- Я бы хотела пожелать, чтобы люди, которые приходят в монастыри, делали это из любви к Богу. Человек, который хочет быть монахом, должен умереть для мира и для всего, что есть в мире, и всем сердцем стремиться исполнять три монашеских обета: послушание, целомудрие и нестяжание. Как говорил святой старец Порфирий Кавсокаливит, мы не просто должны пребывать в послушании, – мы должны пребывать в радостном послушании, то есть, хотеть этого.
Поздравить настоятельницу Зачатьевской обители игумению Иулианию с Днем Ангела в Москву приехала игумения Ксения, настоятельница исихастирия святителя Григория Паламы в Куфалии (Греция).
Мы попросили матушку Ксению поделиться с посетителями сайта «Монастырский вестник» своими впечатлениями о поездке в Россию и поговорить о монашеских традициях в Греции.
– У меня много впечатлений и все они замечательные. Мы всюду чувствуем великую любовь, нас очень гостеприимно встречают. Нас поразило то, как выглядит возрожденный Зачатьевский монастырь. Это чудо Божие. Матушка Иулиания показала нам старые фотографии, и я попыталась представить себе, какой была обитель до возрождения. Видя сейчас это благолепие, можно только благодарить Господа и говорить: «Слава Тебе, Боже!» Все сделано с удивительной любовью и вкусом. Все, что принадлежит Богу, и должно быть именно таким. Заходя в главный собор Зачатьевского монастыря, хочется сказать: «Кто Бог велий, яко Бог наш?»
Я желаю матушке игумении, чтобы у нее все было хорошо. Чтобы Господь изливал на нее обильно Свою благодать, просвещал ее, желаю ей многая лета на благо обители и ее служения. Также желаю, чтобы Господь просвещал сестер и давал им правильное понимание монашеской жизни согласно отеческим канонам.
– Расскажите, пожалуйста, немного о своем монастыре.
– Наш монастырь посвящен великому святому – преподобному Григорию Паламе. Он жил в XIV веке и был проповедником благодати Божией. Святитель Григорий творил Иисусову молитву и приложил много труда, чтобы молитвой занимались не только монахи, но и мирские люди.
Строительство нашей обители началось с нуля. Она находится между городом Верией, в окрестностях которого, в пещере, подвизался святой Григорий Палама, и Фессалониками, где он был архиепископом. Первые годы жизни в нашем монастыре были очень трудными. Первые пять лет у нас не было вообще никакой воды и первые семь лет у нас не было электричества. Строить монастырь без воды и света очень и очень тяжело. Но и раньше, и сейчас мы чувствовали и чувствуем милость Божию и предстательство нашего святого.
Спустя семь лет после того, как монастырь был основан, мы построили новые кельи. Чуть позже были построены трапезная, кухня и рукодельные. И в 2004 году строительство монастыря закончилось возведением монастырской гостиницы. Сегодня в монастыре тридцать одна монахиня. Основные наши послушания: иконопись, златошвейное дело, шитье облачений. Мы также делаем ладан, лечебные мази и мыло, производим экологически чистые макаронные изделия.
Наш духовный отец, отец Иоанникий является автором нескольких книг, его книга «Афонский отечник», повествующая о жизни старцев Святой Горы Афон, переведена на русский язык.
Но самое главное наше дело – это очищение души и богослужебная жизнь.
– С кем чаще советуются сестры Вашего монастыря – с духовным отцом или с игуменией обители?
– С игуменией. Духовной жизнью сестер руководит игумения, вся духовная работа идет с ней. Игумения помогает сестре увидеть ее внутренние проблемы. К духовнику сестра приходит только на исповедь.
– Как часто сестры имеют возможность беседовать с Вами?
– Когда сестра только приходит в монастырь, у нее бывает много разных духовных проблем, и первое время она может нуждаться в том, чтобы общаться с игуменией каждый день. Постепенно необходимость ежедневного общения отпадает. Но мы ведь не можем сказать, как часто человек должен прибегать к помощи врача. Вероятно, в любой момент, когда он в этом нуждается.
– В прошедшие четверть века, пока длился интенсивный восстановительный период в наших монастырях, слишком много сил приходилось отдавать строительству, возрождению хозяйственной жизни обителей. Сейчас многих волнует вопрос о количестве времени, которое монах должен уделять молитве, в особенности личной, келейной молитве. Получается ли в Вашем монастыре уделять достаточное количество времени духовному деланию?
– Меня очень впечатлило то, что в России у монастырей есть благодетели. Когда мы создавали свою обитель, у нас не было благодетелей. Наш монастырь строился за лепту бедных людей и трудами самих сестер, и все-таки с Божией помощью мы его построили. С первого дня существования обители мы совершали уставные богослужения, и все сестры обязательно присутствовали на них. Мы никогда не оставляли богослужения.
Мне кажется, если монастырь имеет возможность нанять рабочих, то лучше освобождать сестер от трудных работ. У нас не было такой возможности, но мы делали всё, чтобы уделять время келейной молитве и бывать на богослужениях. Зимой у нас вечерня совершается в 17.45 и уже в 18.30 сестры расходятся по кельям. С 18.30 до 4-х часов утра – время келейного уединения. Время для того, чтобы сестра могла упражняться в чтении Священного Писания, могла углубиться в свою душу и посмотреть, в каком она находится состоянии. Это время для покаяния, слез, время для того, чтобы упражняться в Иисусовой молитве. Мне кажется, что не имеет никакого смысла наше пребывание в монастыре, если у нас нет времени для келейной молитвы и келейного уединения.
Конечно, в минувшие годы, когда мы были перегружены и очень уставали, мы вынуждены были иногда отступать от своего правила, но для нас это всегда было сердечной болью. И мы очень хотели бы больше никогда не нарушать нашего распорядка дня. Для того чтобы монах духовно рос, необходимо предоставить ему такую возможность, должны быть созданы определенные условия для этого. Если этого не происходит, он может потерять даже то хорошее, что имел в духовной жизни. И наоборот – если даже у нерадивого, неблагополучного монаха будет возможность заниматься своей духовной жизнью, то он, конечно же, улучшит свое состояние. То, что монах приобретает, живя в монастыре, нигде в другом месте он приобрести не сможет.
– Россия очень большая страна, и отдаленные епархии сильно отличаются от центра. Восстанавливать монастыри в глубинке очень непросто. Ситуация нередко осложняется плохими климатическими условиями, где-то отсутствием дорог. Поделитесь, пожалуйста, опытом преодоления трудностей с монашествующими, которые возрождают духовную жизнь на канонической территории Русской Православной Церкви. Как не впасть в уныние? К кому обращаться за молитвенной помощью?
– Когда мы начали восстанавливать монастырский храм, добрые люди дали нам 50000 драхм. Это очень мало. Поскольку у нас не было вообще ничего, мы привыкли во всех нуждах обращаться к Богу, и Господь никогда не посрамил наши надежды. Вот только один пример: каждую субботу между 16.00 и 17.00 мы должны были расплачиваться с рабочими, и к субботнему вечеру собиралась именно такая сумма денег, которая была нужна для оплаты их труда. Господь всё видит, и если Он благословил какое-то дело, хочет чтобы оно совершилось, – оно совершится. И чем больше будет искушений и препятствий – тем лучше, тем большее потом Он даст благословение. На самом деле мы, люди, не делаем вообще ничего, мы можем только показать Богу свое намерение, всё остальное делает Господь. Если мы полностью посвятим себя Богу, то Господь нас не оставит. Как сказано в Евангелии, птицы небесные не сеют, ни жнут, но Господь питает их каждый день. Тем паче – монахов, которые посвятили себя Богу. Мы – возлюбленные дети Божии, это невозможно, чтобы Господь нас оставил. Рядом с нами всегда и Матерь Божия. Однажды Царица Небесная явилась одному монаху на Святой Горе Афон и сказала: «С этого момента Я буду твоей матерью, твоим отцом, твоим врачом, и всем для тебя». Это относится ко всем монахам. Если у нас такая Мать, то чего же нам бояться? Конечно, монахи, которые восстанавливают свои обители, очень устают, но они получают благословение от Бога.
– Что бы Вы пожелали людям, которые стремятся к монашеству? С чего начать?
– Я бы хотела пожелать, чтобы люди, которые приходят в монастыри, делали это из любви к Богу. Человек, который хочет быть монахом, должен умереть для мира и для всего, что есть в мире, и всем сердцем стремиться исполнять три монашеских обета: послушание, целомудрие и нестяжание. Как говорил святой старец Порфирий Кавсокаливит, мы не просто должны пребывать в послушании, – мы должны пребывать в радостном послушании, то есть, хотеть этого. Если человек с таким расположением приходит в монастырь – не занимает свой ум тем, что делают другие, но ищет только воли Божией, стремиться понять, чего Господь хочет от него в настоящем его положении, – тогда у него будет правильное устроение. Поступая в монастырь, мы должны избавить себя от всякого лицемерия (когда мы выдаем себя за благочестивых людей, хотя на самом деле это не так), должны искренне заниматься своей духовной жизнью и очищать свое сердце, бороться с немощами. Постепенно очищаясь от страстей, душа будет приближаться к обожению, и тогда уже здесь, на земле, она будет переживать райское блаженство.
Беседовала Екатерина Орлова
Фотограф: Владимир Ходаков
Синодальный отдел по монастырям и монашеству