Отзывы пастырей на инициативу Святейшего Патриарха
Предлагаем читателям мнения священнослужителей об инициативе Святейшего
Патриарха Кирилла укреплять приходскую жизнь и развивать внебогослужебную
деятельность Церкви, избегая литургической реформы.
Протоиерей Евгений Палюлин,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки,
Санкт-Петербург:
— Я убежден, что проблема непонимания церковнославянского языка — не
столько проблема прихожан, сколько священников. Если прихожане говорят (и
говорят часто), что богослужебный язык нашей Церкви они не всегда понимают, это
свидетельствует, в первую очередь, о том, что люди стремятся узнать
богослужение, искренне интересуются жизнью Церкви. Кроме того, это призывает
священника к большей ответственности и усердию к просвещению — как
собственному, так и паствы.
Печальная картина — священник, не знающий языка Церкви
и не могущий объяснить значение того или иного слова или текста! Если мы любим
богослужения, то как мы можем не любить церковнославянский язык? Как можем быть
невнимательными к просвещению прихожан? Да, непонятностей в церковнославянском
много, и дело тут не только в отдельных словах и грамматических конструкциях.
Взять, например глубочайшие по своему догматическому наполнению красивейшие
службы Рождества Христова или Богоявления — смысловая нагрузка огромная, понять
все и сразу вряд ли кто сможет. Но это не значит, что понимать не надо, не так
ли? Наоборот: нужно изучать свой язык, помогать другим понять его красоту. Даже
по истории своего возникновения, а создавался он именно для Церкви,
церковнославянский язык неизмеримо глубже современного русского, он полнее и
яснее передает смысл события.
А трудности в его понимании —
это же одна из возможностей для проповеди, для лучшего знакомства с Церковью, с
другими церковными дисциплинами, не только относящимися к лингвистике, но и к
истории, догматике, богословию и т. д. Любая загадка языка интересна — почему
не попытаться разрешить ее вместе с прихожанами? По своему опыту знаю, что люди
очень живо откликаются на инициативы священника, и такая тема, как усвоение
родного для Русской Церкви языка, не может не обязывать всех нас — и
священников и прихожан — к проявлению такой инициативы. Кроме того, это еще
одна возможность собрать людей вокруг храма, сделать жизнь прихода более
активной, а участие в богослужении — более осознанным!
Мне кажется, нельзя бояться
практики активного участия прихожан в богослужении. Не стоит доверять чтение на
клиросе только и исключительно «людям в подрясниках» (кстати, это поможет и им
быть ответственнее и внимательнее при чтении) — нужно привлекать к чтению и
прихожан. Разумеется, при соответствующей подготовке, которую вполне можно
вести на внебогослужебных встречах. И, я уверен, через некоторое время вы к
своей радости обнаружите, что люди, знающие и любящие язык своей Церкви, не
просто отрешенно стоят на службе, а стараются внимать каждому слову, постоянно
обнаруживая что-то новое и прекрасное. Церковный язык способен подарить людям
радость постоянной новизны.
Нужны нам внимательные и умные
лица за богослужением? — Кровно необходимы! На мой взгляд, категорическое
требование Предстоятеля Русской Церкви о внебогослужебных приходских встречах,
посвященных, впрочем, не только изучению церковнославянского языка, но и другим
темам, говорит нам о широчайших возможностях для христианского просвещения и
воспитания. Впрочем, в нашем храме такие встречи уже давно проводятся, а скоро
групп станет еще больше.
Протоиерей Алексий Сорокин,
настоятель храма святого праведного Лазаря, Вологда:
— Когда государство бьет
тревогу, говоря о катастрофическом положении русского языка сегодня, когда
языковеды, писатели, историки и все другие думающие по-русски люди буквально
вопиют о необходимости спасения нашего литературного языка, мне думается, стоит
говорить и о необходимости знакомства с самого раннего детства, со школы с
языком Святой Руси. Мне часто приходится общаться с современными школьниками,
не совсем или же совсем не церковными. Жалко русских детей, не чувствующих себя
русскими! Детей, которые имеют представление о Руси, России и Православии по
плоским шуткам советских комедий и по каким-то гадким, сальным интернетовским
анекдотам!
А знакомство — я имею в виду
хорошее, осознанное и качественное знакомство — с церковнославянским языком, я
убежден, поможет нам вернуть русских детей в Россию. А то и в Святую Русь с ее
подвижниками — древних времен и современных. Да и нас самих тоже.
На мой взгляд, это катастрофа,
если мы не понимаем церковнославянский язык. А если и не хотим его понимать, то
это уже не катастрофа, а трагедия. Мол, придти на службу, что-то там послушать
(но не услышать), привести детей в храм (но не дать им возможности увидеть и
услышать Христа и святых) — это что, осознанное наше христианство?! Ужас это, а
не христианство!
Конечно, для того, чтобы человек
стал христианином, требуются усилия — как его собственные, так и священника и
всего прихода. Думаю, что приходская жизнь — это не только и не столько
закупка-продажа свечей и выпечка просфор, а — устроение действительно братского
общения людей. Такое общение возможно и необходимо — люди с радостью
откликаются на добрые инициативы, идеи. Совместная деятельность по их
осуществлению делает общину более крепкой и дружной — будь то различные
паломнические поездки, велопробеги, обустройство родников, святых мест, встречи
с деятелями культуры и т. п. Следовательно, и участие в богослужении такой
дружной общины станет более осознанным. И родной для нашей Церкви язык позволит
людям почувствовать свое родство с преподобным Сергием, Димитрием Донским,
князем Владимиром, многими другими святыми — так мы, можно сказать, сможем благочестиво
вместе с ними путешествовать и во времени, и в пространстве — ко Христу.
Я очень рад категорическому
требованию Патриарха устраивать внебогослужебные встречи. Если это требование
будет выполняться, мы можем надеяться на появление в храмах большего количества
детей и молодежи. Которые уже не будут считать Святую Русь какой-то там
непонятной сказкой.
Протоиерей Владимир Воронцов,
настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, г.
Северодвинск:
— Отказываться от
церковнославянского языка мы не должны. Вопрос его понимания — это вопрос не
только общей, но и духовной грамотности. Церковь не должна понижать свой
уровень, в том числе интеллектуальный — она должна помочь возрождению культуры
православной мысли. Я считаю, что на таких собраниях, о которых говорит
Патриарх, имеет смысл разбирать богослужебные тексты. Будь то тексты утренних
или вечерних молитв или канонов к Причастию, будь то тексты следующего
церковного праздника — октоих, минеи, часослов, псалтирь — это, на мой взгляд,
кладезь, сокровищница христианской мысли. Помочь молодому поколению, да и
старшим тоже, узнать эту сокровищницу, черпать из нее знания, я думаю, мы можем
и должны. Нельзя позволить, чтобы, имея все возможности для повышения
образования, мы их не использовали. Мы и так уже потеряли несколько поколений в
годы гонений, получили поколения, не знающих ничего о Боге и Его Церкви — давно
пора заняться христианским образованием современных людей. Не думаю, что это
будет очень сложным делом: люди хотят учиться жить в Церкви, понимать ее язык.
Но благодарным это дело будет точно. И первыми нас поблагодарят дети и внуки,
которые станут воспринимать Церковь всерьез.
Протоиерей Владислав Нагорный,
клирик храма Святой Троицы с. Донское Ставропольской и Невинномысской
епархии:
— На днях я был в Великом
Новгороде, видел иконы XI–XII веков, восхищался, молился перед ними. Глубина
цвета, красок, мысли, любви! Нужны ли такие «старые» иконы, — вопрос, думается,
риторический. «Старые» они, древние или же — вечные? Я вполне допускаю, что
нужен в храмах и так называемый «новодел», но это новое всегда, подчеркиваю,
всегда должно быть качественным, говорить о том, о чем говорят их древние
предки. Мы не должны отказываться от доброго старого и от хорошего нового —
иначе мы столкнемся с пошлой склонностью к какому-то «благочестивенькому кичу».
То же касается и церковнославянского языка: отказаться от него — древнего языка
Русской Церкви, — значит подвергнуть себя самих опасности опошления как языка
богослужения, так и связанного с речью мышления. Лишить себя
церковнославянского — это заговорить в скором времени на «чиста, короче,
реальном православном» жаргоне, в чем мы вряд ли заинтересованы.
Так что мы должны быть
благодарны активным, горячим прихожанам-мирянам, которые так помогают
священникам в устроении приходской жизни. Искренняя помощь таких людей
неоценима! Нас, священников, иногда можно упрекнуть (иногда и вполне
справедливо!) в недостатке образования, нерадении, нерасторопности. Но даже
самые образованные, работоспособные, гениальные организаторы из батюшек,
особенно сельских священников, просто физически не в состоянии сделать все
необходимое, что требуют различные предписания и циркуляры. Своими силами, без
помощи прихожан, священник никогда не справится, мне кажется. Нужно
соработничество, сотрудничество всех людей прихода: и мирян и
священнослужителей.
Кстати, ревность прихожан
способна во многом вдохновить священника, помочь, укрепить его. Вообще,
внебогослужебная жизнь прихода всегда сказывается на самом богослужении: если
прихожане — не чужие друг другу люди, видящиеся только за воскресной литургией
и разговаривающие во время службы, а — люди, знающие, что они братья и сестры,
то любое богослужение становится подлинным торжеством Православия.
Еще хочу сказать, что активность
прихожан должна быть систематической, а не разовой, спорадической, «по указанию
сверху». Здесь мы должны использовать то лучшее, что есть в системе светского
образования. То есть, внебогослужебная жизнь прихода должна быть
систематизирована — этому надо учиться, конечно. Но все возможности для
успешной учебы у нас есть.
Материал подготовил Петр Давыдов
http://www.pravoslavie.ru/put/63892.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/63892.htm