вторник, 2 августа 2011 г.

Рождество Христово

Рождество Христово. Что значит отметить этот праздник? Это значит, во всем чистосердечно покаяться, стараться жить исправно и причаститься — соединиться с Богом.
К Рождеству начинают готовиться задолго. И в этих приготовлениях есть что-то таинственное.
“Царь Израилев Христос приходит”. “Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно. Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастыри хотящаго явитися Отроча младо — Превечнаго Бога.”
В храме в правом приделе ставят елки и устраивают пещеру- вертеп. В ней соломка постелена, Младенец-Спаситель, Матерь Божия, праведный Иосиф, овцы и Вифлеемская звезда.
Сестры готовят сценки для детского праздника, разучивают с детьми колядки и стихи.

Рождественская служба совершается ночью. После литургии отцы и сестры идут разговляться в трапезную. А после вечерней службы - елка для детей, где сестры рассказывают о радостном событии, совершившемся в эту ночь в Вифлееме, показывают подготовленные с детьми сценки на нравственные темы, поют Рождественские песнопения и колядки.
Сестры рассказывают о Рождении Христа, некоторые сцены показывают в лицах. Вот идут восточные мудрецы-волхвы и ведут с собой верблюда, а верблюд — это двое детишек, прикрытые тканью, на ногах у них валенки (ведь верблюд пришел к нам по зимнему снегу). Вот царь Ирод на носилках в сопровождении воинства, а тут — пастухи с овцами и ангелами славословят: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!” Детям это очень нравится, они от радости повизгивают, все очень хорошо понимают. Когда царь Ирод вдруг встает с трона, выходит на середину перед детьми и возмущенно вскрикивает: “Я царь или не царь?” Дети кричат: “Нет!” Ирод опускает руку в чан с водой, освежает лицо и вновь вопрошает: “Я царь или не царь”? И снова дети дружно кричат: “Нет! Не ты цaрь, а Иисус Христос”. Они понимают, что Ирод не любил Бога и детей.
Дети все принимают всерьез, глядя на них, и взрослые обретают веру, а от сестер отходит уныние, приходит в сердце умиление.
В конце представления - поучительные сценки о хороших и плохих поступках, потом детям задают вопросы о вере, о Церкви. Прежние годы почти никто не мог на такие вопросы ответить. А теперь детишки гурьбой толпятся у помоста и с нетерпением поднимают руки, наперебой громко отвечая.

Дети с нетерпением ждут Рождественского праздника. Уже с осени начинают подбегать и спрашивать: «А какая роль у меня будет в этом году?» Конечно, все девочки мечтают быть Ангелом или Звездочкой с колокольчиками, а мальчики Воеводами, но на всех таких ролей не хватает и кто-то играет мишку, кто-то зайца или лису, а кто-то волка или овечку (в нашем представлении все звери, вся природа - цветы, деревья – приветствуют Рождение Спасителя). Самой юной исполнительнице было 1,5 года, когда она представляла овечку с пустышкой во рту.
В Рождество Христово многим детям хочется принять участие в празднике. В представлении участвуют до 50 детишек, никого не хочется обидеть. Кто постарше, помогают наряжать елки в храме, устанавливать вертеп.
После выступления и зрители, и участники получают подарки. Но главный подарок для них – репетиции, подготовка, само представление, которые сближают, помогают лучше узнать друг друга, открывают творческие способности. Наши ветераны сейчас совсем взрослые – им по 20 лет, но и они с удовольствием помогают устраивать Рождественскую елку.

С первой елкой во Введенском храме произошло искушение. Дали объявление в газете, что будет показано Рождественское действо. Это было для всех в диковинку, и народ вместе с малыми детьми валом повалил на представление. Храм был заполнен до отказа, ступить было некуда, а народ все прибывал и прибывал. Вокруг храма собрались тысячи. А с трамвая выходят все новые и новые группы родителей с детишками. Дети стали подниматься на солею, того и гляди окажутся в алтаре, на лесах, что возвели для реставрации. Шум, гвалт. Надо было как-то всех успокоить. Пытались сказать слово, но оно тонуло в общем гаме. Тогда решили взять святую воду и всех детей окропить. Дети с радостью подставляли свои лица под кропило: “Еще, еще, и меня, и меня”. А когда всех окропили, шум прекратился, и можно было говорить о празднике.
В следующие годы перестали широко оповещать о Рождественском представлении, сообщали только прихожанам, но детей все равно собирается много, до пятисот человек.