17/30 января – день памяти Преподобного Антония Великого - основателя пустынножительства и отца монашества.
Изречения святого Антония Великого и сказания о нем
Сошлись некогда отцы к св. Антонию, чтобы расследовать, какая добродетель совершеннее всех и какая могла бы охранить монаха от всех сетей вражьих. Всякий из них сказал, что казалось ему правильным. При чем одни похвалили пост и бдение, так как они упорядочивают помыслы, тонким делают ум и облегчают человеку приближение его к Богу, другие больше одобряли нищету и презрение вещей земных, потому что через это ум становится спокойней, чище и свободней от забот мiрских, а потому приближение его к Богу делается более удобным, некоторые хотели дать преимущество перед всеми добродетелями милосердию, потому что Господь скажет милосердным: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мiра» (Мф. 25:34), иные говорили иное. А св. Антоний сказал: все добродетели, о которых вы поминали, очень спасительны и крайне нужны тем, кои ищут Бога, и кои пламенеют сильным желанием приблизиться к Нему. Но мы видели, что многие измождали свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мiрские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех оных добродетелей, делались достойными осуждения.
Причина этому не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли пользоваться ее пособием. Ибо она-то и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти царским путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими, – ни справа, – к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности и разленению. Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в св. Евангелии (Мф. 6:22. 23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо.(Patr. Gr. t. 40, p. 1096; Дост. ск. 8).
Письмо Первое
Мир вам и милость о Господе!
Я думаю, братья мои, что души, мужские ли они или женские, стремящиеся к любви Божественной, бывают трех родов.
Первые из них, те души, которых призвал внутренний закон любви, заложенный в их естестве при сотворении.
Когда слово Господне коснется их душ, они следуют ему, ни в чем не сомневаясь, подобно Аврааму патриарху, ибо когда Господь увидел, что не из поучений человеческих познал он Божественную любовь, но из заложенного внутри его божественного закона, то только тогда Он явился ему и сказал «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
И внимая зову Божию, без колебаний и сомнений, Авраам пошел. И всем, кто хочет следовать по его стопам, он является прекрасным примером. В поте лица своего, в терпении и в безмолвии обретают они страх Божий, и ведя праведный образ жизни, души их всегда готовы следовать зову божественной любви.
Вот таков зов Божий, который слышат эти души.
Второго вида души обращаются к Господу, когда услышат слова написанного Закона, свидетельствующего о муках и страданиях, приготовленных для грешников, и о наградах, обещанных праведным, ходящим в страхе Божием. И внимая свидетельству написанного Закона, они стремятся следовать зову Господню, согласно словам Давида: «Закон Господен непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы» (Псал. 18:8). А в другом месте говорит: «Явление словес твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Псал. 118:130).
Третий вид души и призвания, это те души, которые были в начале жестоки сердцем и упорны в грехах своих, а затем милостивый Господь послал им как наказание, скорби и огорчения, и они, уразумев свои грехи, покаялись всем сердцем, и так достигли праведной жизни, как и те прежние, о которых мы уже говорили.
Вот эти три пути, которыми душа достигает глубины покаяния и нисхождения благодати Сына Божия.
Что же касается тех, которые всем сердцем вступили в борьбу с вожделениями плоти, мужественно претерпевая все, им, я верю, Дух Святой поможет и облегчит их борьбу, усладит труд их покаяния, и научит их как вернуться к Богу, создавшему их.
Сперва тело должно очиститься длительным постом, бдением и молитвой, отвергнув все вожделения плоти, и тогда дух истинного покаяния станет его путеводителем, испытывая его все время, чтобы враг не соблазнил его опять.
А тогда Дух-Путеводитель начнет открывать и очи души, чтобы и она покаянием очистилась. И ум начнет различать движения тела и души, их различия и, Духом обучаемый, научится как покаянием очищать их. Наставляемый Духом ум становится нашим проводником в борьбе со страстями тела и души, очищая их непрестанным трудом.
И он удаляет от нас злые плоды плоти, которые оскверняют все члены ее с начала грехопадения, и приводит их в их первобытное состояние, уже освобожденное от всех козней сатаны.
И плоть подчиняется теперь уму, наставляемая Духом, как говорит апостол Павел: «Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду» (1 Кор. 9:17).
И я думаю, что в теле находятся три вида движения.
Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, вложенное природой, и оно подчиняется душе. Два других – привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пище и питии, другое производится демонами.
По этому поводу апостол сказал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефес. 5:18).
И Господь предостерег Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34).
И особенно тем, кто стремится к чистоте, надо помнить слова: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
Третье движение производится демонами, которые по зависти стараются соблазнить нас и возбудить в теле вожделение нашествием помыслов и мечтаний.
Итак, мои возлюбленные, если мы пребудем в терпении и в постоянной борьбе, наша душа и тело очистятся от всякой скверны. Но если ум не будет внимать поучениям Духа Святого, то дух нечистый возбудит снова в теле страсти, и душа, сделавшись больной и страждущей, возопиет о помощи, каясь и стараясь исполнить все заповеди Духа, и излечивается. И находит покой свой в Господе, и Он становится ее утешением.
Все это я вам говорю, дорогие мои, для того, чтобы вы познали, что требуется от человека, желающего очистить тело и душу. И если ум окажется в этой борьбе победителем, то тогда он молится в Духе и начинает изгонять из тела душевные страсти. И Дух поучает разум как исцелить душевные раны и освободиться и от тех, которые находятся в теле, и от тех, которые пришли извне, по собственной воле. И глазам Он также дает указание, как надо видеть все чисто и праведно, без лукавства.
И ушам Он дает также правило, внимать всему в мире душевном, не имея желания слышать о падении и унижении людей, но радоваться, услышав о добрых и милосердных поступках, сказанных всему творению.
Поучает Дух Святой и язык, ибо орган сей особенно болен; болен он тяжелой, трудно излечимой болезнью. Ведь болезнь эта, поразившая душу, выражается в словах при помощи языка, которым пользуется душа, как своим орудием, и вот потому глубокую рану и тяжкую болезнь приносит душе язык. Апостол Иаков, свидетельствуя об этом, говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает своего языка, он обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». «Так и язык – небольшой член, а много делает» (Иак. 3:5).
Но если ум укреплен Духом, то он очищается, и освящается, и научается различать слова, которые произносит, чтобы они не были самовольны и чтобы исполнялись в них слова Соломона: «Все слова уст моих справедливы, нет в них коварства и лукавства» (Притч. 8:8), и в другом месте он говорит: «Язык мудрых врачует» (Притч. 12:18).
После этого Дух врачует движения рук, которые раньше двигались в безпорядке, следуя воле ума. Но теперь ум, очищенный Духом, ведет их по пути благотворения и молитвы, и в них исполняются слова псалма: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псал. 140:2), и «рука прилежных – обогащает».
Также Дух очищает движения желудка, в его стремлении к пище и питью, ибо как долго желания и страсти души действенны в нем, он никогда не может удовлетвориться пищей и питием, и таким образом демоны имеют возможность нападать на душу. Об этом Дух словами Давида говорит: «гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Псал. 100:5).
Подвизающимся о чистоте, и хранящим себя от всех нечистот, которые несвойственны естеству, помогает Дух Святой, указывая им правила воздержания в пище и питье, остерегаясь похоти: и в них исполняются слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Что же касается половых чувств, которые возбуждаются в нижней части тела, то также и по отношению к ним, ум обучается Духом Святым – различать между различными телесными вожделениями, о которых мы уже упоминали. Об этом говорит ап. Павел: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).
И ногам Он тоже дает очищение. Раньше они не ступали согласно Божией воле, но теперь, когда ум, руководимый Духом Святым, направляет их, и они творя добрые дела, изменяют и обновляют все тело, движимые Святым Духом.
И я предполагаю, что когда все тело очистится и получит полноту Духа, оно приобретет какую-то часть и духовного тела, которое в полноте получат праведники в воскресении мертвых.
Вот что я хотел вам сказать о болезнях души и ее действиях в телесных членах. И таким образом душа становится проводником злых демонов, которые теперь имеют возможность проникнуть в тело.
Но я также говорил вам, что душа имеет и свои собственные страсти, независимые от тела, и это мы сейчас покажем. Так, гордость – это уже душевная болезнь, также леность, хвастовство, зависть, ненависть, нетерпение и излишний отдых. Но если душа полностью отдастся Богу, то Он смилуется над ней и пошлет ей Духа покаяния, который укажет ей все ее грехи, и она уже больше не вернется к ним.
И если душа непрестанно будет бодрствовать над собой, и будет во всем послушна Духу, и вытерпит все искушения, то тогда Творец смилостивится, видя труд, усилие, покаяние глубокое, молитвы, пост, поучение в слове Божием, отвержение мира, смирение, слезы, постоянство в раскаянии, то тогда Он сжалится и избавит душу эту от всякого зла.
Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду
Прежде всего – мир – любви вашей о Господе!
Я думаю, братия, что души, которые влекутся к любви Божией, бывают трех родов, мужчины это или женщины.
Есть такие, кто призваны законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, – ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию. Он – образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания.
Второе призвание таково. Есть люди, которые слышат писаный Закон, свидетельствующий им о муках и страданиях, уготованных для нечестивых, и об обетованиях для тех, кто ходит достойно в страхе Божием; и свидетельство писаного Закона побуждает мысль их искать, каким образом возможно войти в призвание, как об этом свидетельствует Давид, говоря: «Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы» (Пс. 18:8)* И в другом месте: «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс. 118:130); и многое еще, чего мы здесь не можем привести.
Третье призвание таково. Есть души, которые вначале были жестокосердны и закоснели в делах греха; и вот, Всеблагой Бог по милости Своей посылает таким душам очищение скорбей, пока они не умягчатся и не придут в чувство, и обратятся, и приблизятся, и войдут в знание, и покаются от всего сердца, и они тоже обретут истинный образ жизни, как и те, другие, о ком мы уже сказали.
Вот три расположения, которыми души приходят к покаянию, пока они не достигнут благодати и призвания Сына Божия.
Итак, относительно тех, кто вошли в покаяние всем сердцем и сделались вопреки всем досаждениям плоти мужественными воителями в битве, которая поднимается против них, пока не одолеют, – я думаю, прежде всего, Дух призывает их и облегчает им битву, и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться в душе и теле, пока не научит, как обратиться к Господу, сотворившему их. И Он сообщает им дела, которыми они могли бы утеснять душу и тело, чтобы и душа, и тело очистились и вместе вошли в свое наследство.
Вначале тело очищается многим пощением, бдением и молитвами, и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плотскую похоть. И дух покаяния становится руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад.
Затем Дух – водитель начинает открывать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой, и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа. И тело приводится в подчинение уму, поучаясь у Духа. Как апостол Павел говорит: «Но умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9:27). Ибо ум очищает его от еды и сна – одним словом, от всех его движений, и собственной чистотой очищает он тело даже от естественного извержения семени.
И есть, я думаю, три рода движений в теле. Есть движение, вложенное в тело природой, насажденное в нем при первом творении; однако оно не действенно, если душа того не хочет и обнаруживает свое присутствие в теле бесстрастно. И есть другое движение, когда человек насыщает тело пищей и питьем, и жар крови от преизбытка насыщения поднимает брань в теле, по причине нашей алчности. Потому апостол и сказал: «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5:18). И Господь предупреждал учеников Своих: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством» (Лк. 21:34) или услаждениями. В особенности же те, кто ищет достичь меры чистоты, должны повторять: «Но умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9:27). И есть третье движение, происходящее от злых духов, которые искушают нас из зависти и стараются сбить с пути всех, кто встал на путь чистоты.
Так вот, возлюбленные мои дети, в трех этих родах движения, если душа не дает себе послабления и упорствует в свидетельстве, которое Дух рождает в уме, тогда и душа, и тело очищаются от немощи такого рода. Но если в отношении трех этих движений ум пренебрегает свидетельством, которое Дух вынашивает в нем, злые духи берут над ним верх, и сеют в теле все страсти, и возбуждают, и поднимают сильную брань против него; так что душа становится усталой и недужной, и плачет, и ищет, откуда бы пришла ей помощь, и кается, и подчиняется велениям Духа, и исцеляется. Затем утверждается она в том, чтобы покой свой положить в Господе, и что Он – ее мир.
Все эти вещи я сказал вам, возлюбленные, чтобы знали вы, как требуется от человека приносить покаяние в теле и в душе и очищать их, и тело, и душу. И если ум одолеет в этом состязании, он будет молиться в Духе и начнет изгонять из тела душевные страсти, которые вошли в него по его собственной воле. И тогда Дух устанавливает с умом дружеское сотрудничество, поскольку ум хранит повеления, которые Дух сообщил ему. И Дух научает ум, как врачевать все душевные раны и очищаться от всего того, что смешано с членами тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах.
Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием – языком – была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). И в другом месте он говорит: «Язык – небольшой член, но... оскверняет все тело» (Иак. 3:5-6), – и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства» (Притч. 8:8). И в другом месте он говорит: «Язык мудрых – врачует»(Притч. 12:18), и много еще.
И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя произволу ума. Но теперь Дух поучает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук моих будет жертвой вечерней» (Пс. 140:2), и в другом месте: «Рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4).
После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания действенны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида: «Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях» (Пс.100:5). И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказанное Павлом: «Итак, едите ли, пьете ли... все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31).
Затем в отношении плотского вожделения, которое располагается ниже чрева, ум получает поучение Духа и различает три рода движений, о которых мы говорили выше, и упорствует в их очищении, и Дух помогает и укрепляет его; и все эти движения укрощаются силой Духа, который устанавливает мир во всем теле и отсекает от него все страсти. Об этом говорит апостол Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и прочее» (Кол. 3:5).
И после того и ногам подает Он очищение. Некогда они ступали не право, не в согласии с Богом; но теперь ум, собранный под властью Духа, очищает их, чтобы они ступали по Его воле, ходя и служа в добрых делах, так, чтобы и все тело изменилось и обновилось, и было в послушании Духу. И думаю я, что когда все тело очистилось и приняло полноту Духа, оно обрело некую часть того духовного тела, которое получит в воскресение праведников.
Все это сказал я вам о том, что касается недугов души, которые примешаны к членам телесной природы, в которых душа движется и действует; и таким путем она, душа, делается проводником для злых духов, которые через нее входят и действуют в членах тела. Но я говорил, что у души есть еще и недуги нетелесные; теперь покажем их. Гордость – недуг души не телесный, а также тщеславие, зависть, ненависть, нетерпение, леность и другое. Но если душа предаст себя Господу от всего сердца, Господь помилует ее и подаст ей дух покаяния, который будет свидетельствовать ей о каждом грехе, и больше они не приблизятся к ней; и Он покажет ей тех, кто восстают на нее и хотят не дать ей отделиться от них, ведя тяжкую битву, чтобы не могла она пребывать в покаянии. Но если она выстоит и будет послушна Духу, поучающему ее покаянию, Творец не помедлит снизойти к ее изнеможению в покаянии и, видя ее в телесных трудах, многих молениях, и постах, и сокрушении, и в поучении словам Божиим, в отречении от мира, в смирении и слезах, и упорствовании в сокрушении, – тогда милосердный Бог, видя труды ее и послушание, смилуется над ней и спасет ее.
Конец послания, которое святой Антоний шлет братиям.
Изречения святого Антония Великого и сказания о нем
Сошлись некогда отцы к св. Антонию, чтобы расследовать, какая добродетель совершеннее всех и какая могла бы охранить монаха от всех сетей вражьих. Всякий из них сказал, что казалось ему правильным. При чем одни похвалили пост и бдение, так как они упорядочивают помыслы, тонким делают ум и облегчают человеку приближение его к Богу, другие больше одобряли нищету и презрение вещей земных, потому что через это ум становится спокойней, чище и свободней от забот мiрских, а потому приближение его к Богу делается более удобным, некоторые хотели дать преимущество перед всеми добродетелями милосердию, потому что Господь скажет милосердным: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мiра» (Мф. 25:34), иные говорили иное. А св. Антоний сказал: все добродетели, о которых вы поминали, очень спасительны и крайне нужны тем, кои ищут Бога, и кои пламенеют сильным желанием приблизиться к Нему. Но мы видели, что многие измождали свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мiрские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех оных добродетелей, делались достойными осуждения.
Причина этому не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли пользоваться ее пособием. Ибо она-то и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти царским путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими, – ни справа, – к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности и разленению. Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в св. Евангелии (Мф. 6:22. 23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо.(Patr. Gr. t. 40, p. 1096; Дост. ск. 8).
Письмо Первое
Мир вам и милость о Господе!
Я думаю, братья мои, что души, мужские ли они или женские, стремящиеся к любви Божественной, бывают трех родов.
Первые из них, те души, которых призвал внутренний закон любви, заложенный в их естестве при сотворении.
Когда слово Господне коснется их душ, они следуют ему, ни в чем не сомневаясь, подобно Аврааму патриарху, ибо когда Господь увидел, что не из поучений человеческих познал он Божественную любовь, но из заложенного внутри его божественного закона, то только тогда Он явился ему и сказал «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
И внимая зову Божию, без колебаний и сомнений, Авраам пошел. И всем, кто хочет следовать по его стопам, он является прекрасным примером. В поте лица своего, в терпении и в безмолвии обретают они страх Божий, и ведя праведный образ жизни, души их всегда готовы следовать зову божественной любви.
Вот таков зов Божий, который слышат эти души.
Второго вида души обращаются к Господу, когда услышат слова написанного Закона, свидетельствующего о муках и страданиях, приготовленных для грешников, и о наградах, обещанных праведным, ходящим в страхе Божием. И внимая свидетельству написанного Закона, они стремятся следовать зову Господню, согласно словам Давида: «Закон Господен непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы» (Псал. 18:8). А в другом месте говорит: «Явление словес твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Псал. 118:130).
Третий вид души и призвания, это те души, которые были в начале жестоки сердцем и упорны в грехах своих, а затем милостивый Господь послал им как наказание, скорби и огорчения, и они, уразумев свои грехи, покаялись всем сердцем, и так достигли праведной жизни, как и те прежние, о которых мы уже говорили.
Вот эти три пути, которыми душа достигает глубины покаяния и нисхождения благодати Сына Божия.
Что же касается тех, которые всем сердцем вступили в борьбу с вожделениями плоти, мужественно претерпевая все, им, я верю, Дух Святой поможет и облегчит их борьбу, усладит труд их покаяния, и научит их как вернуться к Богу, создавшему их.
Сперва тело должно очиститься длительным постом, бдением и молитвой, отвергнув все вожделения плоти, и тогда дух истинного покаяния станет его путеводителем, испытывая его все время, чтобы враг не соблазнил его опять.
А тогда Дух-Путеводитель начнет открывать и очи души, чтобы и она покаянием очистилась. И ум начнет различать движения тела и души, их различия и, Духом обучаемый, научится как покаянием очищать их. Наставляемый Духом ум становится нашим проводником в борьбе со страстями тела и души, очищая их непрестанным трудом.
И он удаляет от нас злые плоды плоти, которые оскверняют все члены ее с начала грехопадения, и приводит их в их первобытное состояние, уже освобожденное от всех козней сатаны.
И плоть подчиняется теперь уму, наставляемая Духом, как говорит апостол Павел: «Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду» (1 Кор. 9:17).
И я думаю, что в теле находятся три вида движения.
Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, вложенное природой, и оно подчиняется душе. Два других – привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пище и питии, другое производится демонами.
По этому поводу апостол сказал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефес. 5:18).
И Господь предостерег Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34).
И особенно тем, кто стремится к чистоте, надо помнить слова: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
Третье движение производится демонами, которые по зависти стараются соблазнить нас и возбудить в теле вожделение нашествием помыслов и мечтаний.
Итак, мои возлюбленные, если мы пребудем в терпении и в постоянной борьбе, наша душа и тело очистятся от всякой скверны. Но если ум не будет внимать поучениям Духа Святого, то дух нечистый возбудит снова в теле страсти, и душа, сделавшись больной и страждущей, возопиет о помощи, каясь и стараясь исполнить все заповеди Духа, и излечивается. И находит покой свой в Господе, и Он становится ее утешением.
Все это я вам говорю, дорогие мои, для того, чтобы вы познали, что требуется от человека, желающего очистить тело и душу. И если ум окажется в этой борьбе победителем, то тогда он молится в Духе и начинает изгонять из тела душевные страсти. И Дух поучает разум как исцелить душевные раны и освободиться и от тех, которые находятся в теле, и от тех, которые пришли извне, по собственной воле. И глазам Он также дает указание, как надо видеть все чисто и праведно, без лукавства.
И ушам Он дает также правило, внимать всему в мире душевном, не имея желания слышать о падении и унижении людей, но радоваться, услышав о добрых и милосердных поступках, сказанных всему творению.
Поучает Дух Святой и язык, ибо орган сей особенно болен; болен он тяжелой, трудно излечимой болезнью. Ведь болезнь эта, поразившая душу, выражается в словах при помощи языка, которым пользуется душа, как своим орудием, и вот потому глубокую рану и тяжкую болезнь приносит душе язык. Апостол Иаков, свидетельствуя об этом, говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает своего языка, он обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». «Так и язык – небольшой член, а много делает» (Иак. 3:5).
Но если ум укреплен Духом, то он очищается, и освящается, и научается различать слова, которые произносит, чтобы они не были самовольны и чтобы исполнялись в них слова Соломона: «Все слова уст моих справедливы, нет в них коварства и лукавства» (Притч. 8:8), и в другом месте он говорит: «Язык мудрых врачует» (Притч. 12:18).
После этого Дух врачует движения рук, которые раньше двигались в безпорядке, следуя воле ума. Но теперь ум, очищенный Духом, ведет их по пути благотворения и молитвы, и в них исполняются слова псалма: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псал. 140:2), и «рука прилежных – обогащает».
Также Дух очищает движения желудка, в его стремлении к пище и питью, ибо как долго желания и страсти души действенны в нем, он никогда не может удовлетвориться пищей и питием, и таким образом демоны имеют возможность нападать на душу. Об этом Дух словами Давида говорит: «гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Псал. 100:5).
Подвизающимся о чистоте, и хранящим себя от всех нечистот, которые несвойственны естеству, помогает Дух Святой, указывая им правила воздержания в пище и питье, остерегаясь похоти: и в них исполняются слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Что же касается половых чувств, которые возбуждаются в нижней части тела, то также и по отношению к ним, ум обучается Духом Святым – различать между различными телесными вожделениями, о которых мы уже упоминали. Об этом говорит ап. Павел: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).
И ногам Он тоже дает очищение. Раньше они не ступали согласно Божией воле, но теперь, когда ум, руководимый Духом Святым, направляет их, и они творя добрые дела, изменяют и обновляют все тело, движимые Святым Духом.
И я предполагаю, что когда все тело очистится и получит полноту Духа, оно приобретет какую-то часть и духовного тела, которое в полноте получат праведники в воскресении мертвых.
Вот что я хотел вам сказать о болезнях души и ее действиях в телесных членах. И таким образом душа становится проводником злых демонов, которые теперь имеют возможность проникнуть в тело.
Но я также говорил вам, что душа имеет и свои собственные страсти, независимые от тела, и это мы сейчас покажем. Так, гордость – это уже душевная болезнь, также леность, хвастовство, зависть, ненависть, нетерпение и излишний отдых. Но если душа полностью отдастся Богу, то Он смилуется над ней и пошлет ей Духа покаяния, который укажет ей все ее грехи, и она уже больше не вернется к ним.
И если душа непрестанно будет бодрствовать над собой, и будет во всем послушна Духу, и вытерпит все искушения, то тогда Творец смилостивится, видя труд, усилие, покаяние глубокое, молитвы, пост, поучение в слове Божием, отвержение мира, смирение, слезы, постоянство в раскаянии, то тогда Он сжалится и избавит душу эту от всякого зла.
Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду
Прежде всего – мир – любви вашей о Господе!
Я думаю, братия, что души, которые влекутся к любви Божией, бывают трех родов, мужчины это или женщины.
Есть такие, кто призваны законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, – ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию. Он – образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания.
Второе призвание таково. Есть люди, которые слышат писаный Закон, свидетельствующий им о муках и страданиях, уготованных для нечестивых, и об обетованиях для тех, кто ходит достойно в страхе Божием; и свидетельство писаного Закона побуждает мысль их искать, каким образом возможно войти в призвание, как об этом свидетельствует Давид, говоря: «Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетелство Господне верно, умудряющее младенцы» (Пс. 18:8)* И в другом месте: «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс. 118:130); и многое еще, чего мы здесь не можем привести.
Третье призвание таково. Есть души, которые вначале были жестокосердны и закоснели в делах греха; и вот, Всеблагой Бог по милости Своей посылает таким душам очищение скорбей, пока они не умягчатся и не придут в чувство, и обратятся, и приблизятся, и войдут в знание, и покаются от всего сердца, и они тоже обретут истинный образ жизни, как и те, другие, о ком мы уже сказали.
Вот три расположения, которыми души приходят к покаянию, пока они не достигнут благодати и призвания Сына Божия.
Итак, относительно тех, кто вошли в покаяние всем сердцем и сделались вопреки всем досаждениям плоти мужественными воителями в битве, которая поднимается против них, пока не одолеют, – я думаю, прежде всего, Дух призывает их и облегчает им битву, и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться в душе и теле, пока не научит, как обратиться к Господу, сотворившему их. И Он сообщает им дела, которыми они могли бы утеснять душу и тело, чтобы и душа, и тело очистились и вместе вошли в свое наследство.
Вначале тело очищается многим пощением, бдением и молитвами, и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плотскую похоть. И дух покаяния становится руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад.
Затем Дух – водитель начинает открывать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой, и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа. И тело приводится в подчинение уму, поучаясь у Духа. Как апостол Павел говорит: «Но умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9:27). Ибо ум очищает его от еды и сна – одним словом, от всех его движений, и собственной чистотой очищает он тело даже от естественного извержения семени.
И есть, я думаю, три рода движений в теле. Есть движение, вложенное в тело природой, насажденное в нем при первом творении; однако оно не действенно, если душа того не хочет и обнаруживает свое присутствие в теле бесстрастно. И есть другое движение, когда человек насыщает тело пищей и питьем, и жар крови от преизбытка насыщения поднимает брань в теле, по причине нашей алчности. Потому апостол и сказал: «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5:18). И Господь предупреждал учеников Своих: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством» (Лк. 21:34) или услаждениями. В особенности же те, кто ищет достичь меры чистоты, должны повторять: «Но умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9:27). И есть третье движение, происходящее от злых духов, которые искушают нас из зависти и стараются сбить с пути всех, кто встал на путь чистоты.
Так вот, возлюбленные мои дети, в трех этих родах движения, если душа не дает себе послабления и упорствует в свидетельстве, которое Дух рождает в уме, тогда и душа, и тело очищаются от немощи такого рода. Но если в отношении трех этих движений ум пренебрегает свидетельством, которое Дух вынашивает в нем, злые духи берут над ним верх, и сеют в теле все страсти, и возбуждают, и поднимают сильную брань против него; так что душа становится усталой и недужной, и плачет, и ищет, откуда бы пришла ей помощь, и кается, и подчиняется велениям Духа, и исцеляется. Затем утверждается она в том, чтобы покой свой положить в Господе, и что Он – ее мир.
Все эти вещи я сказал вам, возлюбленные, чтобы знали вы, как требуется от человека приносить покаяние в теле и в душе и очищать их, и тело, и душу. И если ум одолеет в этом состязании, он будет молиться в Духе и начнет изгонять из тела душевные страсти, которые вошли в него по его собственной воле. И тогда Дух устанавливает с умом дружеское сотрудничество, поскольку ум хранит повеления, которые Дух сообщил ему. И Дух научает ум, как врачевать все душевные раны и очищаться от всего того, что смешано с членами тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах.
Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием – языком – была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). И в другом месте он говорит: «Язык – небольшой член, но... оскверняет все тело» (Иак. 3:5-6), – и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства» (Притч. 8:8). И в другом месте он говорит: «Язык мудрых – врачует»(Притч. 12:18), и много еще.
И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя произволу ума. Но теперь Дух поучает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук моих будет жертвой вечерней» (Пс. 140:2), и в другом месте: «Рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4).
После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания действенны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида: «Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях» (Пс.100:5). И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказанное Павлом: «Итак, едите ли, пьете ли... все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31).
Затем в отношении плотского вожделения, которое располагается ниже чрева, ум получает поучение Духа и различает три рода движений, о которых мы говорили выше, и упорствует в их очищении, и Дух помогает и укрепляет его; и все эти движения укрощаются силой Духа, который устанавливает мир во всем теле и отсекает от него все страсти. Об этом говорит апостол Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и прочее» (Кол. 3:5).
И после того и ногам подает Он очищение. Некогда они ступали не право, не в согласии с Богом; но теперь ум, собранный под властью Духа, очищает их, чтобы они ступали по Его воле, ходя и служа в добрых делах, так, чтобы и все тело изменилось и обновилось, и было в послушании Духу. И думаю я, что когда все тело очистилось и приняло полноту Духа, оно обрело некую часть того духовного тела, которое получит в воскресение праведников.
Все это сказал я вам о том, что касается недугов души, которые примешаны к членам телесной природы, в которых душа движется и действует; и таким путем она, душа, делается проводником для злых духов, которые через нее входят и действуют в членах тела. Но я говорил, что у души есть еще и недуги нетелесные; теперь покажем их. Гордость – недуг души не телесный, а также тщеславие, зависть, ненависть, нетерпение, леность и другое. Но если душа предаст себя Господу от всего сердца, Господь помилует ее и подаст ей дух покаяния, который будет свидетельствовать ей о каждом грехе, и больше они не приблизятся к ней; и Он покажет ей тех, кто восстают на нее и хотят не дать ей отделиться от них, ведя тяжкую битву, чтобы не могла она пребывать в покаянии. Но если она выстоит и будет послушна Духу, поучающему ее покаянию, Творец не помедлит снизойти к ее изнеможению в покаянии и, видя ее в телесных трудах, многих молениях, и постах, и сокрушении, и в поучении словам Божиим, в отречении от мира, в смирении и слезах, и упорствовании в сокрушении, – тогда милосердный Бог, видя труды ее и послушание, смилуется над ней и спасет ее.
Конец послания, которое святой Антоний шлет братиям.