понедельник, 14 апреля 2014 г.

Страстная седмица. Святитель Иоанн (Максимович)

Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мiра. Дух Святой сошел тогда на Пречистую Деву, и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней.
Вот в Великий понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева.

Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и явно изображает кончину мiра и Страшный Суд.

В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя.
В Великий четверг совершает Господь Тайную вечерю, и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются «12 Евангелий Страстей Христовых».
Наступает Великая пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший пост.

Вечерня, совершаемая, если возможно, в 3-м часу дня, содержит в себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие с Креста и погребение Тела Христова. Затем у плащаницы читается канон на «Плач Богородицы над гробом».

Утреня Великой субботы изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад. Крестный ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не погребение Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, [после чего] освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает еще о том, что происходит в ином мiре, воины стоят на страже у гроба, апостолы скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями и [песно]пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при пении «Воскресни, Боже, суди земли» черные облачения сменяются на светлые. Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится Светом и небеса с землей наполнятся победными хвалами Воскресшему Христу.

На Пасхальной литургии мы приобщаемся Воскресшего Христа.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Изд. Русский пастырь. г. Сан-Францисо, 1994. С. 105-106. Сие слово было произнесено когда праздник Благовещения совпал с праздником Входа Господня в Иерусалим 




http://www.ruspast.com/2014/04/благовещение-и-страстная-седмица/