В полумраке храма теплятся огни лампад. Сестры и немногочисленные прихожане с благоговением прикладываются к иконам и открытым мощам Ивановских святых.
Это время тишины, молитвенных бесед с Богом, размышления о грехах. Без лишних слов, лишь поклоном приветствуют друг друга сестры перед началом раннего богослужения - полунощницы. Тишину нарушает возглас священника – начинается ровное, напевное чтение монашеского правила.
Вставать на молитву в полночь было древней традицией, поскольку ночное время было тогда наиболее безопасным для богослужений. Полунощницу обычно служат только в монастырях, на приходах эта служба – редкость, поэтому не все желающие могут побывать на ней.
Полунощница — общая утренняя молитва, она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, состоящее из утренних молитв и длинного 118-го псалма - одного из наиболее поучительных в Псалтири. Святой Афанасий Великий говорит: «В псалме сем святой пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божий, терпение, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами — награды, венцы, воздаяния».
По традиции монастыря, либо все насельники обители, либо только клиросные сестры после прочтения 17-ой кафисмы выстраиваются в центре храма в два ряда лицом друг к другу.
Регент тихо задает тон, начинается пение тропаря, который поется первые три дня страстной седмицы:
«Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Эта песнь напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет царствие небесное десяти девам, пять – мудрых, пять – неразумных, которые, взяв свои светильники, выходили навстречу жениху. Неразумные не взяли с собой масла. Что же это за девы и что значит масло для светильников?
«Десять дев: пять мудрых и пять юродивых - означают нас христиан;» - пишет св.прав.Иоанн Кронштадтский, - «из нас одни мудры по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти; другие неразумны по своему маловерию или холодному равнодушию к вере, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности к смерти и тотчас за нею следующему суду. Неразумные, сказано, взявши светильники свои, не взяли масла с собою. Светильники это души наши по слову Спасителя: светильник телу есть око (Мф 6,22), под оком Он разумеет сердце человеческое или душу; масло - милостыня, по изъяснению святого Златоуста, или вообще добрые дела.»
Кто же воспеваемый Жених? - Иисус Христос.
«Жених коснит, т.е. Иисус Христос медлит пресекать жизнь нашу смертью, не хотя да кто погибнет во грехах, но да вcu в покаяние придут (2Петр 3,9), равно медлит и вторым славным и страшным пришествием Своим для того, чтобы умножались более и более сыны царствия небесного; между тем люди, обольщаемые временной сладостью греха, безнаказанностью его; и, видя, что мир стоит прочно, думая, что он будет так стоять бесконечно, да и сами, пользуясь прочным здоровьем и другими вещественными благами, погружаются в душевную дремоту, не радеют о своем исправлении и спят греховным сном.
Но вот в самую полночь греховного сна, когда никто из грешников и не думает о своей страшной опасности, раздается громкий голос: се, жених грядет, исходите в сретение Его. Тогда все встрепенулись и зажгли светильники свои, т. е. напрягли душевное внимание. Хорошо будет в это время мудрым христианам: их души будут гореть огнем сладчайшей любви к Господу, но худо неразумным: души этих последних, как светильники без масла, будут гаснуть, т.е. будут темнеть и хладеть от недостатка любви к Богу, источнику любви, и начнут предвкушать муки ада. Попросят елея, т.е. добрых дёл у мудрых христиан, но те не дадут, чтобы и у них не оказалось недостатка, пойдут покупать у продающих, т.е. спохватятся делать добрые дела, и пойдут искать случая для этого, но в это именно время придет жених, т.е. в то самое время, как они захотят делать добрые дела, их застигнет смерть и поставит их перед небесным Судьею без всяких добродетелей, смердящих своими беззакониями.
Захотят они войти в чертог небесного царствия, к которому все мы и предназначены от самого своего рождения, для которого и живем - их Господь не пустит и скажет им: не знаю вас. И так бдите, заключает Господь притчу, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын человеческий.»
Эта притча призывает к непрестанному бодрствованию и молитве, поэтому неслучайно воспевается она в самом раннем богослужении, благословляя наступающий день и направляя мысли к грядущему небесному Жениху.