. Только после смерти свт. Нек­тарий был реабилитирован и про­славлен.

Еще при жизни святого многие по его молитвам вра­зумлялись, исцелялись. По его успении чудеса и ис­целения умножились. В женском монастыре свт. Нектария, где покоятся его святые мощи, висит сертификат, под­т­верждающий многочисленные исцеления, а рядом с ним сотни даров – крестиков, иконок, часов, брошей. На некоторых их них стоят даты и имена получивших исцеление.

Рядом с монастырем свт. Нектария необычное место – заброшенный город IX–XIX вв. Палиохора. Это небольшая гора, на которой стоит множество часовен: около 40, через каждые 10-15 метров (по преданию, их здесь было прежде более 300).

Ходишь среди заброшенных церквушек и читаешь на каждой надписи: агия Анна (святая Анна), агия Варвара... Храмы свт. Николая, Воздвижения Креста Господня, св. Дио­нисия... 800 лет назад здесь была епископия архиепископа Дионисия Эгинского. На протяжении столетий Палеохора подвергалась набегам византийцев, франков, венецианцев, турков. Со временем жители переселились ближе к морю, а Пелиохора пришла в упадок.

У подножия Палиохоры – женский монастырь св. Екатерины. Территория совсем небольшая, но очень уютная. Живет здесь всего 6 сестер. В храме оказались частица мощей вмч. Екатерины, мощи св. Агафии.

Едем выше в горы в женский Хризолеонтисский монастырь XIV века. На самом деле это монастырь Успения Пресвятой Богородицы, но так как здесь особо по­читают икону Хризолеонтисской Божией Матери, по Ее имени и названа обитель. На полпути к монастырю находится камень, на котором, по местному преданию, Матерь Божия оставила отпечаток своей руки. На камне вырезана икона и теплится лампада.

Кончился асфальт, идет горная дорога, скорее до­рожка, вся усеянная камнями, в колдобинах. В монастырь ведут протоптанные козами горные тро­пинки. Первыми, кто нас встретил в монастыре, были животные и птицы. Их здесь немало, монастырское хозяйство большое: овцы, козы, лошади, ослы, куры, утки, павлины, индюшки и множество кошек. Увидев новых людей, вся эта живность встрепенулась: кто бросился наутек, а кто, наоборот, навстречу. Один очень общительный козлик никак не хотел отставать от нас, все норовил уткнуться носом.

В монастыре были не приемные часы, но нам открыли. Здесь подвизается 7 насельниц, есть и молодые. Юная послушница, когда открывала нам врата, каждому приложилась к руке, так учат молодых смирению и странноприимничеству. В храм провела сама игумения. Храм древний, лики на фресках темные, что не­привычно – чаще в греческих церквях мы видели яркие краски. Слева, у иконостаса, в серебряном окладе старинная чудотворная икона Матери Божией. Перед этой иконой при посещении обители молился святитель Нектарий Эгинский.

…Закончилось наше пребывание в Греции, па­ломничество по святым местам. Чувство родства с Грецией не покидало нас все путешествие. В нашем сознании, в языке немало общего. Правда, были и языковые курьезы: оказалось, что «трапеза» – это не еда, а банк, «просфора» – не хлеб, а приношение. Выяснилось, что «куро­­лесить» произошло от поспешно сказанного гре­ческого «Кирие, элейсон» – «Господи, помилуй».

Эллада – страна особая, от нее мы приняли Пра­вославие. Святынь и монастырей здесь немало. Конечно, хотелось бы побывать на острове Патмос, куда был сослан святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (от Афин – ночь кораблем), на острове в храме Успения Матери Божией, поклониться иконе, Пресвятой Богородицы, написанной апостолом Лукой... Но нельзя объять необъятное. Слава Богу, что Господь через добрых людей даровал поездку в благословенную страну.

1997 и 2010 гг.

Монахиня Иоанна (Смирнова)