среда, 24 августа 2016 г.

«Как спастись?». Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Текстовая версия прямого эфира радио "Радонеж"

Иеродиакон Елеазар (Титов): ̶ Церковь Христова живет, и люди в ней спасаются. Большая часть людей спасается в миру. Они вступают в супружество, создают семьи, рождают детей, ходят в храм. Меньшая часть избрала иной путь ̶ монашество. Эти люди идут в монастыри, становятся сначала трудниками, потом послушниками, а затем принимают постриг. Монашество ̶ это особый род служения Богу. Монахи дают три обета: целомудрия (то есть безбрачия), нестяжания и послушания. Иногда православные миряне не понимают: зачем люди идут в монахи, зачем нужно монашество? Не лучше ли спасаться всем в миру? Батюшка, у вас огромный опыт монашеской жизни, более того, вы как духовник монастыря, знаете монашескую душу изнутри. Расскажите, что такое монашество и что оно дает человеку?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): ̶ Добрый вечер дорогие братья и сестры! У каждого есть свое призвание: кому замуж выйти, жениться, а кому и в монастырь. До рождения Христа все должны были вступать в брак. Почему? Потому что ждали, что из дома Давидова должен родиться Мессия. Но уже на гране Ветхого и Нового Завета пророк Иоанн Предтеча проводил монашескую жизнь. Он не был в современном смысле слова монахом, но проводил строгую жизнь аскета, не вступил в брак, проповедовал Христа, строго постился, питался медом и акридами; Матерь Божия тоже Дева – Дева до Рождества Иисуса Христа и после Рождества... С первых веков христианства началась монашеская жизнь. На протяжении 2000 лет люди, которых Господь призвал, идут в монастыри…


Иногда монахов ругают, мол, что нынче за монахи! Я обычно отвечаю так: «Вот ведро молока. Если снять с молока сливки, можно их ругать, осуждать, но тогда что говорить о воде ̶ сыворотке, которая осталась?» В монастыри обычно идут люди, которые по любви Божией хотят послужить Господу, живя в чистоте.

У меня поначалу и в сознании не было, что я должен стать монахом, Господь призвал на этот путь. Когда я проучился год в семинарии, поехали с другом под Нижний Новгород. Там в селе жила Евдокия, она была парализована и 75 лет пролежала на правом боку. К ней часто приезжали верующие, поэтому она находилась под контролем у властей. В два часа ночи мы смогли попасть к ней. Она увидела меня и говорит: «О, Саша пришел. Как твоя учеба?» Я говорю: «Слава Богу». – «Как твоя мама?» – «Жива». – «А как думаешь: жениться, или в монастырь идти?» Я говорю: «Не знаю, как воля Божия». Она улыбнулась, левой рукой перекрестилась, потому что правая была парализована, и сказала: «А воля Божия такова, чтобы ты пошел в монастырь, когда будешь кончать семинарию, будешь иеромонахом. Всё, иди». Я потом и забыл об этом. А когда на меня на четвертом курсе рукоположили в иеромонаха, вспомнил, что она говорила. Значит, здесь было призвание Божие, Господь через блаженную открыл.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Часто можно слышать: «А почему ты ушел в монастырь, у тебя какое-то горе случилось?» В миру существует такое заблуждение, что в монастыри уходят от несчастной любви, от какого-то горя.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это не так.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Скорее всего, если у человека что-то не получилось в миру, и он решил пойти в монастырь, у него и там ничего не получится. Потому что в обители можно жить только тогда, когда ты призван Богом. Когда у тебя есть тяга к этому. Если нет тяги к монашеству, если нет внутреннего призвания, внутреннего горения, из человека никогда не получится настоящий монах. У вас было такое горение?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – По милости Божьей, да. Когда я учился в семинарии на первом курсе, поехали в Москву, по храмам. Я не мог дождаться, когда мы опять возвратимся в лавру, потому что без лавры не мог жить. И по милости Божьей, всегда спрашивал благословение у инспектора: «Можно мне вставать в 6 часов?» Он: «А зачем? Все встают в семь». – «На полунощницу, потом раннюю литургию побуду, а потом и на занятия». – «Хорошо, можно». Успевал к полунощнице, к утренней молитве, на литургию. Все проснулись, идут к Преподобному, а я уже там был. Такое желание было быть в лавре, что не мог и на несколько дней оставить монастырь. Мечтал иметь хотя бы крошечное помещение при лавре, например, такое, где свечи продают, там можно было одному человеку сидеть. А преподобный Сергей благословил мне хорошую келью на двоих.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – С отцом Рафаилом?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Нет, с отцом Венедиктом.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Нынешним наместником Оптиной Пустыни?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Да.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, а вы за свою жизнь хоть раз пожалели когда-нибудь о том, что избрали монашеский путь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – С 1965 года Господь хранит, ни одной мысли не было, что я неправильный избрал путь. Сожаления не было, хотя нападений бесовских было тьма-тьмой, но Господь всегда хранил.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Для чего миру нужно монашество?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Для чего миру нужны воины, солдаты?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Чтобы защищать.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Защищать на границах от внешнего врага. А в монастыре люди – воины Христовы, стоят на границе духовного мира, чтобы защищать народ от злых духов и молиться. Недаром многие русские люди оставляли Россию, уезжали на Святую Гору Афон, там суровая жизнь. Допустим, ты любишь спать, как и я. Там только стемнеет на улице, начинается служба и идет до 9 утра. А еще и днем есть служба, а потом келейное правило, т.е. молитва постоянно…

Приходит человек и говорит: «Я теряю веру». Я спрашиваю: «От чего?» Он: «Сам не знаю». Я этому человеку говорю: «Знаешь, если в печку дрова подбрасывать, допустим, в бане, будет жарко, тепло. А если дрова прогорели, то все охлаждается. И уже баня тебе пользу не принесет. Когда ты постоянно в молитве, читаешь каждый день Евангелие, святых отцов, молишься Господу, благодаришь Его, призываешь на помощь, чтобы во всем помогал: в спасении, в работе, в семье, то Господь, конечно, тебе поможет и станет радостно.

Одна девушка, 17 лет, с детства воспитывалась в православном духе, говорит: «Батюшка, я теряю веру». Спрашиваю: «А причина?» Она: «Не знаю». – «А причина простая – с мальчиком познакомилась, допускаете вольности. Вот тебе и плоды, Дух Святой от тебя уходит. Раньше до революции, когда думали связать себя брачными узами, юноша с девушкой могли только поздороваться и сидя друг напротив друга, разговаривать на разные темы». А сейчас сразу вольности друг с другом. Этого делать нельзя, даже помыслы такие не следует допускать. Сейчас вся молодежь сидит в интернете, молитв не читают. В метро зайдешь или в электричку, все сидят в телефонах… Патриарх Алексей II говорил: «Если российский народ не найдет Христа, то он никогда не найдет радости, покоя и тишины в душе». У всех погоня за деньгами. Много ли человеку надо? Стакан воды, кусок хлеба. Ещё, видать, голода не было такого, как мы пережили, когда ходили, держась за стену – голова от недоедания кружилась. Ты когда-нибудь голодал?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Только Великим постом, а настоящего голода никогда не испытывал.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда ты в пост голодаешь, ты знаешь, пусть не сегодня, но завтра будешь кушать. А когда у тебя ничего нет, и будет ли что-нибудь завтра или нет, неизвестно, вот это страшно.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, нам прислали вопрос: вы помните случай в Барнауле с воскресшей Клавдией Устюжаниной? Является ли это свидетельством пребывания человека на том свете? Ведь некоторые говорят, что оттуда никто еще не возвращался.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда в 1960-м году я вернулся из армии, то поехал в Барнаул, зашел там в храм. Мне рассказали, что Клавдия Устюжанина воскресла. Я нашел ее дом. Вижу, что ставни с улицы закрыты. Мне открыл мальчик Андрей, лет 6. Сейчас он протоиерей, в Александрове в женском монастыре служит. Я у них два дня пробыл. Обо всем расспрашивал, узнавал. Клавдия документы показывала. Да, Господь чудеса творит. По воле Божией, Он возвратил ее к этой жизни, чтобы она рассказала другим, что есть духовный мир, что Господь нам приготовил новое небо и новую землю. Так что мы с ней виделись.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – А если ей не поверят, решат, что выдумала?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Кто-то поверит, а кто-то нет. Как-то ко мне приезжал один человек, врач, он одно время жил в Куйбышеве, там в 1956 году чудо было – Зоино стояние. После богохульства Зоя окаменела и стояла с января до Пасхи. Он рассказывал: «Я, как только об этом услышал, пошел к дому и увидел, что окна дома забиты досками, а вокруг народу много, перескочил через забор, оторвал одну доску, смотрю: стоит молодая женщина с иконой Николая Чудотворца в руках».

Господь дает людям знать, что духовный мир рядом с нами. Допустим, мы воздух не видим, но мы знаем, что он есть. Если мы без воздуха жить не можем, то без Бога тем паче. А кто создал воздух? Господь. Кто создал духовный мир? Господь. Так что без Бога мы жить не можем.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, вернемся к нашей теме монашества.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – В монашество идут люди разных возрастов, разного образования, разных характеров, но цель у всех одна – воспринять Дух Христов. Потому что Христос говорит: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29)

Святитель Григорий говорил: «Если уйдешь в монастырь, поначалу будет трудно, а потом всю жизнь радость». Это правильно. Конечно, сейчас молодежь совсем иная... Те, кто жили в годы гонений, обрели мирный и спокойный нрав. Они различают: где добро, а где зло. У современной молодежи бывают порывы уйти в монастырь. А как пришли, видят: трудно, везде требуется послушание. Те, что пришли в монастырь спасаться, благодарят Бога за келью, за одежду, за начальство, за пищу и за всех, кто их окружает, потому что спасение наше происходит через ближнего. Но встречаются и те, что пришли в монастырь не спасаться, а жить. Такие ропщут на начальство, на пищу, на одежду, на келью ̶ хочется жить одной, а одной неполезно, вдвоем проще себя смирять, больше возможностей проявить любовь к ближнему. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в 13-й главе пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я ̶ медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, ̶ то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». На первом месте – любовь. Любовь живет вечно, потому что источником любви является Сам Господь. Бог дает нам радость, дает нам благодать.

Когда в монастыре кто-то жалуется, мол, на меня вся нагрузка, надо и полы помыть и постирать, и убрать, и приготовить, я говорю: «Благодари Бога, это самое прекрасное время в твоей жизни, потому что когда трудишься, слушаешься, ты получишь благодать, а с благодатью ̶ радость. А если не слушаться, не исполнять послушание, придут болезни, скорби, а самое страшное – в душе будет уныние, отчаянье, тоска».

Телефонный звонок: ̶ Когда моему сыну было 12-13 лет, он говорил: «Передо мной три дороги. Самая главная – монашество, а остальные чужие, мирские какие-то». Я испугалась тогда и говорю: «Зачем обязательно в монахи? Можно быть в белом духовенстве, будут внуки, семья». После этого он как-то остыл, вырос, получил богословское образование, поет в церкви, красивый, а жениться никак не может, не дает Господь. Я думаю, это мой грех...

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Молитесь за сына, чтобы над ним свершилась воля Божья. А то, что сын остыл… Здесь просто не хватает молитв и духовной жизни. Если он будет на всякое время призывать Господа, читать Евангелие, духовные книги, обогащаться внутренне, душа у него загорится ко Господу.

Некоторые говорят, что они страшатся ходить на службу. Это не страх, а лень. Так обычно говорят ̶ лодырь, ленивый, а по-украински ледачий. На работу ходить он может, а молиться, в церковь пойти – для него большая скорбь: «Лучше, – говорит, – я посплю». Так жизнь без Бога пролетает: все спим да едим, а время летит, и жизнь приближается к концу.

Телефонный звонок: – Ученые много чего изобретают, а возможно ли сделать такой прибор, чтобы видеть наши мысли, прошлое, будущее? Как думаете: это ученым по силам?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Вряд ли. Ученые мало что могут. Один из них сам рассказывал, что они больше занимаются внешним ̶ землей, телом человека, иные сферы им неподвластны, а особенно духовная. Познания ученых можно представить себе так: например, один из них подошел к океану, столовой ложкой зачерпнул воды и пред всеми заявил: «Смотрите, говорят, что здесь киты водятся. Никаких китов и нет». Ему говорят: «Ну и умник, доказал – по содержимому ложки воды о содержании всего океана, в котором и акулы и дельфины, и иная живность есть». Так что ученые обладают ограниченными знаниями. Особенно это ясно видно, когда кто-то из них пытается доказать, что Бога нет.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Есть известный ученый-физик Стивен Хокинг, он парализованный, сидит в коляске, даже говорить не может, за него компьютер говорит, «доказал», что Бога нет. Я послушал его обоснование и улыбнулся. Он споткнулся о незначительное препятствие, которое любой первокурсник-семинарист объяснит. Сказал, Бога нет, потому что все существует во времени, значит, и время не всегда было. А раз времени не было, мол, и Бог не мог существовать.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Как-то я был в Петербурге в институте Бехтерева, беседовал с профессором. Он попросил им помочь. Завели в комнату, где стоял монитор. Надели мне на голову устройство с проводами и попросили минут 10 помолиться. Я в уме читал Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Потом выяснилось, что ученые определяли состояние человека. Науке было известно три состояния: бодрствования, сна и смерти. Оказалось, что есть еще и четвертое, когда человек молится: он бодрствует, живой, не спит, а на мониторе показания как у человека, перешедшего в мир большинства. Вот, когда на ЭКГ ритм сердечный снимают, идет волнистая линия, значит, человек живой, а если прямая линия, все – человек в другом мире. Так и во время молитвы идет прямая линия. Ученые, оказывается, приглашали на эти исследования представителей разных конфессий: и христианских и нехристианских, но только у православных это состояние было выражено.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, у нас есть серьезный вопрос: «Я бросил курить месяц назад, тяга не уменьшается, доходит до умопомрачения, что мне делать, боюсь, что закурю»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Надо призвать на помощь Господа, Царицу Небесную. «Господи, помоги, Матерь Божья, помоги» и прийти к духовнику исповедоваться. Когда мы исповедуем свои грехи, Господь нам дает благодатную силу и злые духи отступают. А если прибывать в страсти (это не только курения и винопития касается), бесы будут мучить постоянно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что тот человек, который постоянно ест и курит, как походная кухня: в желудке варится, а изо рта дым идет.

Призывайте на помощь: «Господи, помоги, Матерь Божья, помоги, Ангел хранитель, помолись о мне», читайте Евангелие – как захотелось курить, хотя бы главу, и бесы отойдут. Еще раз говорю – надо призвать Господа на помощь. Когда мы молимся, взываем о помощи, Господь всегда помогает. Вспоминаю такой пример: один монах жил в кельи, и бесы его постоянно донимали и избивали. Однажды стали вытаскивать его из кельи, монах уперся руками в косяки и взывает: «Господи, помоги мне, до чего обнаглели бесы – уже из кельи вытаскивают!» И вдруг никого не стало. Монах спрашивает: «Господи, что же Ты мне раньше не помогал?» И услышал голос: «А ты ко Мне не обращался за помощью. Обратился, Я тебе помог». Так во всяком деле, в любой страсти надо просить Господа. Бес вложил мысль что-то грязное посмотреть в интернете (есть же такие люди, которые любят помойку), надо хотя бы раз воспротивиться, скажи себе: «Нет, Господь не разрешает эту гадость смотреть. Господи, помоги, Матерь Божья, помоги»; Евангелие почитать, и бес отойдет. А то мы бываем как телята: куда повели, туда и идем ̶ бес берет нас за нос и тыкает нас носом в эту грязь, а мы даже не сопротивляемся. Вот это плохо.

Телефонный звонок: – Моя боль – мой сын, которому уже 37 лет, образование МГУ. Жениться не хочет, встречается с женщиной, но без обязательств. Я когда воцерковлялась в 1990-х, он успел вырасти. Не знаю, как сейчас молиться?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): –Многие матери говорят, вот я воспитала сына, дала ему образование. Что такое образование? Когда человек кончает школу или институт, он образования не получает, а получает познание окружающего мира, как в нем жить. Образование человек получает тогда, когда он большим трудом проявляет в себе образ Божий. Подобно тому, как художник-реставратор расчищает икону Спасителя, которая давно потемнела, отмывает ее и возвращает первоначальный вид. Так и человек, должен большим трудом, может, и со слезами, очищать свою душу от грязи, чтобы в ней потом проявился образ Божий. Вот это есть образование. Конечно, вы у него не заложили фундамент с детства, поэтому так и происходит, но выход есть. Матери Богом дана огромная власть: если будете молиться, будете просить Господа, Матерь Божью, святых, ваш сын придет к Богу. Молитва матери творит чудеса.

Телефонный звонок: – Батюшка, я насчет курения, хочу поделиться своим опытом. У меня тоже был тяжелый грех – много лет не могла оторваться. Думаю: что делать? В одном из храмов Москвы подошла к кресту, поставила свечу, рухнула на колени, и попросила Господа: «Господи, помоги мне освободиться и больше не совершать этот грех». Знаете, с тех пор прошло восемь лет. Все полностью ушло. Благодарю Бога, что Он мне помог. Сами мы ничего не можем.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7,7). Бог ни от кого не отвращается.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, нам прислали вопрос: «Мой муж начал поститься, но он просит приготовить ему искусно и вкусно, чтобы и постное было и можно было наесться. Как мне подсказать ему со смирением, как правильно поститься»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это какой-то хитрый пост – чтоб всё вкусненько было. Святые отцы как делали? Чтобы тело не требовало пищи, брали горшок, туда наливали суп, картошку, кашу. Всё постоит дня три, «ну вот, скотина, ешь». Ложку съешь, и отвращение от этой пищи… А это уже страсть, чтоб сладенько да вкусненько было…

Чтобы пища по-настоящему сладкой была, надо готовить ее с молитвой. Помолимся перед готовкой: «Господи, благослови», и Бог пищу благословит. Когда знатные люди приезжали в монастыри, мужские или женские, всегда удивлялись: какая вкусная пища. А вкусная она от того, что братья или сестры молятся, когда готовят. Попробуйте несколько дней досыта не есть, тогда и болезней меньше будет.

Телефонный звонок: – Существует пророчество преподобного Кукши Одесского: «Истинно, истинно говорю вам, что сейчас уже нельзя жениться и венчаться, потому что эти дни Господь дал нам только для покаяния». Идут последние времена, и посты уже не так соблюдают, например, в среду и пятницу уже разрешается рыба.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Надо проверять: говорил ли это сам преподобный или слова приписаны ему. Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Какие бы ни были сатанинские козни, Церковь стояла и будет стоять до скончания века. Если будем каяться, молиться, Господь не попустит врага сокрушить Церковь.

А последними времена называют уже давно, так, святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил: «Немного уже остается времени до конца; мир уже устремился к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как при последнем издыхании, близ смерти, подвергается бесчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли и со стен, так близок, при дверях конец вселенной, и поэтому-то повсюду бесчисленные злополучия» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 34-я на Евангелие от Иоанна Богослова»).

…Про посты: бывает, в среду и пятницу разрешается рыба – когда на эти дни приходится праздник. Допустим, от Пасхи Христовой до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба, после Рождество Христова, в сплошные недели...

***

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Еще раз напомним: никогда не обижайтесь! Если нас оскорбляют, ругают, надо не обижаться, а радоваться, потому что в это время мы учимся терпению. За болезни, за скорби, за всякого рода неприятности благодарите Бога. Сам Господь, когда страдал на Кресте, не роптал, ни на кого не обижался, а молился: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). И мы должны стать похожими на Христа, потому что Он – наш Отец.