среда, 17 декабря 2014 г.

О причинах скорбей, находящих на нас. Иеромонах Арсений (Бока)

Иконографическое изображения
отца Арсения (Боки)
Перевод данного слова иеромонаха Арсения (Боки) мы посвящаем 25-летию со дня кончины этого великого румынского духовника и исповедника веры Христовой. Само слово было произнесено 25 февраля 1942 года.
***
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Очень часто вижу, как вы, проделав огромный путь, изнемогшие от усталости, с бедняцкой краюшкой хлеба в котомке, приходите в монастырь и остаетесь тут на несколько дней, чтобы услышать слово.

Если бы кто-нибудь посмотрел на вас через страницы Священного Писания, то сказал бы то же, что и пророк Аггей иудеям, которые перестали ходить в церковь и не хотели восстанавливать Иерусалимский храм[1]. Эти слова подходят и вам. По этой же причине происходит с вами то, о чем я говорил, что вы утруждаете себя, приходя с дальних сторон с бедняцкой едой в котомке.

Это происходит с вами из-за того, что долгое время вы не ходили в церковь, в вашу сельскую церковь, где то же самое слово могли возвестить вам еще в молодости. Слово возвещалось, но вы ленились и сидели дома, когда возвещалось слово. Ведь где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви?

Но вы не только не были в церкви и не заботились о доме Божием, вы не заботились и о храме Божием, который у нас внутри, ибо сказано, что наше тело – храм Духа Святого[2]. А вы предоставили ему разрушаться.

Вот слова Аггея, которые так хорошо подходят и нам. Ведь как словам Священного Писания не подходить всем?! Слова Божии всем подходят. И вот обличение Божие через одного из пророков, сделанное иудеям из-за того, что они не ходили в церковь. Вот как он просвещает и увещает их восстановить свой храм:

«Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому! Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (ср.: Агг. 1: 9–11).

Господь говорит им эти слова через пророка Аггея потому, что они не ходили в церковь и не восстанавливали свой Иерусалимский храм. А вам сегодня, когда вы приходите из дальних сторон с великим трудом и с бедняцким хлебом в котомке, эти слова подходят потому, что всё вернулось на круги своя. Ведь пока была церковь в селе, вы занимались другими делами. Кто может сказать, что ему не стало известно слово Божие еще в молодости? А теперь вам приходится добираться сюда и проделывать такой труд.

И если бы монастырь находился в таком месте, куда вам пришлось бы добираться с еще большим трудом и большими усилиями, то знайте, что и туда вы тоже пошли бы – так велика боль, когда Бог иссушает жизнь людей. Таково положение дел на одной стороне. Посмотрим, каково положение дел на той стороне, на которой их еще можно исправить. И начнем мы со слов одного пророка-царя.

Вот что говорит Бог устами пророка Давида: «день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс. 31: 4–6).

Это случилось и с Давидом, как случается со всяким согрешающим. Он ощущает сухость жизни, скудость свою и всех дел своих. Ощущает меч Божий, висящий над ним из-за его грехов. Что же делать?

Это скорби, тяготеющие над всеми и приводящие вас в монастырь. Из-за скорбей ваших вы утруждаете себя. Ведь только скорбями Бог выводит людей из оцепенения, из сухости жизни. И скорби будут жечь тебя всё сильнее, пока ты не станешь искать исцеления. Вот ведь какое дело у Бога с нами. Не с нами, ведь мы чада Его, а со злобами нашими. Над нашими злобами, грехами, беззакониями и висит меч Божий.

Эти скорби жгут вас, и по их причине приходит затем сухость вашей жизни. Если скорби – это причина, по которой вы приходите сюда, тогда причина, по которой Бог посылает их вам, – это ваши беззакония.

Как же избавиться от меча Божия, висящего над нами, или от неисповеданных грехов, ведь это их и преследует меч Божий? Пророк и царь Давид говорит: «Исповедаю Господу преступления мои, и Ты тотчас же снял – удалил – вину греха моего» (ср.: Пс. 31: 5). Что же нам надо сделать? Исповедать все грехи наши безо всякой утайки, и тотчас Бог удалит осуждение, и тотчас меч перестанет касаться жизни твоей.

Итак, Бог потому касается жизни твоей скорбями, что ты не исповедался. Если ты говоришь, что всё у тебя в доме и жизни идет плохо, тогда это значит, что у тебя есть грехи, от которых Бог хочет тебя отторгнуть. Поэтому желай и ты того же, чего хочет Бог, – отторгнуться от зла: ведь Бог не хочет вовеки держать меч Свой над тобою.

Скажу вам теперь о том, как вы по-разному ощущаете меч Божий над собой.

Вот кто-нибудь причиняет тебе какую-нибудь обиду. Ты во всех отношениях честен, а какая-нибудь соседка, муж, жена или кто-нибудь из детей вооружается против тебя и произносит в твой адрес оскорбительные слова: «блудник», «блудница» – тяжкие слова, которые пронзают твое сердце, как меч. И ты не понимаешь, что бы это могло быть, но и гневаешься в то же время и тоже разишь его в ответ мечом, и так дело доходит до вражды и до худых поступков. И ты приходишь сюда, чтобы узнать, почему ты страдаешь от подобных вещей. И узнаёшь здесь, что эти скорби, эта несправедливость все-таки не несправедливость, а розга, с помощью которой Бог напоминает тебе о грехах, что ты не исповедал.

И грех – это и есть то слово, сказанное соседкой или твоим собственным ребенком, слово, стрелой пронзившее твое сердце. Потому что ты забыл исповедать священнику один из грехов твоей молодости. И Бог напоминает его тебе. Может, ты забыла, что начала свой брак с левой ноги и только потом венчалась. Или же извергла ребенка – и это беззаконие пред Богом, это деяния блуда, даже если ты венчана по закону.

Или забыла, что осудила или подумала о ком-то это же самое слово и запамятовала сказать о нем на исповеди. Бог, однако, не забыл прегрешение твое или слова твои. Поэтому хочет омыть тебя, очистить от всех твоих зол.

Что же Он делает с тобой? Он только напоминает о зле, которое ты совершила. Поэтому всё зло, которое выплеснут вам в лицо или которым пронзят ваше сердце, вы не считайте скорбями, но остановитесь и задумайтесь: «А нет ли и у меня такого прегрешения, как это?» Потому что, говорю вам, так действует Бог: попускает, чтобы твой муж, соседка, ребенок сказали тебе оскорбительные слова, чтобы так ты вспомнила о своем грехе и исправилась.

И если ты забыла его или тебе стыдно было исповедать его священнику – а не надо было его стыдиться, надо было стыдиться совершать свой грех, – потому и попустил тебе Бог услышать о нем из уст другого. И хоть ты и клянешься, что невиновна в подобном, то теперь-то ты невиновна, но у тебя был этот грех в молодости, а ты его не исповедала.

Это и есть причина вражды – неисповеданные грехи. А если ты понимаешь истинный смысл вражды, что она послана от Бога, тогда признай свой грех и назови его под епитрахилью, чтобы не висела больше над тобой кара Божия: «Исповедаю грех мой, и Он тотчас удалит наказание за грех мой». Ибо сказано в другом месте: «Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10).

Да, скорби – это милость Божия к нам, людям. Как боялся бы ты змеи, которая у тебя в кармане, и сделал бы всё, что можешь, лишь бы избавиться от нее: сбросил бы с себя и одежду вместе с ней, лишь бы избавиться от нее, ведь она может прогрызть в кармане дырку и укусить тебя, – так же поступайте и с грехами. Поэтому говорю вам, чтобы вы приносили исповедь чистую, какой еще не приносили за свою жизнь.

А если вспомните грехи, о которых напомнили вам супруг, соседка, собственный ребенок, тогда помолитесь и о тех немощных устах, которые привлекли к ним ваше внимание, ведь через них совершилось действие Божие. Верите ли вы в это? Тогда запомните это. О бесчестящем тебя молись как о благодетеле, обратись к нему с добром, и тогда и Бог обратит к тебе лице Свое светлое. Побеждайте зло добром, ведь на стороне добра Бог, а разве Бог не сильнее зла?

Прилепитесь сердцем к делу Божию, ибо Господь говорит: «Призови мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49: 15). Не призывайте больше диавола, не призывайте того, кого да поразит Крест[3], ведь если вы всё призываете его, то он вам и поможет и он принесет вам пагубу и смерть.

Итак, прилепитесь к Божиему. И даже если Он посылает вам скорби, то посылает их с толком. И как только исповедуешь грех твой Господу, тут же отнимет наказание за грех твой. И даже если еще найдут на тебя скорби, то ты уже не будешь считать их скорбями, а милостью Божией над тобой, и так выйдешь победителем над ними. Поэтому молитесь о проклинающих вас. Ведь это написано![4] Ибо они делают доброе дело, но вы этого не видите.

Как я сказал вам выше, все, кто хочет, чтобы сень Божия покрыла жизнь вашу, кто хочет стяжать покровительство Божие над домом вашим и над трудами рук ваших, очищайте души свои молитвами, исповедью чистой и постом. И увидите, как снизойдут милость Божия и покровительство Божие на тебя и на всякое дело рук твоих. Аминь.

Иеромонах Арсений (Бока)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Nistea.com

17 декабря 2014 года

[1] См.: Агг. 1.

[2] См.: 1 Кор. 6: 19; 3: 16–17.

[3] «Порази-его-крест», также «непоминаемый», – эвфемические названия диавола, которого считается нежелательным упоминать.

[4] См.: Мф. 5: 44.


http://www.pravoslavie.ru/put/75890.htm