23 октября - день памяти обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. Предлагаем Вашему вниманию избранные изречения святого старца.
Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять.
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: «Достойно есть». А в церкви пришедши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне», и проч.
К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. Батюшка о.Макарий, случалось, заболеет, а все пойдет в церковь. Посидит, потом в архиерейскую келью войдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к о.Флавиану, — там побудет; но когда уже видит, что не в силах быть более в церкви, перекреститься, да и уйдет. А то все не верит себе.
Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вместо утрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо обедни — третий и шестой часы с изобразительными.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
В праздности время грех проводить. И службу церковную и правило для работы грех упускать. А то, — Господь как бы тебя не наказал за это.
Болезни
Одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни, старец указывал: «Посмотри на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимою пользою душевною».
Старец Амвросий, сказав слова св. Исаака Сирина, «что невозможно не болети телу в недузех, егда кто изберет путь добродетели», добавил: «И тем более невозможно нам не бывать больными, слабо идущим по этому пути».
Одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни, старец указывал: «Посмотри на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимою пользою душевною».
Старец Амвросий, сказав слова св. Исаака Сирина, «что невозможно не болети телу в недузех, егда кто изберет путь добродетели», добавил: «И тем более невозможно нам не бывать больными, слабо идущим по этому пути».
Вера
Вооружай себя верой, ею же сокрушаются козни сопротивного.
Вооружай себя верой, ею же сокрушаются козни сопротивного.
Внимание себе
На вопрос, как себе внимать, с чего начинать, последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как тщеславишься, как сердишься и проч.».
Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».
Гордость
На вопрос, как себе внимать, с чего начинать, последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как тщеславишься, как сердишься и проч.».
Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».
Гордость
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? — Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает».
Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит.
Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость), посылаются от Бога; а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего.
Грех
Батюшку спросили: «Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так?» Ответ: «Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжении недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать».
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
Грехи — грецкие орехи, — и расколешь, а иногда трудно.
Добродетели
Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.
Что означает: «Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста?» Ответ: «Жезл — крест, скорбь, а палица — молитва Иисусова. Жезл — деятельная часть добродетели, а палица — умная молитва».
Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков, — говорил батюшка, — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово. Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию — он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит.
Долги
Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог да простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.
Жертва Богу
Одна монахиня сказала, что видела во сне икону Божией Матери и будто Божия Матерь ей сказала: «Принеси жертву». Батюшка спрашивает у монашки: «Что же ты, принесла жертву?» А она ответила: «Что же я принесу, у меня ничего нет?» На это батюшка сказал: «Жертва хвалы прославит Мя».
Жизнь вечная
«Батюшка, — спросил кто-то, — ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, у которого близкие родные будут мучиться в аду?» Старец ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это все равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла — взяла билет, и про все забыла».
Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.
«Батюшка, — спросил кто-то, — ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, у которого близкие родные будут мучиться в аду?» Старец ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это все равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла — взяла билет, и про все забыла».
Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.
Жизнь духовная
Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старения и внимания, а иногда и понуждения, и с ошибками и неприятностями которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека.
Старец писал одной дочери духовной, уподобляя ее жизнь довольно глубокому рву, который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает; в другое же время высыхает так, что нисколько по нем не течет вода. Святыми же отцами похваляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему. Ручеек этот удобен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывающая мутною.
Жизнь. Как жить?
На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».
Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения в страхе Божием и, сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слово «сплетня» для него и существовать не будет.
Зависть
Нужно заставить себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
Заповеди
Один раз старец, объясняя слова ап.Иакова «Не мнози учители бывайте», — сказал: «Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать».
Искушения
Некто говорил о.Амвросию: «Когда в грубые искушения впадаю, то прихожу в уныние и даже отчаиваюсь». Батюшка ответил: «Когда о.игумен Антоний был болен, то перед его смертью мы с о.Климентом приходили к нему. О.Климент в это время о ком-то сомневался, а о.игумен говорил: не надо отчаиваться ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись».
Некто говорил о.Амвросию: «Когда в грубые искушения впадаю, то прихожу в уныние и даже отчаиваюсь». Батюшка ответил: «Когда о.игумен Антоний был болен, то перед его смертью мы с о.Климентом приходили к нему. О.Климент в это время о ком-то сомневался, а о.игумен говорил: не надо отчаиваться ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись».
Келия
После всенощной если к тебе придут в келью, то ты встань, зажги свечку и скажи: «Ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы и по очереди». — Этим отучишь ходить в келью.
В кельи не ходить и к себе гостей не водить. Если кто скажет: «Зайдите», — то скажи: «Я теперь в кислом расположении — не могу».
После всенощной если к тебе придут в келью, то ты встань, зажги свечку и скажи: «Ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы и по очереди». — Этим отучишь ходить в келью.
В кельи не ходить и к себе гостей не водить. Если кто скажет: «Зайдите», — то скажи: «Я теперь в кислом расположении — не могу».
Козни врага
«На хребте моем делаша грешницы». Враг нападает на человека страстями, и человек делает все, что ему враг внушает, и все это на его спине отзывается.
Враг борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеяностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик».
Крестное знамение
Как велика сила крестного знамения? Один любил выпивать. И вот однажды в таком виде заблудился где-то, и представилось ему, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водку и предлагает выпить. Тогда он говорит этому: «Подержи пока стакан, а я перекрещусь». И только что осенил себя крестным знамением, как все пропало, и вдали залаяла собака. Он очнулся и видит себя в непроходимом болоте, в водовороте и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда.
Когда в мирском доме бываешь: то как в дом войдешь, в первой комнате креститься три раза; а в другую комнату (перейдешь), можно один раз. А когда обедать сядешь, за первым кушанием только один раз перекреститься, и на весь обед.
Лицемерие
Многие из подражания другим отреклись от веры в Бога. Один так-то не верил в Бога, а когда на войне на Кавказе пришлось драться, то он в самую страшную минуту, когда кругом летали пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас». А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ними, то он отрекся, говоря, что этого не было. Рассказавши про это, батюшка прибавил: «Лицемерие хуже неверия».
Любовь
Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.
Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.
Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.
«Любовь, — говорил раз батюшка словами апостола, — все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не завидует».
Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.
Милостыня
Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню, одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, — той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок».
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».
Св. Димитрий Ростовский пишет: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.
Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.
Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.
«Любовь, — говорил раз батюшка словами апостола, — все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не завидует».
Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.
Милостыня
Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню, одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, — той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок».
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».
Св. Димитрий Ростовский пишет: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
Мир душевный
«Батюшка! — спрашивали некоторые, — отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал на это словами псалма: «Мир мног любящим закон Твой».
Сказано: «Любящим Бога, вся поспешествует во благое». И в другом месте: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». А если «несть мира в костях наших, то явно что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее».
Отвечая одной монахине, почему в ее келии нестроения, о.Амвросий писал: «Во-первых, от душевного врага, который считал своим делом всех и все путать, во-вторых, от человеческого самолюбия и человеческого малодушия и нетерпения».
Молитва
Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем...».
«Христос воскресе» — читать, когда положено Церковью, а то не должно.
Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.
«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала сама Божия Матерь, явившись во сне одной монахине, прибавив, что это для ее же пользы.
Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Или «Боже, очисти мя, грешную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О.Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».
Молитва Иисусова
Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились.
Непременно устами читай молитву Иисусову, а умом не полезно, повредиться можешь.
Бог да благословит оставить обычное правило, и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один по имени Василий объяснял это так: держащийся большого келейного правила когда исполняет его, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А державшийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.
Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы: «У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву, и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, и что же? — коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!»
Монашество
Милостью и помощью Божией сподобились, сестра, воспринять начало монашеского образа вовне, к обновлению внутреннего человека от ветхости возмутительных страстей, лишающих душу мира и отягощающих тело, — да отныне поживем безмятежное житие в простоте и правоте, возвергая печаль свою на Господа всеблагого и всемогущего и всем хотящего спастися.
Если кто-нибудь из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его нескоро представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — все дадут; добрых же дел никто не даст».
Неверие
Одна женщина говорила как-то батюшке об одной семье, что всех в этой семье очень жаль, потому что они не верят ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, не виноваты в этом сами; воспитаны были в таком неверии, или еще были другие какие причины. Батюшка закачал головою и гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания; ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли молиться за таких? Конечно, молиться за всех можно».
Немощь человеческая
Когда батюшке говорил кто-нибудь «не могу» (того-то и того-то потерпеть и исполнить), он нередко рассказывал по этому поводу про одного купца, который все говорил: «Не могу, не могу — слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит точно перед собою, все как будто волки мелькают; глядит — волки. Как он вскочил... да, забыв про тяжесть шуб, прямо на дерево».
Неосуждение
Рассказывал батюшка об одном богатом человеке, который промотал свое состояние, а под конец жизни пришел в монастырь и умер так, что дай Бог каждому из нас так умереть. Хотя и расточителен был покойный, но был и необыкновенно добр и прост душой. Вот и осуждай теперь людей! Нужно иметь больше простоты.
«Что тебе за дело, что про тебя говорят, — сказал как-то раз батюшка, — если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи», — и при этом рассказал известную басню про старика, мальчика и осла.
Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет больше своих.
Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь — судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже за дела.
Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.
Рассказывал батюшка об одном богатом человеке, который промотал свое состояние, а под конец жизни пришел в монастырь и умер так, что дай Бог каждому из нас так умереть. Хотя и расточителен был покойный, но был и необыкновенно добр и прост душой. Вот и осуждай теперь людей! Нужно иметь больше простоты.
«Что тебе за дело, что про тебя говорят, — сказал как-то раз батюшка, — если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи», — и при этом рассказал известную басню про старика, мальчика и осла.
Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет больше своих.
Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь — судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже за дела.
Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.
Обещание
Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.
Осуждение
Чужие дела не передавай.
Чужую рожь веять — свои глаза порошить.
Когда будешь кого осуждать, то скажи: «Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего!» Бревно в глазу это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше.
Пища
На вопрос, заданный кем-то из толпы о том, сколько раз надо есть в день, батюшка ответил примером: «Спасался в пустыне один старец, и пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: »Ну, захочется есть, поешь». «А если еще захочется», — спросил старец. — «Ну так еще поешь», — сказал мальчик. «А если еще захочется», — спросил старец в третий раз. «Да разве ты осел?» — спросил в свою очередь старца мальчик. «Стало быть, — добавил о.Амвросий, — надо есть в день два раза».
Плач
Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка ответил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».
Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка ответил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».
Правда
Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник; я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».
Покаяние
Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, а потом опять за свое принимается.
Батюшка рассказывал, что один человек все грешил и каялся... и так всю жизнь. Покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». А Господь говорит ему: «Если ты, будучи зол, принимал его опять после того, как он мне каялся, то как же Мне не принимать его после покаяния. Ты забываешь, что ты зол, а Я — благ».
Искреннее покаяние и смирение, по слову св.Лествичника, исцеляет и неудобоврачуемые язвы душевные.
Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять».
Поклоны
Один монах говорил: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает». О.Амвросий ему отвечал: «Помни слово Священного Писания: «Сыне, даждь Ми сердце», а не нози».
Спрашивали батюшку относительно поклонов в св. Пятидесятницу. Батюшка сказал, что в церкви поклонов класть не положено, а дома можно. Пятидесятница, пояснил батюшка, означает восстание, а поклоны — падение. Кто стоит твердо, пусть не кланяется, а кто шатается туда и сюда, тот пусть кланяется.
Некто говорил батюшке, что он затрудняется класть поклоны при исполнении правила. О.Амвросий ответил: «Не можешь поклоняться в землю, клади поясные поклоны; если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Св.Пророк Давид сказал: «Хвала Его во устех моих». По немощи, по болезни это допускается».
Помощь Божия
Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь сожиждет дом, всуе трудишася зиждущие», — это значит: если Господь не благословит что, то напрасно будут труды: «Всуе бде стрегий», и ничего не устрежет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия.
Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь сожиждет дом, всуе трудишася зиждущие», — это значит: если Господь не благословит что, то напрасно будут труды: «Всуе бде стрегий», и ничего не устрежет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия.
Помыслы
От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда.
Если помысл будет говорить тебе: «Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?» — То скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить, — опоздал».
Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысел целый день приражается, и ничего; а другой в раз оцарапает, — тот и нужно говорить.
Когда найдет день, что будто хорошо живешь — весело и спокойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя смущать, тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была спокойна?
Пост
Один противник поста сказал батюшке: «Не все ли равно Богу, какая пища?» На это старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что чрез послушание вырабатывается покорность».
Похвала
Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы, или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза, и молчи.
Похвала не на пользу, ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что здесь кланяются, тело по смерти испортится, — прыщи пойдут. У аввы Варсонофия написано: «Серид какой был старец, а и то по смерти тело испортилось».
Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Св.Лествичник велит опасаться таких людей, лучше принять злословившего человека.
Промысл Божий
Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиришься, оттого и не имеешь покоя.
Батюшка кому-то сказал: «Иди, куда поведут, смотри, что покажут, и все говори: «Да будет воля Твоя».
Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией. «Не попустит бо Бог искуситься выше меры, но сотворит со искушениями и избытие».
Судьбы человеческие — все в руках Божиих.
Простота
При разговоре о Дарьюшке-страннице батюшка, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах! Золото везде видно и везде проглянет, и даже в угловатости; а то другой, как не кудрявься, все не будет золото». Сказали: «Как Дарьюшка хорошо умерла!» Батюшка ответил: «От того и кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь».
Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.
Смотри на все просто.
Как это: «Возверзи печаль твою на Господа?» Ответил: «Это значит жить просто и все упование возложить на Господа и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «поглумляшеся и малодушествова дух мой». А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: «помянух Бога и возвеселихся».
Раздражительность
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св.Апостола, правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходит от нашего своеразумения и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежность и смущение водворяются.
Рассеянность
Вопрос: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеяно». Ответ: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».
Рассуждение
Во время смущения батюшка не благословлял делать замечания или выговоры и рассказал, как у архимандрита Моисея был келейник о.Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечал ничего. О.Нифонт приходит к нему и ждет выговора. А архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Но как-то о.Нифонт пришел к архимандриту веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать.
Самолюбие
Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок.
Секира к истреблению корня самолюбия — вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений. Секира эта тяжела, но рано или поздно, а надобно взяться за эту рукоять, которая с виду только страшна, а на самом деле успокоительная для держащихся за нее крепкой рукой и неослабной силой.
Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж, и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, чрез которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.
Самомнение
Что это значит «солга неправда себе»? — «Яко восташа на мя неправеднии, и солга неправда себе»? (Пс.26:12) — это о тех, которые живут неправедно, а думают, что хорошо, и сами себе делают неправду».
Самооправдание
Самооправдание — большой грех: «Егда прииму время, аз правоты сужду».
Самооправдание и обвинение других, правильное ли, или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.
Самоукорение
Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.
Батюшка рассказывал, что когда к старцу Леониду приходили и не сознавали себя грешными, то батюшка о.Леонид говорил: «Ежели ты не грешна, то иди, а там грешные ждут».
Батюшка рассказывал: «Однажды одной княгине было видение, будто она у входа в рай со многими другими, и тут же была девушка в лаптях. Княгиня думала, что ее (т.е. княгиню) за доброту и все добродетели возьмут первой. Каково же было ее удивление, когда вдруг вместо нее взяли эту девушку; она возмутилась, но потом подумала: у меня все-таки есть добродетели, может с этими (указывая на других) возьмут; но ее и тут не взяли. Наконец, взяли всех, а ее и после всех не берут, тогда она упала на землю и начала говорить, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном. И тут услышала над собой: «А вот такие-то и годятся, таких-то нам и надо».
Сварливость
Когда разворчишься, то укори себя, скажи: «Окаянная, что ты расходилась, кто тебя боится?»
Свобода в обращении
Не должно обращаться свободно с мирскими, — ты их соблазнишь.
Если кто шутя до кого дотронется, то десять поклонов положить.
Своеволие
Настойчивым своеволием старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий».
Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира. Своя воля и учит, и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит.
Земной царь велик, и почти все ему покоряются; но есть пословица: «Своя воля — царя боле». Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.
Настойчивым своеволием старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий».
Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира. Своя воля и учит, и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит.
Земной царь велик, и почти все ему покоряются; но есть пословица: «Своя воля — царя боле». Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.
Скорби
О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».
Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец говорил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет».
Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает, и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: «нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».
Св. Тайны
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно, и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи.
Когда батюшку спросили: «Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?» — он ответил: «У того холодность бывает, кто ищет утешение от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать».
Вопрос: «Говорят, когда приобщаешься, то в этот день надо постное есть?» Ответ: «О.Леонтьев говорил, что надо почтить этот день и не есть молочное, а батюшка Макарий снисходил к немощи и говорил, что можно есть».
Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица (Св. Даров), то раздроблять (во рту), а маленькую так проглотить, и не обращать внимания на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других.
Причастницам батюшка часто говорил: «Чашу спасения прииму и Имя Господне призову». Иногда и следующий стих прибавлял: «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его».
Смирение
Сестра, кайся, смиряйся; сестрам уступай — что можно, и не осуждай других, — все с немощами.
Смиряйся, и все дела твои пойдут.
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним; а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, — ох, как умариваешься.
О.Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: «Когда ударят тебя в десную ланиту, подставь другую». Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правой в левую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую — значит, в то время, когда без вины оскорбят, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его. И через это сознание смирись, и прими несправедливое поношение, как уже должное.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Если не имеешь любви (к ближним), смиряйся.
Прочитай «Живый в помощи Вышняго» да и иди прощение просить, — на кого немирна.
Снисходительность
Будь снисходительна к другим. Симеон Новый Богослов писал, что, ежели сто человек успокаивать, а одного оскорбить, то все пропало.
Кто-то сказал старцу: «Как это вы, батюшка, не только не гневаетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их?» Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что и не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?»
«Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, — если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром».
Одной своей духовной дочери старец говорил: «В тебе много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы». А милости-то у тебя и мало; почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека, и не вглядываешься в хорошую; свои жертвы видишь и превозносишься ими».
Сны
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
Если снам или чему-либо подобному верить, то можно ума лишиться.
В подряснике можно спать, и ничем не накрываться. Сны не рассказывать.
Совесть
Бывает, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о.Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести.
Спасение
Иногда помысл приходит: зачем спасаться? Не спасемся все равно, как ни жить. К тому же теперь нет спасающихся, как написано в видении Афонского монаха. На это батюшка так говорил: «То сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиеся есть. Не каждый может быть генералом; а иной — генерал, другой полковник, майор, капитан, солдат и простой человек».
На вопрос, как понимать слова Писания: «будите мудры яко змия», — старец ответил: «Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».
Батюшка говорил: «Господь всех равно призывает, а быть между избранными от самого человека зависит».
Когда батюшке говорили о желании переменить монастырь, он отвечал: «А куда уедешь? Куда скроешься от Бога Всеведущего и Всевидящего, через совесть нашу нас обличающего, чтобы взялись за дело спасения, как следует, вместо того, чтобы бесполезно смущаться и винить других».
Страх Божий
На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою: «Предзрех Господа предо мною выну».
Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести.
Человек яко трава. Кто гордиться, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом.
Одна монахиня говорила батюшке, что ей надо ехать, а то матушка игуменья будет сердиться. На это о.Амвросий ответил: «Бога и своей совести надо бояться, а не матушки игуменьи. Страх Божий есть начало очищения совести».
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Против рассеянности надо иметь страх Божий. Читай у аввы Дорофея о страхе Божием, о хранении совести и о смиренномудрии.
Одной новоначальной монахине старец писал: «Всем потребен страх Божий к отвращению козней сопротивного, кольми паче юным, когда легкомыслие в силе, и опыта в вреде не приобретено».
Терпение
Приводя слова блаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».
Любовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит — ничего не будет — претерпевый бо до конца, — той спасен будет.
Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставляй и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т.е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: «Терпя потерпех Господа, и внят ми».
«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями?» — ответ старца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого».
Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца — той спасен будет».
Тщеславие
Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: «Кожу дерут». Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, взлетает наверх, так и гордость.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Уединение
Когда старца просили благословить пожить в уединении, он говорил: «Когда Лот жил в Содоме, был свят, а когда вышел в уединение, пал».
Когда старца просили благословить пожить в уединении, он говорил: «Когда Лот жил в Содоме, был свят, а когда вышел в уединение, пал».
Уныние
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Царство Небесное
Григорий Двоеслов пишет о том, какой ценой приобретается Царствие Небесное. Для него не существует цены определенной. Всякий человек должен отдать за него все, что имеет. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение.
Григорий Двоеслов пишет о том, какой ценой приобретается Царствие Небесное. Для него не существует цены определенной. Всякий человек должен отдать за него все, что имеет. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение.
Чтение книг
Нужно больше читать в тот день, когда причастишься, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис.
Книги читать по утру с четверть часа до работы; а потом целый день жуй, — что читала, как овца жвачку.
Списывать с книг, пожалуй, можно; только нужно усваивать, что понятно, то читать, читать надо меньше, но понимать.
Евангелие можно сидя читать, только не в положенное время.
Перед причастием читать св. Ефрема о покаянии.
Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя.
Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают, — ничего, только по разбору, — кто читает.
Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть — значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.
Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно.
Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), и то получишь пользу.
Книги лучше не раскрывать (чтобы узнать неизвестное).
В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгонят мрак душевный, паче же вражеский.
Нужно больше читать в тот день, когда причастишься, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис.
Книги читать по утру с четверть часа до работы; а потом целый день жуй, — что читала, как овца жвачку.
Списывать с книг, пожалуй, можно; только нужно усваивать, что понятно, то читать, читать надо меньше, но понимать.
Евангелие можно сидя читать, только не в положенное время.
Перед причастием читать св. Ефрема о покаянии.
Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя.
Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают, — ничего, только по разбору, — кто читает.
Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть — значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.
Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно.
Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), и то получишь пользу.
Книги лучше не раскрывать (чтобы узнать неизвестное).
В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгонят мрак душевный, паче же вражеский.
Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова).
"Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский"