В жертву Богу приносится лучшее… Уходят старцы, а вместе с ними — целая эпоха, исполненная светлой радости возрождения и становления Православия… Незабываемая и неповторимая.
7 мая 2020 года, на 82-м году жизни, отошел ко Господу широко известный проповедник и православный писатель, , за свою многотрудную жизнь приведший к вере множество людей, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД, основатель и духовник Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов 08.09.1938 — 07.05.2020)
Ушел домой наш дорогой батюшка.
К этой встрече, где его ждут, он готовился всю жизнь.
Господь посетил его тяжким недугом — двусторонней пневмонией,- который он принял с истинно христианским смирением. Состояние здоровья старца, потребовавшее срочной госпитализации, не позволяло надеяться на благополучный исход, но все мы молились о его здравии, уповая на милость Божию. Столько потерь понесло Православие в последнее время, и души верных так жаждали чуда! Последнее видео, которое отец Амвросий прислал из больницы, послужило утешением для любящих чад и вселило в их души робкую надежду. Оно было исполнено такой истовой любви и благодарности Господу, к Которому так стремилась его христолюбивая душа, что не могло не тронуть.Однако Ангел смерти уже стоял у изголовия старца, и, зная о неизбежном переходе в Вечность, он принес покаяние в таинстве исповеди и причастился Святых Христовых Таин. Когда положение стало критическим, его перевели в реанимацию, и по прошествии двух часов душа вселюбимого старца устремилась в обители Небесные.
Все, кому посчастливилось знать отца Амвросия в земной жизни, а таковых великое множество, ибо любвеобильное сердце старца, казалось, вмещало беды и нестроения всех страждущих, глубоко скорбят о его кончине. Но скорбь эта — светлая. Ибо мы знаем, что смерти — нет, и там, у престола Господня, он, как и прежде, будет молиться погрязший в грехах род человеческий, за своих осиротевших чад, обуреваемых немощами, за нас с вами.
Воздохнем же молитвенно о новопреставленном архимандрите Амвросии (Юрасове). Христос воскресе!
Вехи биографии старца
Архимандрит Амвросий (в миру — Юрасов Александр Игнатьевич) родился 10 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской религиозной семье. Отец погиб на фронте в первые дни Великой Отечественной войны; мать перед смертью приняла великую схиму.
Работал на шахте, служил в армии, занимался боксом.
В 1965 г. поступил в Московскую духовную семинарию.
8 октября 1968 года был зачислен послушником Троицы-Сергиевой лавры. 6 декабря был пострижен в монашество, 19 декабря того же года рукоположен во иеродиакона, а 21 мая 1969 г.- во иеромонаха.Служил в Лавре.
В 1970 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».
По благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) в 1976 г. был переведен в Почаевскую лавру, где был возведен в сан игумена.
*****
О пребывании в Почаевской лавре яркие воспоминания сохранил архимандрит Аввакум (Давиденко), находившийся там на послушании.
«У меня о почившем духовнике давние и лучшие воспоминания… Есть лица, которые при созерцании трогают лучшие струны души, и тут же всплывают, наплывают воспоминания молодости, моей монастырской юности.
Итак, Почаев, Лавра, год 1978…
Я благоговел пред отцом Амвросием, за его дар неформального, нетривиального благовестия… Помню, как сегодня дорогой мне Почаев… Общие исповеди, которые совершал тогда еще иеромонах, а вскорости, игумен Амвросий, притягивали сотни богомольцев. Каждая такая исповедь-проповедь была событием в жизни лавры. За полчаса, а то и за час до начала вечерней службы, население Троицкого или Успенского собора оживало… кряхтя, шаркая валенками в галошах, скрепя своими раскладными стульчиками, странницы и богомольцы, стекаясь поближе льнули наперед, к свету, к проповеднику. В Успенском соборе, в исповедной нише по праву сторону, недалеко от входа молодой иеромонах Амвросий говорил просто, простые слова: как носить крестик, как молиться, как каяться, как причащаться и главное как веровать! И эти простые слова доходили до нас, простых сердец. Почему? Потому что в них был новый ключ, по новому, в то новое время, открывавший древнюю истину о Боге. В отличие от прежних духовников, сухо, затерто, тривиально читавших по требнику Последование, отец Амвросий в свои общие исповеди искусно добавлял еще и поучения, факты духовных прозрений и озарений из современной духовной жизни, да так интересно они были построены, что паломников, на них влекло как магнитом, заслушивались и мы послушники. Это достойный пример живого слова, неформального, неказенного подхода к делу проповеди. Благовестия, катехизации, духовного просвещения и для нынешних молодых, но ленивых пастырей, читающих сухие, окостеневшие, окаменевшие оторванные от объективности, отставшие от живой пульсирующей современной жизни древние проповеди. Пример Амвросия им да будет в воодушевление и наставление…
***
На фото та самая знаменитая исповедальная ниша отца Амвросия в Успенском соборе,
с нее позже проповедовал и исповедовал схиархимандрит Димитрий (Шевкеник).
*****
В 1981 году, в связи с предполагавшимся закрытием лавры и выселением братии, скрываясь от преследования КГБ СССР, отец Амвросий ушёл на время в Кавказские горы, близ Сухуми, затем в Бийске, Барнауле, Алма-Ате, Чимкенте, Ташкенте, Джамбае и Джамбуле (совр. Тараз).
В августе 1983 г. епископом Ивановским Амвросием (Щуровым) был был принят в Ивановскую епархию. Первый приход был в отдалённом малонаселённом селе Жарки,где он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы. В Жарках зародился «Радонеж»: духовные чада из Москвы проводили в Жарках немало времени, они были полны сил и желания послужить Господу и получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии. С 1988 года отец Амвросий нес послушание духовника общества «Радонеж» и был постоянным участником его радиопрограмм.
Отец Максим Первозванский вспоминал об этих временах так:
«В отцом Амвросием я познакомился в 1990 не где-нибудь, а в бане. Да-да именно в бане. «В те времена укромные, Теперь — почти былинные» братство Радонеж устраивало еженедельные собрания в Селезневских банях на Новослободской, недалеко от храма Пимена Великого. Именно там рождались великие замыслы и находились истинные смыслы. Все, кроме отца Амвросия были молоды и голы, а я совсем молод. Я тогда только-только пришел в Церковь и моими первыми наставниками в Ней стали покойные Александр Григорьевич Коропов, Евгений Андреевич Авдеенко и ныне здравствующие Евгений Константинович Никифоров и Алексей Владимирович Рогожин. А Сергей Иванович Беликов и поныне регентует все в том же храме Пимена Великого в Новых Воротниках. Да простят меня те, кого я не назвал и с кем дружу до сих пор. Нет слов, чтобы достойно выразить им мою благодарность. Их общим духовником и был архимандрит Амвросий. Человек удивительных монашеских и человеческих дарований. Естественно старшие братья постарались и меня усыновить отцу Амвросию. Но не сложилось. И несмотря на их мягкие уговоры, что мол опыт отца Амвросия гораздо выше опыта, тогда только рукоположенного архимандрита Алексия (Фролова), меня неудержимо влекло именно к отцу Алексию, который и стал духовником моим и моей семьи. Но отец Амвросий навсегда в моем сердце».
В ноябре 1985 года игумен Амвросий был переведён в храм иконы Божией Матери «Знамение» в селе Красном близ Палеха.
В декабре 1986 года переведён в Преображенский собор г. Иваново с возведением в сане архимандрита.
Весной 1990 года добился передачи РПЦ МП Введенского храма в Иваново, и был назначен его настоятелем. 27 марта 1991 года приход указом Святейшего Патриарха Алексия II был преобразован в ивановский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь, и архимандрит Амвросий назначен его духовником. По воспоминаниям старца, среди его знакомых и чад «многие хотели бы спасти свою душу в иноческом чине — создать монастырь, чтобы посвятить жизнь Господу. Когда мы получили монастырь, они приехали, и уже вскоре в храме пел хор. Потихонечку нас стало больше 200 человек».
В настоящее время Введенский монастырь – второй по величине в России, с активным миссионерским и социальным служением. Есть и скиты для уединенной молитвенной жизни. Каждый может приложить свой талант, данный от Бога, к тому богоугодному занятию, на которое призван Господом.
Вся его жизнь была посвящена миссионерскому служению Богу и людям.
С 1995 года архимандрит Амвросий нес нелегкое и хлопотное послушание редактора монастырской газеты
«Слово утешения», с 1996 года был ответственным по Ивановской епархии за духовное окормление подследственных и осуждённых, с 1997 года — сопредседателем епархиальной комиссии по канонизации, с 1998 года — членом правления Всероссийского общества «Духовное возрождение», занимающегося духовным окормлением и трудоустройством заключённых исправительно-трудовых колоний.
Воспоминания, воспоминания…
«Христос Воскресе!
С глубокой скорбью, приняли известие о преставлении дорогого отца архимандрита Амвросия!
Я не часто встречался с ним, хотя в монастыре, по служебным делам приходилось быть очень часто.
Там писали иконы, для строящегося Свято-Никольского храма в посёлке Ильинское, настоятелем которого я был, там изготавливали иконостас. Очень часто, просили там просфоры, для Богослужения, несколько раз, послушницы монастыря пели у нас службы.
Никогда и ни в чем, не знали мы отказа от Матушки Марии и отца Амвросия!
И в один из приездов, с приснопамятным иеромонахом Амвросием (Шиловым), отец архимандрит Амвросий, позвал нас к себе, на второй этаж. Два часа, если не больше, прогостили мы у батюшки, но за это время, лично мне, он преподал такой пример Христианской Любви и смирения, который потряс меня до глубины души! И сейчас, свет этой Любви — в моем сердце!
Вечная тебе память, дорогой Батюшка! Не оставь нас и там, в Небесное Отечестве, в своих святых молитвах!
7 мая 2020 года, на 82-м году жизни, отошел ко Господу широко известный проповедник и православный писатель, , за свою многотрудную жизнь приведший к вере множество людей, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД, основатель и духовник Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов 08.09.1938 — 07.05.2020)
Ушел домой наш дорогой батюшка.
К этой встрече, где его ждут, он готовился всю жизнь.
Господь посетил его тяжким недугом — двусторонней пневмонией,- который он принял с истинно христианским смирением. Состояние здоровья старца, потребовавшее срочной госпитализации, не позволяло надеяться на благополучный исход, но все мы молились о его здравии, уповая на милость Божию. Столько потерь понесло Православие в последнее время, и души верных так жаждали чуда! Последнее видео, которое отец Амвросий прислал из больницы, послужило утешением для любящих чад и вселило в их души робкую надежду. Оно было исполнено такой истовой любви и благодарности Господу, к Которому так стремилась его христолюбивая душа, что не могло не тронуть.Однако Ангел смерти уже стоял у изголовия старца, и, зная о неизбежном переходе в Вечность, он принес покаяние в таинстве исповеди и причастился Святых Христовых Таин. Когда положение стало критическим, его перевели в реанимацию, и по прошествии двух часов душа вселюбимого старца устремилась в обители Небесные.
Все, кому посчастливилось знать отца Амвросия в земной жизни, а таковых великое множество, ибо любвеобильное сердце старца, казалось, вмещало беды и нестроения всех страждущих, глубоко скорбят о его кончине. Но скорбь эта — светлая. Ибо мы знаем, что смерти — нет, и там, у престола Господня, он, как и прежде, будет молиться погрязший в грехах род человеческий, за своих осиротевших чад, обуреваемых немощами, за нас с вами.
Воздохнем же молитвенно о новопреставленном архимандрите Амвросии (Юрасове). Христос воскресе!
Вехи биографии старца
Архимандрит Амвросий (в миру — Юрасов Александр Игнатьевич) родился 10 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской религиозной семье. Отец погиб на фронте в первые дни Великой Отечественной войны; мать перед смертью приняла великую схиму.
Работал на шахте, служил в армии, занимался боксом.
В 1965 г. поступил в Московскую духовную семинарию.
8 октября 1968 года был зачислен послушником Троицы-Сергиевой лавры. 6 декабря был пострижен в монашество, 19 декабря того же года рукоположен во иеродиакона, а 21 мая 1969 г.- во иеромонаха.Служил в Лавре.
В 1970 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».
По благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) в 1976 г. был переведен в Почаевскую лавру, где был возведен в сан игумена.
*****
О пребывании в Почаевской лавре яркие воспоминания сохранил архимандрит Аввакум (Давиденко), находившийся там на послушании.
«У меня о почившем духовнике давние и лучшие воспоминания… Есть лица, которые при созерцании трогают лучшие струны души, и тут же всплывают, наплывают воспоминания молодости, моей монастырской юности.
Я благоговел пред отцом Амвросием, за его дар неформального, нетривиального благовестия… Помню, как сегодня дорогой мне Почаев… Общие исповеди, которые совершал тогда еще иеромонах, а вскорости, игумен Амвросий, притягивали сотни богомольцев. Каждая такая исповедь-проповедь была событием в жизни лавры. За полчаса, а то и за час до начала вечерней службы, население Троицкого или Успенского собора оживало… кряхтя, шаркая валенками в галошах, скрепя своими раскладными стульчиками, странницы и богомольцы, стекаясь поближе льнули наперед, к свету, к проповеднику. В Успенском соборе, в исповедной нише по праву сторону, недалеко от входа молодой иеромонах Амвросий говорил просто, простые слова: как носить крестик, как молиться, как каяться, как причащаться и главное как веровать! И эти простые слова доходили до нас, простых сердец. Почему? Потому что в них был новый ключ, по новому, в то новое время, открывавший древнюю истину о Боге. В отличие от прежних духовников, сухо, затерто, тривиально читавших по требнику Последование, отец Амвросий в свои общие исповеди искусно добавлял еще и поучения, факты духовных прозрений и озарений из современной духовной жизни, да так интересно они были построены, что паломников, на них влекло как магнитом, заслушивались и мы послушники. Это достойный пример живого слова, неформального, неказенного подхода к делу проповеди. Благовестия, катехизации, духовного просвещения и для нынешних молодых, но ленивых пастырей, читающих сухие, окостеневшие, окаменевшие оторванные от объективности, отставшие от живой пульсирующей современной жизни древние проповеди. Пример Амвросия им да будет в воодушевление и наставление…
***
На фото та самая знаменитая исповедальная ниша отца Амвросия в Успенском соборе,
с нее позже проповедовал и исповедовал схиархимандрит Димитрий (Шевкеник).
*****
В 1981 году, в связи с предполагавшимся закрытием лавры и выселением братии, скрываясь от преследования КГБ СССР, отец Амвросий ушёл на время в Кавказские горы, близ Сухуми, затем в Бийске, Барнауле, Алма-Ате, Чимкенте, Ташкенте, Джамбае и Джамбуле (совр. Тараз).
В августе 1983 г. епископом Ивановским Амвросием (Щуровым) был был принят в Ивановскую епархию. Первый приход был в отдалённом малонаселённом селе Жарки,где он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы. В Жарках зародился «Радонеж»: духовные чада из Москвы проводили в Жарках немало времени, они были полны сил и желания послужить Господу и получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии. С 1988 года отец Амвросий нес послушание духовника общества «Радонеж» и был постоянным участником его радиопрограмм.
Отец Максим Первозванский вспоминал об этих временах так:
«В отцом Амвросием я познакомился в 1990 не где-нибудь, а в бане. Да-да именно в бане. «В те времена укромные, Теперь — почти былинные» братство Радонеж устраивало еженедельные собрания в Селезневских банях на Новослободской, недалеко от храма Пимена Великого. Именно там рождались великие замыслы и находились истинные смыслы. Все, кроме отца Амвросия были молоды и голы, а я совсем молод. Я тогда только-только пришел в Церковь и моими первыми наставниками в Ней стали покойные Александр Григорьевич Коропов, Евгений Андреевич Авдеенко и ныне здравствующие Евгений Константинович Никифоров и Алексей Владимирович Рогожин. А Сергей Иванович Беликов и поныне регентует все в том же храме Пимена Великого в Новых Воротниках. Да простят меня те, кого я не назвал и с кем дружу до сих пор. Нет слов, чтобы достойно выразить им мою благодарность. Их общим духовником и был архимандрит Амвросий. Человек удивительных монашеских и человеческих дарований. Естественно старшие братья постарались и меня усыновить отцу Амвросию. Но не сложилось. И несмотря на их мягкие уговоры, что мол опыт отца Амвросия гораздо выше опыта, тогда только рукоположенного архимандрита Алексия (Фролова), меня неудержимо влекло именно к отцу Алексию, который и стал духовником моим и моей семьи. Но отец Амвросий навсегда в моем сердце».
В ноябре 1985 года игумен Амвросий был переведён в храм иконы Божией Матери «Знамение» в селе Красном близ Палеха.
В декабре 1986 года переведён в Преображенский собор г. Иваново с возведением в сане архимандрита.
Весной 1990 года добился передачи РПЦ МП Введенского храма в Иваново, и был назначен его настоятелем. 27 марта 1991 года приход указом Святейшего Патриарха Алексия II был преобразован в ивановский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь, и архимандрит Амвросий назначен его духовником. По воспоминаниям старца, среди его знакомых и чад «многие хотели бы спасти свою душу в иноческом чине — создать монастырь, чтобы посвятить жизнь Господу. Когда мы получили монастырь, они приехали, и уже вскоре в храме пел хор. Потихонечку нас стало больше 200 человек».
В настоящее время Введенский монастырь – второй по величине в России, с активным миссионерским и социальным служением. Есть и скиты для уединенной молитвенной жизни. Каждый может приложить свой талант, данный от Бога, к тому богоугодному занятию, на которое призван Господом.
Вся его жизнь была посвящена миссионерскому служению Богу и людям.
С 1995 года архимандрит Амвросий нес нелегкое и хлопотное послушание редактора монастырской газеты
«Слово утешения», с 1996 года был ответственным по Ивановской епархии за духовное окормление подследственных и осуждённых, с 1997 года — сопредседателем епархиальной комиссии по канонизации, с 1998 года — членом правления Всероссийского общества «Духовное возрождение», занимающегося духовным окормлением и трудоустройством заключённых исправительно-трудовых колоний.
Воспоминания, воспоминания…
«Христос Воскресе!
С глубокой скорбью, приняли известие о преставлении дорогого отца архимандрита Амвросия!
Я не часто встречался с ним, хотя в монастыре, по служебным делам приходилось быть очень часто.
Там писали иконы, для строящегося Свято-Никольского храма в посёлке Ильинское, настоятелем которого я был, там изготавливали иконостас. Очень часто, просили там просфоры, для Богослужения, несколько раз, послушницы монастыря пели у нас службы.
Никогда и ни в чем, не знали мы отказа от Матушки Марии и отца Амвросия!
И в один из приездов, с приснопамятным иеромонахом Амвросием (Шиловым), отец архимандрит Амвросий, позвал нас к себе, на второй этаж. Два часа, если не больше, прогостили мы у батюшки, но за это время, лично мне, он преподал такой пример Христианской Любви и смирения, который потряс меня до глубины души! И сейчас, свет этой Любви — в моем сердце!
Вечная тебе память, дорогой Батюшка! Не оставь нас и там, в Небесное Отечестве, в своих святых молитвах!