Отрывок из новой книги известного греческого старца Паисия
Святогорца († 1994).
У некоторых людей может возникнуть вопрос, почему Бог
попускает, чтобы страдали от несчастий, клеветы и т. д. люди праведные, у
которого с детства душа была чистая. Потому решил я написать, что чувствую.
Конечно, суды Божии бездна; но одна из причин, по моему разумению, может быть и
такая. Если бы Бог не попускал неправедной клеветы на некоторых праведников,
то как бы могли оправдаться люди неправедные, которые по гордости не могут
признать собственных недостатков? И земля их не держит, и бесы ищут случая как
бы привести их в отчаяние, чтобы наложили на себя руки и отправились в
преисподнюю. Однако, великая любовь Божия, дабы ни одна даже самая слабая душа
не погибла, попускает, чтобы были обвиняемы неправедно и клеветами осыпаемы
праведники, но, в конце концов, истина обнаруживается. Таким образом, Бог
помогает и нам всегда иметь добрые помыслы, если слышим злые слова в адрес
нашего ближнего, и спрашивать себя: «А не клевета ли это?» Тогда и виноватые
утешаются, постепенно начинают чувствовать собственную вину, обличаются
собственной совестью и исправляются, если, конечно, в них есть благое
произволение. Проще говоря, порой Бог облегчает тяжесть виновных тем, что
неправедно обвиняются праведники.
Конечно, люди
неправедно пострадавшие – это самые любимые Божии чада. Но у них самих, по
моему разумению, нет таких мыслей. Наоборот, они думают, что и сами могли бы
оказаться в числе виноватых, если бы Божия Благодать их оставила, и даже
оказаться в тюрьме, и мучиться угрызениями совести. А теперь они, как
неправедно пострадавшие, имеют в своём сердце Христа, Который неправедно
пострадал, и радуются и в тюрьме, и в месте изгнания, словно в раю, ведь где
Христос – там и рай.
Праведники, имея любовь благородную, не ждут небесного
воздаяния за добро, которое делают ближним, потому что они дети Божии, и
трудятся в своём доме, Церкви Христовой, по любви и благому произволению.
Если бы человек
хорошенько подумал, какую душевную пользу и какое внутреннее наслаждение он
ощущает уже здесь в этой жизни от одного маленького доброго дела, которое
делает ближнему, то не ждал бы благодарности, а сам бы благодарил того, кому
сделал добро. Ведь веселие, которое ощущает душа, и радость, которую чувствует
сердце милостивого человека, даже за кусок хлеба, пожертвованный сироте, не
может дать сердцу ни один, даже самый великий врач-кардиолог ни за какие
деньги на свете.
Такую же точно радость ощущают в своей душе христиане,
которые подвизаются, трезвятся, бдят, молятся и постятся. А те, кто ест, что
хочет и когда хочет, пьёт вино и прохладительные напитки, не имеют об этой
радости никакого понятия.
Работающий за плату
– наёмник; и кто удаляется греха по страху мучений, о себе же заботится. И то
хорошо, но благородства здесь нет. Ведь после такой великой жертвы, какую
принёс Христос ради нашего искупления, мы по усердию должны стремиться не оказаться
в аду, чтобы Он не печалился, видя наши мучения.
Такого рода любовь ко
Христу была у святых отцов нашей Церкви. А у многих из нас любовь бедная и
дешёвая, ведь любовь дешёвая не идёт дальше освобождения от адских мук.
Такого рода любовь соединена с безверием: и в этой жизни наслаждаться всем,
чем возможно, и в будущей не лишиться рая.
Если бы Христос сказал нам: «Дети мои, рай переполнен, для
вас места нет», то некоторые из нас стали бы Ему дерзко говорить: «Почему ты
нам раньше этого не сказал?» Другие, не теряя времени, побежали бы скорее,
чтобы лишнюю минуты повеселиться, и ничего не желали бы слышать о Христе.
Но дети Божии, у
которых есть любовь и усердие, со благоговением так сказали бы Христу: «За нас
не переживай, главное, что рай полон. Одно это вызывает у нас такую большую
радость, словно мы сами находимся в раю!» И дальше продолжали бы с усердием
свои духовные подвиги, как и раньше, ради Того, Кого возлюбили чистой любовью.
И Христос, Который весь есть Любовь, будет обитать в их чистых сердцах, как
обитал в святой Плоти Пречистой Девы.
Такие примеры, как
пример старца Хаджи-Георгия, когда попускает Бог, чтобы страдали люди
праведные, сильные, и принимали на себя тяжесть виноватых и слабых, помогая
таким образом своим ближним, конечно, редки. Только в таких случаях можно
сказать, что это происходит «по попущению Божию», а не когда мы сами являемся
источником искушения, потому что тогда сами даём место лукавому. Тогда
действуют духовные законы: «Всяк возносяйся смирится»[1].
По моему разумению, духовные законы действуют так: Чем выше
подбросить предмет, тем с большей силой земное притяжение его тянет вниз, он
ударяется о землю и рассыпается (естественный закон). Чем больше человек
возносится, тем сильнее будет его духовное падение и соответственно высоте
своей гордости он сокрушится. За исключением, если гордость его превзойдёт
человеческую и достигнет демонической степени. Тогда духовный закон на него
не действует в этой жизни, но исполняется слово апостола: «Лукавии же
человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми»[2] Но если
человек сразу поймёт своё возношение гордости и смиренно попросит у Бога
прощения, то тут же заботливые руки Божии подхватывают его с радостью и мягко
опускают вниз так, что падение даже и незаметно, и нет сокрушения от падения,
ведь сокрушение уже свершилось в сердце покаянием.
То же происходит и с
человеком, который ударил другого ножом. Если он покается искренне, с
сокрушением, то Благой Бог не попускает ему в этой жизни расплачиваться за
свой грех ранами, потому что сердце кающегося человека уже уязвлено
угрызениями совести и страдает. Тогда Бог, как любящий Отец, вместо ран
подаёт ему утешение, проливает бальзам на его страждущее сердце.
Но если сам
согрешивший, по великой ревноcти будет настойчиво просить у Бога понести в
этой жизни наказание за своё прегрешение, хотя Благой Бог его и простил и он
оправдан духовным законом, всё же Господь исполняет его настойчивое прошение,
но одновременно уготовляет ему и нетленный, Небесный, венец.
Также, кто соблюдает заповеди Божии и просит у Бога как
дара, самому пострадать за прегрешения своих ближних или принять на себя
чью-либо болезнь, таковой делается очень близок Христу, и Господь весьма
умиляется, видя благородную любовь своего чада. Бог даёт ему страдать за
прегрешения ближних и попускает испытания в жизни по его настойчивой просьбе.
Одновременно Он уготовляет в награду ему бриллиантовый венец, которым
венчаются мученики, потому что многие люди, которые судят «по наружности».[3]
Но на самом деле такой человек подражает Христу и по своей любви к ближним
действует как сделанный из чистого золота духовный громоотвод., осуждают
его, думая, что Бог его карает за прегрешения.
Суды Божии бездна.
Есть тысячи разных примеров, пророков и святых. Но главное, что в Своих судах
Бог меняется, если меняются люди.
Следовательно,
духовные законы отличаются от законов естественных, потому что в духовных
законах есть сердце, и здесь человек имеет дело со своим Творцом,
Многоблагоутробным, Многомилостивым Богом.
То есть когда непослушный ребёнок приходит в сознание,
кается и начинает терзаться муками совести, тогда Отец с любовью его обнимает и
утешает.
Значит, Отец всегда
наставляет детей с любовью. Цель Его – чтобы дети пришли в сознание и
обратились к Нему. Не по злобе и не по законам человеческой справедливости
судит Он, но по законам Божественной доброты и всё делает ради блага Своих
детей, чтобы они спаслись и унаследовали Его Небесное Царство.
Да действует Благой
Бог, как Ему подобает, да не помянет наших сетований и недовольства, лишь бы
люди всего мира спаслись! Аминь.
[1] Лк. 18, 14.
[2] 2 Тим. 3, 13.
[3] Ин. 7, 24.
http://agionoros.ru/docs/696.html