9 февраля (н.ст.) - день памяти преподобного Леонтия Михайловского, исповедника, просиявшего в Ивановской епархии. Мы уже знакомили вас с житием этого святого, нашего современника (он скончался в 1972 г.). В селе Михайловском, в храме Архистратига Михаила, находятся святые мощи и житийная икона святого Леонтия. Написана она бывшей прихожанкой нашего монастырского храма О.Л. Черных. Несколько лет Ольга обучалась в Иконописной школе при Московской Духовной Академии. Дипломной работой Ольги была икона преподобноисповедника Леонтия. Мы решили побеседовать с Ольгой об этом образе.
Ольга, как получилось, что вашей дипломной работой стала икона св. Леонтия?
Эта икона еще пять лет назад была заказана моей однокурснице. Но учеба в Иконописной школе такая напряженная, что выполнить эту сложную работу не представлялось возможным. Через какое-то время она предложила этот заказ мне. Мне показалось интересным писать икону святого моей епархии, к тому же после 3 курса я могла сама выбирать тему дипломной работы. Мой выбор был одобрен преподавателями, и начался двухлетний труд над образом св. Леонтия
Так долго! Как же шла работа?
Конечно, это время не было посвящено целиком одной иконе. Я писала и другие работы - две из них находятся в Свято-Введенском храме. А образ преп. Леонтия должен был постепенно вызревать. Сначала был подготовительный период: я собирала материал, письменный и художественный. Потом писала эскиз с полной разработкой сюжета. Составляла клейма жития. Делала различные исправления и корректировки после консультаций с преподавателями. Ведь мне пришлось разрабатывать новую иконографию, т.е. создавать образ святого, жившего совсем недавно. К тому же работа над житийной иконой более продолжительна.
Я обращалась к разным источникам, но в основном опиралась на образцы икон конца 14 - начала 15 в.в. Я пыталась понять особый язык древней иконы, изучить художественные приемы, которые использовал автор, обращала особое внимание на особенности цвета и композиции. Пыталась, используя художественные приемы того времени, изобразить жизнеописание в красках преп. Леонтия. Клейма иконы соответствуют его житию. И передо мной стояла задача проникнуть, насколько возможно, в самую суть подвига монашеского и исповеднического.
Как известно, на клеймах житийных икон изображаются основные события из жизни святого. И у многих святых есть какие-то общие моменты жития, как, например, рождение, пострижение в монашество, аскетические подвиги, рукоположение в священный сан, преставление, обретение мощей... То есть при написании некоторых житийных клейм св. Леонтия можно было взять за образец уже сложившиеся иконописные формы.
Но ведь в его житии есть и свои особенности. Как вы, решали эту задачу?
Работая над клеймами жития, я старалась выделить наиболее существенное, ведь клейма в иконе должны раскрывать самую суть. Да, действительно, некоторые клейма новописаной иконы иконографически похожи на клейма икон 15,16 в в., как раз они и изображают упомянутые житийные события, правда, в житии преподобного Леонтия есть еще одна важная деталь (также уже разработанная в иконописи) - изведение источника. Я хочу это отметить, так как источник св. Леонтия почитается и паломники, приезжающие поклониться его святым мощам, могут окунуться, набрать воды.
Преп. Леонтий - исповедник, то есть он исповедовал делом и словом православную веру на протяжении всей своей жизни. Это реальный пример жизни человека по заповедям Божиим Он был мучим при жизни за проповедь Евангелия. Крестил детей и велел матерям «не снимати креста со чад». Конечно же, эти клейма приходилось полностью придумывать самой. Были трудности; ведь здесь должна была быть прежде всего ясность. Изображение без слов должно говорить за себя. К примеру, такое клеймо: первый арест, когда он был арестован за колокольный звон, запрещенный в то время. Или следующее клеймо - св. Леонтия ведут по городу, привязанного к телеге, и погоняют ружьем. Однако в изображении одежды я решила ориентироваться на древние образцы, поэтому солдат в будёновках, как на некоторых современных иконах, вы не увидите.
А что же было сложнее всего изобразить?
Знаете, главная трудность заключалась не в разработке новых клейм, а в написании средника - самого образа святого. Труднее всего было работать над самим образом преп. Леонтия, так как передо мной стояла задача языком иконы добиться сходства, в то же время не сойти к портрету. Ведь икона и портрет - это вещи взаимно противоположные
Надо было художественными средствами отобразить иную реальность и сделать это убедительно. В идеале всегда нужно создавать духовный образ, тот, который поможет молящемуся оторваться от земного и выйти в духовный мир.
Оля, благодарим за беседу, желаем вам творческих успехов и приглашаем всех в с. Михайловское помолиться святому Леонтию перед его мощами и образом.
Записала Елена Двоскина
Ольга, как получилось, что вашей дипломной работой стала икона св. Леонтия?
Эта икона еще пять лет назад была заказана моей однокурснице. Но учеба в Иконописной школе такая напряженная, что выполнить эту сложную работу не представлялось возможным. Через какое-то время она предложила этот заказ мне. Мне показалось интересным писать икону святого моей епархии, к тому же после 3 курса я могла сама выбирать тему дипломной работы. Мой выбор был одобрен преподавателями, и начался двухлетний труд над образом св. Леонтия
Так долго! Как же шла работа?
Конечно, это время не было посвящено целиком одной иконе. Я писала и другие работы - две из них находятся в Свято-Введенском храме. А образ преп. Леонтия должен был постепенно вызревать. Сначала был подготовительный период: я собирала материал, письменный и художественный. Потом писала эскиз с полной разработкой сюжета. Составляла клейма жития. Делала различные исправления и корректировки после консультаций с преподавателями. Ведь мне пришлось разрабатывать новую иконографию, т.е. создавать образ святого, жившего совсем недавно. К тому же работа над житийной иконой более продолжительна.
Я обращалась к разным источникам, но в основном опиралась на образцы икон конца 14 - начала 15 в.в. Я пыталась понять особый язык древней иконы, изучить художественные приемы, которые использовал автор, обращала особое внимание на особенности цвета и композиции. Пыталась, используя художественные приемы того времени, изобразить жизнеописание в красках преп. Леонтия. Клейма иконы соответствуют его житию. И передо мной стояла задача проникнуть, насколько возможно, в самую суть подвига монашеского и исповеднического.
Как известно, на клеймах житийных икон изображаются основные события из жизни святого. И у многих святых есть какие-то общие моменты жития, как, например, рождение, пострижение в монашество, аскетические подвиги, рукоположение в священный сан, преставление, обретение мощей... То есть при написании некоторых житийных клейм св. Леонтия можно было взять за образец уже сложившиеся иконописные формы.
Но ведь в его житии есть и свои особенности. Как вы, решали эту задачу?
Работая над клеймами жития, я старалась выделить наиболее существенное, ведь клейма в иконе должны раскрывать самую суть. Да, действительно, некоторые клейма новописаной иконы иконографически похожи на клейма икон 15,16 в в., как раз они и изображают упомянутые житийные события, правда, в житии преподобного Леонтия есть еще одна важная деталь (также уже разработанная в иконописи) - изведение источника. Я хочу это отметить, так как источник св. Леонтия почитается и паломники, приезжающие поклониться его святым мощам, могут окунуться, набрать воды.
Преп. Леонтий - исповедник, то есть он исповедовал делом и словом православную веру на протяжении всей своей жизни. Это реальный пример жизни человека по заповедям Божиим Он был мучим при жизни за проповедь Евангелия. Крестил детей и велел матерям «не снимати креста со чад». Конечно же, эти клейма приходилось полностью придумывать самой. Были трудности; ведь здесь должна была быть прежде всего ясность. Изображение без слов должно говорить за себя. К примеру, такое клеймо: первый арест, когда он был арестован за колокольный звон, запрещенный в то время. Или следующее клеймо - св. Леонтия ведут по городу, привязанного к телеге, и погоняют ружьем. Однако в изображении одежды я решила ориентироваться на древние образцы, поэтому солдат в будёновках, как на некоторых современных иконах, вы не увидите.
А что же было сложнее всего изобразить?
Знаете, главная трудность заключалась не в разработке новых клейм, а в написании средника - самого образа святого. Труднее всего было работать над самим образом преп. Леонтия, так как передо мной стояла задача языком иконы добиться сходства, в то же время не сойти к портрету. Ведь икона и портрет - это вещи взаимно противоположные
Надо было художественными средствами отобразить иную реальность и сделать это убедительно. В идеале всегда нужно создавать духовный образ, тот, который поможет молящемуся оторваться от земного и выйти в духовный мир.
Оля, благодарим за беседу, желаем вам творческих успехов и приглашаем всех в с. Михайловское помолиться святому Леонтию перед его мощами и образом.
Записала Елена Двоскина