среда, 14 февраля 2018 г.

Сретение Господне. Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы сегодня празднуем Сретенье Господне. Сретенье – слово древнеславянское, которое значит на русском языке «встреча», а на сербском «радость». И вот сегодня мы встречаем Господа с той глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его держал на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что настанет день, когда рознь между человеком и Богом придет к концу, когда Сам Бог снизойдет к нам плотью, как Спаситель наш, примиряя нас Своим Воплощением, Своей жизнью, Своим учением и Своей смертью на Кресте с Богом нашим и Отцом.
В празднике Сретенья сливаются одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа. Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд. Но бывают и такие, что рука не поднимается, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретенья Господня обе эти черты в себе соединяет.

Встречает Христа Симеон-Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира.

Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна-пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира. Его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами.

Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь – и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас. Христос посреди нас, и никто нас не вырвет ни из руки Его, ни из любви Его.

Но вместе с тем, праздник Сретенья Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби. Тот же Симеон, который возвестил пришествие Господне во плоти, принес страшную весть Божией Матери о том, что Ей меч пройдет сердце, что Она будет пронзена такой болью, испытает такое страдание, как никто на земле.

Тогда Она не знала, каковы будут этот ужас и это страдание. Позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она его пережила до конца. Скорбь и ужас Матери, которая видит своего Сына пригвожденным ко кресту неправедным судом, ненавистью тех людей, ради которых Он жил, проповедовал, ради которых Бог стал Человеком. Видела Она, как часами из Него текла жизнь и, наконец, приняла Его, мертвого, во свои объятья.

Это Ей предрек Симеон-Богоприимец. И поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем, как о нашем спасении, вспомним, однако, об этой душераздирающей скорби Божьей Матери. Сколько матерей и в России, и во всех странах мира могут эту скорбь понять. У кого дети, сыновья, дочери были отняты болезнью или жестокой смертью войны.

Каждый из нас после своего рождения приносится в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещеным и предстать пред Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого – образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, пред лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божьим достоянием, не вообще чадом Божиим, но сыном или дочерью Божьими, вступающими в тот же путь, каким шел Господь наш Иисус Христос.

Если мы хотим понять, что значит до конца быть христианином, вспомним одно изречение евангельское и одно слово апостола Павла. Когда Иаков и Иоанн на пути в Иерусалим, где Христос должен был пострадать и принять смерть, Его спросили, смогут ли они после Его победы сесть по правую и левую сторону Его царственного престола, Он им ответил вопросом: Готовы ли вы пить ту чашу, которую Я буду пить, то есть приобщиться тому страданию, которое Я должен вкусить? Готовы ли вы креститься тем крещением, которым Мне надлежит креститься, то есть погрузиться в тот ужас страдания, который Мне предстоит? И апостолы ответили: Готовы.

Так и мы, когда, крестившись, предстаем перед Богом в надежде в свое время разделить Его вечную участь, торжество вечной жизни, должны быть готовы сказать: и на земле, Господи, готовы мы разделить Твою земную судьбу. Готовы, подобно Тебе, жить правдой, провозглашать истину, крестно любить ближнего нашего до готовности пострадать жизнью и смертью нашей для других: для друзей и для врагов – для всех положить свою жизнь.

Как однажды Святейший Патриарх Алексий (Симанский) сказал: «Церковь – это тело Христово, ломимое во оставление грехов человеческих». Чтобы это осуществилось, должны мы помнить слово апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И однако, так как это полезнее, необходимо для вас, готов я остаться жить на земле.

Кто из нас может всей душой, всем умом и всем сердцем, всей волей и всей жизнью сказать: «жизнь для меня – Христос» не только в том смысле, что Христос в крещении, в таинствах, в учении Своем, в кроткой Своей близости дает мне новую жизнь, а в том смысле, что только то, что Христово, только то, чем Он жил, стало теперь целью и содержанием моей жизни. И однако, это – признак истинного христианина. И если бы мы так жили, в таком единстве со Христом, с такой к Нему всецелой любовью, могли бы и мы сказать, как апостол Павел говорил: «Жизнь для меня – Христос, а смерть — приобретение». Потому что, живя на земле, я отделен от Христа, а все желание, все устремление жизни моей, в том, чтобы лицом к лицу Его узреть, чтобы с Ним быть всегда, чтобы ничто меня от Него не отделяло.

И при всем этом апостол Павел, научившись от Христа любить, любить своего ближнего и дальнего, друга и врага, гонителя и защитника, говорит: и однако, так как для вас это нужнее, я останусь жить на земле.

Так и мы должны бы всей душой, всей силой жизни стремиться к встрече со Христом. И, однако, быть способными сказать: Да, но у меня есть дело на земле. Я должен чистотой своей жизни, светом, льющимся из меня, правдой моих поступков, истинностью моих слов – всем моим существом быть свидетелем Христа. И хотя всей душой я мечтаю быть с Ним, я останусь в осиротелом, тусклом, горьком мире, чтобы внести в него свет, внести в него надежду, внести в него радость, внести в него любовь.

В этот праздник, который нам напоминает наше собственное воцерковление в свете крестного пути и крестной жертвы Христовой, обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим с новой решительностью, с новой надеждой на путь Христов. И не станем говорить, что мы слабы, что нет у нас крепости достаточной. Господь сказал апостолу Павлу, который просил о силе: Довольно тебе Моей благодати. Моя сила в немощи совершается. И апостол Павел восклицает: И поэтому буду я хвалиться только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой.

И в другом месте: «Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе». Павел был, как мы, человеком из плоти и крови. Ему тоже было страшно, ему тоже бывало больно. Он тоже боролся за свою цельность и верность – и он победил. И он нам говорит: последуйте за мной, как я последовал за Христом.

Исполним же это слово и станем каждый день по-новому глубже, более совершенно Христовыми, и подобными нашему Учителю, Спасителю и Богу. Аминь.


Митрополит Антоний Сурожский