Отец Ефрем – великое духовное сокровище.
Преподобный Паисий Святогорец
27 февраля мы вспоминаем старца Ефрема Катунакского (1912–1998). Иеросхимонах Ефрем Катунакский еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа, и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Это был истинный ученик Христов – носитель богодухновенного святоотеческого предания.
Старец Ефрем Катунакский (в миру Евангелис) родился 6 декабря 1912 года в деревне Амбелохори, близ Фив, в Греции, в бедной крестьянской семье. Кроме него в семье росли еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником. В семье старца все глубоко верили в Бога, детей воспитывали в благочестии и целомудрии. Евангелис с детских лет навык к посту, молитве и послушанию родителям.
В возрасте 21 года юноша приехал на Афон. Он был принят послушником в братство своих земляков Ефрема и Никифора – в скит святого Ефрема в Катунакии. В 1935 году молодой инок принял постриг в великую схиму с именем Ефрем, а через год был рукоположен в иеромонаха и с тех пор известен как отец Ефрем Катунакский.
Несмотря на отсутствие серьезного духовного руководства, уже в эти молодые годы отец Ефрем благодаря своей ревности и благочестию достиг многих благодатных состояний. Однажды, на вечерне, во время чтения предначинательного псалма, ум отца Ефрема был пленен горе, и он призывал всю тварь к славословию Бога. Как только закончился псалом, он снова пришел в себя. В другой раз, когда его старец Никифор возвращался из Афин на Святую Гору, отец Ефрем духовным зрением увидел корабль и путешествующего старца. Он смог даже прочитать название судна – «Семирамида».
Впервые отец Ефрем посетил старца Иосифа вместе со своим старцем Никифором, питавшим к нему особое уважение. Как рассказывал своим ученикам позднее сам отец Ефрем, у него вызвал умиление вопрос старца Иосифа его старцу при первой их встрече: не способности послушника к рукоделию и различным работам интересовали его. Старец Иосиф Исихаст спросил: «Отец Никифор, слушается ли Ефрем?» Отец Ефрем, вспоминая об этом, рассказывал своим духовным чадам: «Это потрясло меня. Я почувствовал, что в этом старце обитает жизнь и благодать, потому что такого вопроса я не слышал ни от кого. К счастью, отец Никифор не препятствовал мне посещать старца и учиться у него святоотеческому преданию».Отец Ефрем делился: «То, чего я искал, я нашел у старца Иосифа Исихаста. И потому, когда я познакомился с ним, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня”. Старец передал мне четки, молитву: “Не подниматься же на небо в одиночку! Только попробуй – сразу впадешь в прелесть. А надо пойти к человеку: пусть научит тебя избегать козней диавола, научит, как подняться на небо”».
Отец Ефрем Катунакский стал одним из самых близких духовных чад старца Иосифа Исихаста. Несмотря на то, что, согласно монастырскому уставу, старцем отца Ефрема был отец Никифор, которому он служил с огромным терпением, его духовным отцом и наставником стал Иосиф Исихаст. Теперь молодой подвижник находил все ответы на духовные вопросы, познавал смыслы духовных законов и учился вести духовную брань у великого старца.
Отец Ефрем Катунакский прожил на Святой Горе 65 лет (из них 42 года – послушником) и всей своей жизнью прославил святое послушание, которое является основой правильного монашеского устроения.
Он вспоминал об этом времени: «Однажды я молился в своей келлии, всецело собрав свой ум, – так, как научился от старца. Внезапно я ощутил, что передо мной как бы открылось пространство и явились три образа. Такой любовью исполнилась моя душа, что я непроизвольно обнял средний из них. Чувство убедило меня в том, что это был Христос с двумя Ангелами. Но я не в силах описать того, что произошло или что я ощущал. Разрешение моим недоумениям давал старец, к которому я приходил сразу после всякого Божественного посещения, как только оно заканчивалось. Я поднялся к учителю, хотя и была полночь, чтобы узнать значение таинства, которое мне дано было пережить впервые.
Несмотря на то, что час для посещения был неподходящий, старец принял меня, обнял с радостью и сказал: “Это, чадо мое, и есть благодать, которой я учил тебя и которую ты желал познать. Это первая ступенька, первое подлинное продвижение вперед. Отселе придет то, что описывали мы и отцы наши, о чем ты читал и спрашивал меня. Сколько людей искали этого в истории и в жизни и находили это поздно или после претрудных усилий! А ты обрел это так скоро и в такой чистоте. Теперь для тебя иное чувство, иные миры и духовная пища, другой уровень молитвы…”».
Старец Никифор с годами потерял память и своей забывчивостью очень утомлял окружающих. Когда он от старости и болезни больше не смог ходить и был прикован к постели, отец Ефрем с терпением и любовью истинного послушника служил ему до самой его смерти в 1973 году. Находясь при последнем издыхании, отец Никифор подозвал к себе отца Ефрема, воздел свои руки к небу и начал возглашать: «Бог да благословит тебя, Бог да благословит тебя. Бог да поместит тебя в центр рая. Ты не человек, ты – ангел!» Так в награду за многолетнее послушание отец Ефрем получил долгожданное благословение своего старца.
С кончиной старца Никифора закончилась жизнь отца Ефрема как послушника и началось его служение как старца и духовника. Пробыв столько лет послушником, старец Ефрем стяжал дар духовного рассуждения и научился разбираться в людях. Он ежедневно беседовал с учениками. При этом он использовал примеры из собственной жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия своего великого наставника старца Иосифа Исихаста. В силу своей цельности и простоты старец старался посвятить всех жаждущих в тайну благодатных состояний, которыми столь часто одаривал его Господь, при этом он считал эти состояния возможными для всех достойно подвизающихся. Любимыми темами наставлений старца были послушание и молитва.
ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ЕФРЕМА
О послушании
«Старец мой, отец Никифор, не был выдающимся монахом. Однако в послушании я увидел великие вещи. Без его согласия я заказал много плодовых деревьев, но ни одно не прижилось, несмотря на все мое старание и уход за ними. Я попробовал и во второй раз: посадил виноградные лозы без его одобрения. И они не принесли плода. Я попробовал в третий раз. Старец укорял меня в том, что напрасно я тружусь. И действительно, ничего у меня не вышло. Одно деревце хоть и прижилось, но никогда не приносило плодов. Когда мы со старцем посадили шелковицу, то каждый год вкушали ее плоды. Все, что я посадил без согласия моего старца, не выросло, потому что сделанное мною было моей собственной волей. Когда вы принуждаете старца к чему-либо, то, смею сказать, вы подражаете духу Иуды».
История о нерадивом послушнике
Старец рассказывал такую историю о нерадивом послушнике: «В Святой Анне жил один старец со своим послушником, который очень часто не слушался своего старца. Случилось это накануне праздника Успения Божией Матери. “Батюшка, – говорит послушник, – пойду наловлю рыбы. Завтра ведь праздник Богородицы. Что будем есть?” “Чадо мое, – говорит ему старец, – все наши соседи здесь – рыбаки. Часами рыбачат, а сегодня ничего не поймали. Если бы захотела Божия Матерь, чтобы мы ели рыбу, тогда они поймали бы и нам дали. Не ходи на рыбалку”. “Нет, пойду”, – упорствует послушник и уходит. Старец понимает, что послушник его впал в грех непослушания. А если случится какое-нибудь большое искушение? Может, поскользнется и упадет в море? Поэтому старец идет в келлию и молится, тянет четки за своего послушника. А послушник идет к морю, забрасывает донку. Что-то попалось на крючок. Он начинает с усилием вытаскивать. Тут появляется черный-пречерный арап со свирепыми глазами, готовый наброситься на монаха. Но какая-то неведомая сила сдерживает арапа. Послушник в ужасе убегает. Демон бежит за ним до Святой Анны, до самой его келлии. Тут кричит ему демон: “Эй ты, монах! С того момента, как ты ушел, старец тянет четки за тебя. Иначе я утопил бы тебя в море. Слышишь?! В море бы тебя утопил!” Вот к чему приводит непослушание».
Как послушник с лягушками разговаривал
Наставляя о послушании, отец Ефрем рассказывал еще такую историю: «Молятся старец с послушником: “Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят…” и так далее. “Ква-а, ква-а, ква-а” – квакают снаружи лягушки. “Ну-ка, – говорит старец послушнику, – сходи к лягушкам и скажи: "Старец сказал, чтобы вы замолчали, потому что мы хотим вычитать службу"”. – “Благословите, батюшка”, – он был настоящим послушником. Видишь, не сказал: “Ты что, батюшка? Пойду с лягушками разговаривать?!” Нет. Послушание! – “Вот что, лягушки, старец сказал, чтобы вы сейчас же прекратили квакать, потому что мы хотим вычитать службу”. Тогда в ответ одна лягушка и говорит: “Скажи старцу, что мы уже заканчиваем славословить Бога и скоро пойдем отдыхать”».
Когда очистишь душу – услышишь, как вся природа славословит Бога
Старец восклицал: «И лягушки славословят Бога! Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога, и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие, которое даже камни совершают. “Огнь, град, снег, дух бурен…” (Пс. 148: 8), холмы и горы, деревья и рыбы – всё славословит Бога! Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало… Чем больше очищаешь себя, тем больше получаешь просвещения и понимаешь, что никакая тварь Божия не остается праздной, но все славословят Бога: и муха, и комар, и вол, и мул… Когда очистишь душу свою, тогда услышишь это тайное славословие Бога – в той мере, насколько очистишься. Услышишь и скажешь: “Несчастный человече, ты один не славословишь Бога!”».
Человек, когда молится Богу, впитывает в себя свойства Божии
«Человек, когда молится Богу, как бы впитывает в себя свойства Божии. Бог, скажем, добр, не гневается, долготерпит. И к тебе после молитвы приходит долготерпение».
Не спи – твори молитву!
Старец не требовал от человека того, что превышало его силы. Он лишь хотел, чтобы духовное делание, каким бы малым оно ни было, совершалось ежедневно, чтобы человек никогда не оставался без молитвенной защиты.
Наставлял: «Иной раз нас Господь испытывает, чтобы пробудить от спячки. Посылает тебе какое-нибудь искушение. Господь хочет тебя разбудить: “Не спи, не спи, твори молитву!”».
У старца как-то спросили: «Батюшка, с каким настроением нужно молиться: славословия, радости, умиления, благодарения, печали, покаяния – как лучше?» Старец ответил: «С тем настроением, какое имеет душа в данный момент. Радостно тебе – молись с радостью, чувствуешь покаяние – молись с покаянием».
Не теряйте надежду, не унывайте, не смущайтесь
«Где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя. “Можешь выдержать эту скорбь?” – “Могу”. – “Получишь дар взамен. Не можешь? – И то, что имел, отниму от тебя”».
Когда огорчается брат – не можешь творить молитву
«При каждом случае недопонимания класть поклон буду я, виновен я или нет, чтобы мне всегда быть с другими в мирном устроении и чтобы была со мною всегда благодать Божия. Никогда не буду причащаться Божественных Таин, если я огорчил какого-нибудь брата и не примирился с ним».
«Следите за тем, чтобы не огорчал один другого. Когда огорчается брат, не можешь творить молитву, молитва угасает».
СОВРЕМЕННИКИ О СТАРЦЕ
Архимандрит Ефрем Ватопедский говорил о старце Ефреме Катунакском:
«Старец, опытно переживавший действие и состояние молитвы, обладал невероятным даром слез, он плакал навзрыд на Литургии, плакал и всю ночь в молитве о скорбящих братьях и о спасении всего мира. Сама внешность старца выдавала его высокое духовное состояние. Он был подобен боговидцу Моисею. Стоя пред ним, ты становился “прозрачным”, а он прозорливыми духовными очами просвечивал тебя, словно рентгеном. Лишь завидев какого-нибудь мирянина, он сразу же прозревал, проводит ли тот правильную духовную жизнь; если же то был монах, то старец видел, оказывает ли он подлинное послушание».
Духовное чадо старца схимонах Иосиф Ватопедский вспоминал:
«Однажды, когда я сопровождал старца Ефрема в Салоники для лечения одной его болезни, я попросил его посетить некое благочестивое семейство. Нас приняли с великой радостью и так, как это полагается. Маленькая девочка с горячей ревностью постоянно находилась рядом со старцем, с “дедушкой”, как она его называла, и с готовностью прислуживала ему. Старец с радостью благословил ее, говоря: “Бог да благословит мою Хрисоваланту”. Девчушка напомнила ему: “Дедушка, меня зовут Мария”. Старец не обращал внимания на то, что Мария говорила ему о своем имени. Во все время нашего посещения этой семьи, сколько бы раз Мария ни оказывала нам услугу, она получала благословение в следующих словах: “Бог да облагодатствует мою Хрисоваланту”. Каково же было развитие событий? Мария выросла и браку предпочла монашество. В монашеском постриге она получила имя Хрисоваланты. Такой ее увидел за годы до ее пострига прозорливый старец Ефрем».
Один инок посетил старца после своего иноческого пострига, чтобы получить его благословение. После благословений и духовных советов отец Ефрем сказал монаху: «Ты, чадо мое, стал монахом по молитвам твоего братца, который – Ангелочек на небе. Теперь будь внимателен к своей жизни, чтобы заработать дар неба». Инок остался в недоумении о том, почему от своих родных он никогда не слышал ни о каком умершем братце. Когда приехал его отец, он рассказал иноку, что в их семье действительно до него родился младенец, который жил недолго и после крещения умер.
Как-то старец написал письмо одному священнику с острова Митилини. В конце письма он пожелал: «Порадуйся и своей дочурке». Матушка священника была на раннем сроке беременности, о которой еще и сама не знала.
Архимандрит Григорий (Зумис), игумен афонского монастыря Дохиар, вспоминал:
«Как-то я пришел к отцу Ефрему, со мной было двое послушников. Неожиданно старец громко сказал: “Этот твой”. А о другом умолчал. Так всё и вышло: один теперь иеромонах в нашем монастыре, а другой вернулся в мир и женился».
Игумен одного монастыря в Македонии в сопровождении двух богословов и одного студента посетил старца. Один из богословов попросил старца объяснить, откуда происходит благоухание святых мощей. Старец замолчал, преклонил голову к сердцу и помолился. Внезапно всё вокруг исполнилось благоухания. Гости смотрели друг на друга и плакали. По прошествии нескольких минут старец сказал им: «Поскольку я не мог вам изъяснить этого на словах, то помолился, чтобы Бог показал вам Сам».
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
Материал подготовила Ольга Рожнёва
http://www.pravoslavie.ru/90992.html