пятница, 19 июня 2020 г.

Воспоминания протоиерея Геннадия Шкиля о встрече с архимандритом Амвросием

Прошло уже сорок дней после смерти о. Амвросия (Юрасова), а я до сих пор очень сожалею, что так и не выбрался к нему. Со времен моей единственной встречи с отцом архимандритом, на которой я получил много ответов, у меня оставались еще и вопросы, который возникли после той же встречи, и я очень хотел получить ответы, посетив старца. Но наше извечное «потом, еще успею» сыграло со мной злую шутку – я уже не смогу поговорить с о. Амвросием.

В 2015 г. мне позвонили из паломнической службы «Сретение» и предложили поехать бесплатно в паломническую поездку по святым местам России. Поскольку я являюсь настоятелем храма прп. Серафима Саровского, а поездка предполагала трехдневное пребывание в Дивеево, я с радостью ухватился за это предложение, к тому же, пока я собирался в поездку, со мной изьявили желание поехать еще 10 человек из числа моих прихожан и прихожан других храмов Херсонской епархии. За это «Сретение» бесплатно взяли в поездку еще и мою матушку.

Некоторые из моих знакомых (напомню — это был 2015 год!) смотрели искоса на меня из-за этой поездки, а некоторые из «благочестивых» (как мне тогда казалось) христиан на мое предложение поехать с нами ответили мне: «Мы к Путину и Кириллу не поедем!». Однако я ехал ни к Путину, ни к Святейшему Патриарху Кириллу (хотя был бы рад встрече с ним), я ехал к Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, Петру и Февронии Муромским, другим святым и святыням Церкви, предстоящая встреча с ними меня очень и очень вдохновляла.

Однако один пункт в программе меня немного удивлял – Иваново… Я просмотрел заранее программу поездки, просмотрел храмы и монастыри, где мы будем останавливаться, подготовил молитвы ко всем святым, к мощам которых мы совершим паломничество, однако имена святых свщмч. Владимира Введенского и блж. Алексия Елнатского, мощи которых покоились в Ивановском Введенском женском монастыре, где мы должны были остановиться, для меня ничего не говорили. Притом, заезжая в Иваново, мы делали довольно-таки внушительный круг.

Не помню в какой момент поездки я спросил у руководительницы поездки Людмилы о том, с какой целью мы делаем такой круг, и она ответила мне, что мы едем в Иваново для встречи со старцем – о. Амвросием (Юрасовым).

Это не вызвало у меня особого воодушевления. Во-первых, я мало, что знал об отце Амвросии, слышал, что он был духовником «Радонежа», это, пожалуй, и все, что я о нем знал. Во-вторых, во время моего становления, как священника, по Церкви разлилась огромная и мутная волна лжестарчества, с некоторыми из лжестарцев столкнулся и я, потому относился к самому уже понятию «старец», прилагаемому к нынешним священникам или монахам с, мягко говоря, недоверием. Очень большим недоверием… Очень большим-большим недоверием…

С таким же недоверием я слушал информацию об отце архимандрите, которая звучала в автобусе от гида и от Людмилы (которые, как оказалось, старались в каждую поездку по России включить Иваново с целью, чтобы паломники попали на исповедь к о. Амвросию), когда мы направлялись из Мурома в Иваново. Мне запомнилась одна история о прозорливости старца, когда он попросил духовное чадо на автомобиле поехать на вокзал встретить паломницу и описал ее приметы. Как оказалось, эта паломница очень давно имела нужду приехать к старцу и вот она, наконец, собралась и приехала. Но главное в этой истории – она даже понятия не имела, что ее будут встречать, она не имела никакой связи со старцем, никому в Иваново не сообщала когда и в чем она приедет, и о ее приезде о. Амвросий не мог никаким образом знать.

Все это я слушал со скепсисом и мне представлялось, что в Иваново находится какой-то старенький священник, который будет говорить всяческие анахронизмы, пугать всех концом света, будут звучать апокалиптически-мракобесные высказывания и пр.

Я даже стал немного опасаться, что, если он уж такой прозорливый, то будет меня за мой скепсис пред всеми паломниками меня позорить, ведь до этого я имел опыт общения со лжестарцами и я видел, как они грубо и по-хамски относились к своим адептам.

Потому я даже обрадовался, когда мы, приехав в монастырь, узнали, что старца там нет, он на скиту. Однако наши руководители были настроены решительно и вот автобус направился на скит.

На скиту к нам вышел навстречу крепкий рослый батюшка, который напрочь опроверг мои понятия о старце как тщедушном немощном старичке. Он выглядел моложе своих лет и только огромная усталость, читающаяся в его глазах, выдавала, что он прожил за свою жизнь сотни, если не тысячи жизней, жизней своих духовных чад.

Он сразу же извинился за то, что у него выдался тяжелый день, он очень устал и исповедовать нашу группу (около 60 чел.) не будет, однако постарается ответить на наши вопросы.

Беседа со старцем длилась часа полтора, все это время он бросал на меня очень внимательный взгляд, и я вдруг понял (атеистам это трудно обьяснить, это все на духовном уровне), что о. Амвросий прекрасно знает, с каким настроением я сюда ехал. Мне стало вдвойне стыдно, что он, отвечая на вопросы, говорил вещи, с которыми я был полностью, стопроцентно согласен. Матушка мне позже сказала, что отец архимандрит доносил паломникам те же мысли, что я рассказывал на своих проповедях. Мне было стыдно за мои понятия о старцах, как о тех, кто «говорит всяческие анахронизмы, пугает всех концом света, озвучивает апокалиптически-мракобесные высказывания и пр.»

И я все время ощущал этот ироничный и внимательный взгляд старца на меня. И сейчас его вижу…

Я писал видео, но… Это необьяснимо – все видео, которое я писал во время поездки и сейчас можно просмотреть без всяких изьянов. Видео о том, как мы подходим к скиту без изьянов, а вот видео нашей встречи затормозилось с момента, когда старец начал говорить. Тормознулась картинка, пропал звук, камера писала дальше, т.е. файл имеет тот вес, который соответствует полуторочасовой записи, но, увы, ничего увидеть и услышать невозможно.

Последнее, чем меня добил старец…

Когда он уже явно устал и от нас, он сказал, что будет завершать разговор. Но у паломников всегда много вопросов и они засыпали его вопросами, теми вопросами, ответы на которые и хотят услышать многие паломники от старцев – не о спасении души, а о ИНН и пр. признаках Апокалипсиса.

И о. Амвросий вдруг протянул в мою сторону руку и сказал: «А на эти вопросы вам ответит этот батюшка. Спрашивайте всё у него». А нужно сказать, что в поездке был еще один батюшка, старше меня и по возрасту, и по хиротонии, даже митрофорный. Но как раз наши взгляды на вопросы, заданные о. архимандриту, не совпадали: он был последователем взглядов, что ИНН и другие внешние атрибуты загонят человечество в ад, я же являлся и являюсь сторонником взглядов, что не внешнее, а внутреннее наполнение души погубит или спасет человека, что начертания на руке – это наши дела, а начертания на челе – это наши помыслы…

Когда мы из Иваново ехали к Годеновскому Кресту в Годеново, я, набравшись смелости, сказал паломникам: «Никто из вас не сомневается в прозорливости о. Амвросия? Потому я выполню его поручение и отвечу на ваши вопросы так, как я это вижу и как я это понимаю»

Встреча с о. Амвросием произвела на меня неизгладимое впечатление. Все пять лет я собирался поехать к нему сам, без паломников и поговорить, мне хотелось опять ощутить на себе его внимательный взгляд и рассказывать, рассказывать, рассказывать… А потом слушать…

Увы… Даже умерев, отец архимандрит дал для меня урок – не оставляй на завтра то, что НУЖНО сделать сегодня…

И еще… Умирая, батюшка сказал слова, которые для меня последние лет 10 были моим маркером: «За все нужно благодарить Господа».

Других слов он сказать и не мог…

Упокой, Господи, душу раба Твоего, архимандрита Амвросия! Помолись за нас, отче Амвросие…