Ибо воскрес Христос - и попрана смерть и мы радостно вопрошаем: «Где твое,смерти, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55).
Если бы не было воскресения Христова, тщетна была бы наша вера, потому что после грехопадения Адама и Евы проклята была земля, с грехом вошла в их жизнь смерть, закрылись врата рая и души всех умерших - праведников и грешников, по смерти, сходили в ад. И чтобы искупить вину человеческую, Иисус Христос должен был родиться, проповедовать, страдать и быть распятым на кресте. И крест Его в самом центре земли, на том месте, где по преданию была могила Адама. Первый Адам потерял рай, общение с Богом, с первым Адамом пришла смерть; второй Адам - Христос принес спасение, взял на себя все грехи рода человеческого и примирил Бога Отца и человечество, всех нас. И дал нам веру и покаяние. Открылись врата рая для праведников и «пленен был, поруган, низложен ад» (Святитель Иоанн Златоуст).
Христос умер за нас, чтобы нас оживить.Христос воскрес, чтобы нас воскресить в день Всеобщего Воскресения.
Многие спрашивают: разве не мог Господь иным способом спасти человечество, что послал на смерть Своего Сына?
На этот вопрос ответим примером. Представьте: идет по реке корабль. На нем царь в дорогом облачении, придворные, слуги. И видят - бежит по берегу реки сын государя, провожает его, машет рукой, вдруг оступился и упал с обрыва, и стал тонуть. Что делает государь? Ждет ли он, когда его слуги спасут сына? Нет, он бросается в воду сам, забыв о своем величии, облачении, слугах. Отцовская любовь движет им. Так и Господь, так возлюбил нас, что пришел Сам спасти нас от наших грехов.
И люди святые, проводившие чистую, праведную жизнь, наследуют обители рая; иные пусть помнят - второго искупления наших грехов не будет. Для того нам и дана земная жизнь, чтобы подготовиться к вечной жизни; что посеем в этой жизни, то и пожнем в иной: посеем пшеницу - пожнем небесную радость, посеем полынь - пожнем вечную горечь.
Есть такое поверие в народе: кто умрет на Пасху, якобы попадает в рай. У одной женщины умер муж. Она и говорит: «Вот счастливый, всю жизнь блудил, пьянствовал, сквернословил и умер на Пасху, попал в рай, потому что на Пасху врата рая открыты». Да, врата рая открыты, но не для всех, а для праведников. Ни один блудник, пьяница, матерщинник, умерший без покаяния, в рай не попадет, потому что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет.
Сын Божий сошел с небес для спасения грешных и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния, как Сам Господь говорит в Святом Писании: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
Кончился Великий Пост. «Время поста - есть время обучения к подвигу, - пишет епископ Феофан, - а теперь началось время самого подвига. А мы попостимся немного и думаем, что тем все сделали, все искупили и позволение получили жить по своей воле весь год. На деле же, когда говели мы и постились, еще ничего не делали, а только готовились делать. Когда пост проводим - говеем и исповедуемся, только познаем свои грехи и страсти и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить особенным новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное».
К этому, новому труду и призывает нас на пасхальной заутрени Господь и Святая Церковь: «Друг друга объимем; рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением». Христосование на пасхальной заутрени - апостольский обычай. Как жены - мироносицы, делясь радостной вестью между собой, бежали от гроба Господня к ученикам, говоря: «Христос Воскресе!», так и мы передаем друг другу эту радость, христосуясь в знак любви и примирения, ибо Господь примирил нас с Богом Отцом и друг с другом. И в это время надо подойти сначала не к другу, а к врагу, недоброжелателю, обнять его, поцеловать от всей души и прекратить навсегда распри и вражду, как это делают совершенные люди.
Чтобы снизошла к нам любовь Божественная, надо постоянно молиться, каяться и любовь потоком заполнит душу и тогда все сможем, для всех хватит любви. Как преподобный Серафим Саровский - у него такая была ко всем любовь, каждому при встрече говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!», на душе у него всегда была Пасха. Такова совершенная любовь. И надо стараться стяжать ее, чтобы быть единой семьей со Христом и здесь на земле, и на небе с ангелами и святыми.
Слово «Пасха» означает прехождение, переход со Христом от смерти к вечной блаженной жизни, избавление от рабства диавола и греха.Знамение воскресения видим мы в природе, где после «смерти» - зимы, наступает весна. Символ жизни и воскресения - яйцо, где под мертвой скорлупой, как во гробе, теплится жизнь. Красным пасхальным яйцом приветствуют в пасхальные дни христиане друг друга.
Есть такое предание на Святой Земле: святая равноапостольная Мария Магдалина обошла много стран с проповедью Евангелия. Она пришла
ко двору императора Тиверия, где ее знали по прежней богатой жизни, и свободно пропустили к императору. По древнему обычаю она принесла ему в дар яйцо, в те времена этот дар считался даром самых бедных людей, этим она показала, что все отдала Господу и ради него обнищала, но обогатилась верой и любовью и ради этой веры пришла во дворец императора. Святая Мария Магдалина принесла императору весть о Воскресшем и протягивая белое яйцо сказала: «Христос Воскресе!» - «Не верю, - ответил император, - это невозможно точно так же, как не может белое яйцо в твоей руке стать красным». И только он это произнес, белое яйцо в руке святой сделалось ярко-красным...
Это чудо сродни ежегодному чуду, что свершается в Иерусалимском храме Воскресения Господня в страстную субботу. В 2 часа дня Иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию, ко Гробу Господню и получает благодатный огонь. Небесный огонь сходит на Гроб Господень искрами и разливается бледно-голубым светом. Патриарх зажигает от него 33 свечи, по числу лет земной жизни Господа, и подает благодатную искру Божию через оконце в храм. Через минуту весь многотысячный храм в огне, что не жжет, но дает благодать.
Природа радуется в этот день - солнышко играет на Пасху. И никто не плачет о грехах своих. Отменены в храме земные поклоны,, потому что пасхальная радость предизображает райскую радость, где все печали и скорби исчезнут навсегда. Пасха - торжество торжеств и всю седмицу нет чтения в храме, а только песнопения. Поет душа, сорадуются живые и мертвые, и нет мертвых, но все живые.
В старину празднование Пасхи сопровождалось иллюминацией и фейерверками, везде горели огни, на площадях и погостах жгли смоляные бочки; из клеток выпускали птиц, из тюрем - заключенных, рабам давали свободу, должникам прощались долги...
А мы должны продолжать дело Христово - дело собственного духовного воскресения: бороться со своими грехами, обновляться душой, чтоб избавиться от смерти духовной, сподобиться блаженного воскресения и стать причастниками вечной жизни.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
1993 г.