По закону Моисееву каждая мать, разрешившаяся от бремени, 40 дней не могла входить в храм: это были дни ее очищения. Пречистая Матерь Божия не имела нужды в очищении, Она Сама была Источником чистоты и святости, но по смирению Своему и послушанию, подобно прочим женам, ожидала сорокового дня. И когда прошли положенные дни, принесла Она Богомладенца во храм Иерусалимский, сюда же по наитию Духа Святаго пришел и праведный Симеон. Произошла встреча - сретение праведного Симеона и Спасителя мира, рожденного Девой. Исполнилось пророчество, исполнилось обетование Господне: святый старец узрел Богомладенца и принял Его на свои руки. Благословил старец Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32).
Песнь праведного Симеона вскоре стала широко известна, с этой молитвой на устах отошла ко Господу пять веков спустя преподобная Мария Египетская, с этой молитвой на устах в нашем веке отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I... Когда он родился, благочестивые родители измерили рост и ширину плеч младенца, заказали доску такого же размера и на ней благословили написать лик святого, небесного покровителя новорожденного. А крестили его с именем Алексий, небесным покровителем его стал святитель Алексий, митрополит Московский. С малых лет Святейший был посвящен Господу, дожил в трудах и молитвах до 91 года и везде, где бы он ни был, с ним была икона, благословенная родителями. Глядя на доску, Святейший каждый день мог видеть, каким маленьким и немощным был он при рождении, обращаясь к лику небесного покровителя, думал о величии, святости и добродетелях, которые может стяжать человек, посвященный Господу.
Когда человек рождается, дьявол посылает злого духа из бездны, и дух дает клятву, что научит человека всем порокам и страстям, будет внушать ему, что Бога нет, нет потустороннего мира, нет и души. И сопровождает злой дух человека до самой смерти, старается погубить его. Когда же человек приходит к Господу, принимает крещение, Господь посылает ему Ангела Хранителя, который и ведет его по жизни.
В Ветхом Завете союз с Богом видимым образом свершался через обрезание, в Новом - через крещение. Потому та мать, которая не принесет свое дитя в 40-й день в церковь, не посвятит его Господу, добровольно отдает его в руки диавола, и ребенок становится неуправляемым, в нем поселяются злые духи, душа его погибает; и нет у такого ребенка Ангела Хранителя, нет спасения, нет мира и покоя. И каждая мать должна помнить, что спасение ее дитя во многом зависит от нее самой, оттого произойдет или нет встреча ее ребенка с Богом. И общение с Господом должно быть постоянным: после крещения родители каждую неделю должны дитя приносить в храм, молиться, причащать. В Таинстве Святаго Причащения Тело Христово соединяется с телом младенца, Кровь Христова освящает кровь младенца, и дитя крепнет телесно и духовно, и такой ребенок - утешение для родителей.
«Пустите детей приходить ко Мне, - говорит Господь, - и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 13-14). Не мешайте младенцам спасаться, научаться Истине, - встреча с Господом, Любовью сохранит и защитит их.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
15 февраля 1995 г.