Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.
За добросовестное служение хозяин стал доверять праведному Иоанну и уважать за честность, благородство и исполнительность и предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям.
В конце своей подвижнической жизни святой Иоанн, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел ко Господу. Дети посмотрели фильм о святом праведном Иоанне и все вместе помолились ему.
Вторую часть встречи инокиня Фотиния посвятила беседе об Иисусовой молитве. На примерах из книги «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии – ученике старца Иосифа Исихаста, инокиня рассказала, что Иисусова молитва - не только монашеское делание. Она полезна для всех мирян. Порой бывает, что и миряне по своему усердию в молитве преуспевали гораздо более монахов. Инокиня привела пример, описанный в книге – письмо женщины из Фессалоник старцу, где она рассказывает о своей семье. Старец был поражен праведностью их жизни. Их дом был похож на монастырь, все члены семьи: и отец, и мать, и трое детей все свои дела совершали в сопровождении Иисусовой молитвы. Она произносилась без остановки, когда устами, когда в уме. В конце своего письма женщина пишет: «Хотя у нас много искушений, случающихся по зависти дьявола, мы чувствуем, что в нашем доме царствует Христос, мы очень довольны и счастливы».
Инокиня Фотиния объяснила детям, что наша молитва — это разговор с Богом, живая беседа, соединение с Создателем. Обращаясь к Богу, даже не прося его о чем-то конкретном, мы уже исцеляемся. «Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, — да возвеличится Христос в вас», — поучает святитель Иоанн Златоуст.