Многие жители г.Иваново помнят весну 1989 года: голодовка женщин за возвращение Введенской церкви, затем освобождение храма от государственного архива.. Кажется, все это было совсем недавно.
До революции в Русской Православной Церкви насчитывалось около 54 тысяч храмов, к 1987 году их осталось всего 6893.
Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился областной государственный архив.
Один из недавно прославленных подвижников благочестия, преподобный Леонтий Михайловский, 25 лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют, и о нем узнает весь мир. Это время пришло.
В 1988 г. Русская Православная Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси. Это событие совпало с политическими переменами в стране: рухнули оковы коммунистического режима, сковывавшие Россию около 70-ти лет. После многих лет бесправия, безгласия и лжи Россия воскресала в новом качестве, и многие русские сердца горели надеждой на подлинную свободу Отечества.
Введенский храм бездействовал 50 лет. 21 марта 1989 года четыре женщины - члены православной общины (Лариса Холина, Маргарита Пеленкова, Валерия Савченко и Галина Ящуковская) объявили голодовку, требуя законной передачи храма верующим. На 17-й день голодовки власти дали обещание выполнить эти требования.
В ограде кроме здания храма находился и дом притча. Ко времени происходящих событий это здание занимали реставрационные мастерские.
Сначала отдали башенку на юго-западной стороне ограды, а затем небольшую комнатку в северо-восточном углу (там теперь помещается монастырская кухня). «Мы были рады-радехоньки, как будто нам весь храм отдали», вспоминают сестры. В этой башенке решили сделать часовню. Объявили, чтоб верующие приходили на уборку. Народу пришло столько, что и часовни той не было видно. Все из нее вытащили, вокруг крапиву и траву вырвали подчистую, башенку вымыли снаружи с мылом.
Игумен Никифор (Микула) сделал крест на часовню. Прорубили в ней окошко и сделали решетку. В комнатке, которую отдали, сделали ремонт, иконы повесили, шторы на окна. И начали каждый день акафисты читать. Бабушки приходят, реставраторов замучили: «Где тут молятся?» А о. Никифор каждый день всю территорию кропил святой водой. Перед храмом разбили клумбы, привезли хорошей земли и посадили цветы.
«Первую комнатку на территории храма отдали в 1989 году перед самым праздником Введения во храм Божией Матери, - вспоминают сестры, - всю ночь мы убирали ее, шили пелены на аналои, такое было воодушевление».
***
На Новый 1990 год отдали вторую комнату (там теперь трапезная для паломников). Тогда она казалась нам огромной. За неделю о. Никифор ее расписал, мы готовили программу к Рождеству, занимались с детьми.
На праздник народу пришло много. Были священники из Преображенского собора. Водосвятный молебен совершали прямо во дворе, перед храмом. Во время крестного хода святой водой окропляли храм со всех четырех сторон, и работников архива, выглядывавших из окон.
Позже в этой комнате был устроен «малый» храм со временным Престолом. Батюшка знал, что храм все равно отдадут и благословил заготавливать лес для ремонта. В это время к батюшке приехал из Вологодской области Борис - потрудиться во славу Божию. Батюшка говорил о нем: «Я тогда заметил, что он полностью изменился, решил всецело посвятить себя служению Богу. Он постоянно пребывал в молитве. Если слышал, что кто-то начинает кого осуждать, говорил: «Простите, но осуждать нельзя.»
Борис, Юра Гвоздарев из двадцатки, Валерий из Одессы (приехал к батюшке покаяться) и еще несколько рабочих уезжали рано утром в лес на заготовку и возвращались затемно, мокрые, усталые.
Работники архива не спешили уезжать из храма, оправдываясь тем, что еще не готово новое здание. Оказывается, оно давно уже было построено, там оставалось убрать мусор, и можно было перевозить архив.
Тогда собрались верующие бабушки, поехали и за день все убрали, вычистили, и, наконец, архив стали вывозить из храма.
Был Страстной Четверг 1990 года, когда старосте Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма.
На Пасху на паперти храма батюшка совершил первую службу под звездным небом. Народу было море, сотни, тысячи, и большинство - молодежь. Все стояли с зажженными свечами, вся территория храма - в огнях. Ночь была тихая, только изредка проезжали трамваи. Дьяконом служил о. Трифон из Киево-Печерской Лавры, и его громогласный бас далеко разносился вокруг, так что и неверующие люди в соседних домах выходили на балконы и слушали Пасхальную заутреню.
После Светлой седмицы встал вопрос: храм был занят стеллажами в 5 этажей, и не знали, то ли начинать с этих стеллажей реставрировать стены и окна, то ли убирать их, чтобы поскорее начать богослужение.
Борис сказал батюшке: «Мы за две недели все это уберем, и можно начинать служить». И за две недели 80-летние бабушки, студенты и школьники, приходившие помогать, все эти стеллажи вынесли на своих плечах по бревнышку, мужчины только разбивали стеллажи и сбрасывали вниз бревна и доски. В алтарях были сделаны капитальные перекрытия в 3 этажа, кирпичные стены, даже устроен туалет. Здесь находились кабинеты работников архива. Эти стены тоже разобрали по кирпичику, выбрасывая все в окна.
Наконец, храм освободили от лесов и перекрытий, но работы оставалось еще очень много: стены в огромных дырах - следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет (вместо кровли из жести брезент, покрашенный зеленой краской). Но главным было начать службу Богу (начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи - Слова Божия).
Служить было нельзя из-за аварийного состояния стен. Под сводами всюду пластами висела старая штукатурка, она отслаивалась, то и дело падая вниз.
Господь послал альпинистов, они стали отбивать отслоившуюся штукатурку в куполе. А Борис один, невзирая на опасность, очистил весь храм с пожарной лестницы. Он говорил, что во время этих работ к нему близко-близко подходила смерть, но он призвал Господа, и она отошла.
22 мая - день памяти святителя Николая Мирликийского. Вечером альпинисты работали в храме на месте бывшего алтаря свт. Николая: разбирали перекрытия и скидывали вниз бревна. Борис стоял на стене высотой в 4 метра, принимал тяжелые бревна. На конце одного из них был гвоздь, им зацепило за куртку Бориса и с силой повлекло вниз. Он упал и разбился. Когда из Преображенского собора приехали батюшка с о. Николаем Винокуровым, Борис был уже мертв.
Батюшка потом говорил: «Господь знает душу каждого человека. Он забрал Бориса в лучший момент его жизни. «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь. А застал Он его в храме, где он трудился во славу Божию и пребывал в молитве.
Позже мы узнали, что Борис родился в день свт. Николая - 19 декабря н. ст., и среди его вещей была обнаружена икона свт. Николая, значит, он ему молился...
Когда храм от строительного мусора был очищен, пригласили его посмотреть Владыку Архиепископа Амвросия. Вошли внутрь. Владыка говорит протодьякону: "Давайте послушаем, хорошая ли здесь акустика".
- Что же возглашать, Владыко?
Кто-то подсказывает:
- Многолетие архиерею.
Но вместо этого неожиданно протодиакон возглашает:
- Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, создателем и благоукрасителем святаго храма сего, и сотвори им вечную память.
И все присутствующие запели:
- Вечная память...
***
Первую службу совершал архимандрит Амвросий - уже настоятель Введенского храма. Это было на Троицкую родительскую субботу.
Иконостаса не было. Повесили только зеленые занавески, чтобы отгородить алтарь. О.Никифор сразу начал писать иконы для иконостаса.
Нужно было срочно перекрывать крышу - она прогнила так, что ноги проваливались, когда на нее наступали, и во время дождя в храме по стенам текла вода. На средства, собранные за год - 25000 руб. пожертвований, наняли бригаду и стали перекрывать крышу.
Из самых основных работ по восстановлению храма и пристроек к нему необходимо было сделать следующее: сменить балки на куполе; покрыть оцинкованным железом крышу, медью - купола; изготовить и установить кресты; полностью заменить стекла во всех окнах; изготовить новые рамы на барабан центрального купола, остеклить и установить их; произвести штукатурку и побелку внутри храма; изготовить и установить иконостас в трех приделах; приобрести паникадила для трех приделов и всю церковную утварь, необходимую для службы; построить хоры; построить звонницу, сделать капитальный ремонт дома причта.
В помещениях 2-х этажного дома причта, что на территории храма, делали ремонт своими силами: кто приезжал к батюшке, каждый старался помочь, чем мог. Из Киева приехала раба Божия Евдокия - мастер-штукатур, трудилась во славу Божию. Из Москвы Елена Антаринова, архитектор, приехала по благословению батюшки помогать в восстановлении храма. Из Минска приехала монахиня Мария (Перепеча), и ее оформили помощником старосты. Ира из Струнино готовила, стирала, пела на клиросе и убирала. Так потихоньку в это место съезжались люди, кого благословил Господь...
24 декабря батюшка подал прошение правящему архиерею, чтобы он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом о создании при Введенском храме женского монастыря. 27 марта 1991 года появилась новая обитель - Свято-Введенский женский монастырь.
***
В новорожденной обители каждый день приносит новые впечатления, новые уроки и новые радости. Служба каждого дня церковного года и каждого праздника совершается впервые и, наверное, поэтому, воспринимается с особым трепетом и благоговением.
К первому в обители престольному празднику готовились все. Убирали территорию, храм. О. Никифор со своими помощниками ставили в иконостас новые иконы. На хорах устанавливали новые аналои, регента писали ноты к службе. На кухне тоже было много работы.
Всенощное бдение и божественную литургию на Введение во храм Пресвятой Богородицы служил архиепископ Амвросий. Было еще три священника с приходов Ивановской епархии и один замечательный гость - старец, архимандрит Софиан, духовник Патриарха Румынского, приехавший в сопровождении Даниила, духовного сына батюшки.
После службы все собрались на праздничную трапезу. Первое слово сказал Владыка Амвросий:
- Отрадно видеть, что эта обитель процветает, и храм, который был в таком ужасном состоянии, - а мне приходилось быть здесь после того, как вывезли архив, подниматься на эти леса, - теперь храм благоукрашается. И здесь, конечно, надо отдать должное и высказать благодарность...
- Господу, - тихо и серьезно сказал батюшка, к которому эти слова обращались. - ... высказать благодарность о. Амвросию, - продолжал Владыка, - столько положившему старания и сил для этой святой обители. Дай Господь всем сестрам помощи Божией, мира - самое главное - мира и любви друг к другу. Времена сейчас трудные, но Господь не оставит. Надеяться надо на помощь Божию.
***
Господь послал нам колокол 1911 года. Привезли его двое молодых людей и отдали в обмен на несколько икон. Тут же его повесили под временной деревянной лестницей на 2-й этаж. Потребовалась большая сила, человек 10 мужчин. Батюшка взялся за веревку и первый раз ударил в колокол, потом второй, третий - с перерывами. А потом чаще. И колокол загудел. Как будто разрешились уста и язык. «Услышите до последних земли. Могущии покаряйтеся. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог.» На звон сбежались все, кто был в монастыре, стояли и плакали от радости.
24 сентября 1992 года подняли на малый купол первый крест. Юра Гвоздарев с Леной Антариновой - нашим архитектором все продумали, высчитали и решили поднимать крест своими силами - лебедкой. Бригада Юры Гвоздарева взялась за эту нелегкую и опасную работу.
1 октября. Ставили крест на второй малый купол. В это время сестры пели тропарь "Спаси, Господи, люди Твоя". Установка креста на центральный купол, была сопряжена с большими трудностями. Батюшка отслужил молебен и освятил крест. Поднимали лебедкой больше часа. Когда поднимали, крест стал задевать леса, и рабочим приходилось отпиливать бревна и доски, находясь на огромней высоте почти без опоры. Потом нужно было, чтобы крест вошел в гнездо и встал идеально ровно. Вся работа заняла почти целый день.
С весны в монастыре продолжается стройка: каменщики начали кладку колокольни, возводят кирпичную ограду и 2-й этаж священнического корпуса. Кровельщики покрывают медью большой купол храма. На второй этаж сестринского корпуса построили каменную лестницу вместо временной деревянной. Через эту лестницу однажды Господь вразумил одну из насельниц. Как-то поднимаясь по лестнице, она с осуждением подумала об одной из сестер, и в тот же миг наступила на подол своего нового подрясника и разорвала низ. Поняла, что так Господь остановил ее осуждающие помыслы и старалась больше о других плохо не думать.
***
Дивны дела Твоя, Господи! Сейчас ведется активная работа по росписи храма, к Пасхе снимут последние лета с северной, уже расписанной стены. Иконостас, стены, паникадило - все вокруг сияет, радуя прихожан красотой и благолепием. Сейчас сложно даже представить, как все это выглядело совсем недавно – всего 23 года назад.
То, что здесь в Иванове на «родине первых Советов» построен монастырь - это особый Промысел Божий. И, поскольку монастырь посвящен Введению Божией Матери во храм, здесь Хозяйка - Матерь Божия. Нельзя гордиться своими трудами или способностями: кто-то проповедь сказал, кто-то в пении преуспел, кто-то в строительстве потрудился, - все это через нас совершают Господь и Матерь Божия. Как говорит св. ап. Павел: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Коринфянам 15:10).
По материалам книги "Монастырь"
До революции в Русской Православной Церкви насчитывалось около 54 тысяч храмов, к 1987 году их осталось всего 6893.
Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился областной государственный архив.
Один из недавно прославленных подвижников благочестия, преподобный Леонтий Михайловский, 25 лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют, и о нем узнает весь мир. Это время пришло.
В 1988 г. Русская Православная Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси. Это событие совпало с политическими переменами в стране: рухнули оковы коммунистического режима, сковывавшие Россию около 70-ти лет. После многих лет бесправия, безгласия и лжи Россия воскресала в новом качестве, и многие русские сердца горели надеждой на подлинную свободу Отечества.
Введенский храм бездействовал 50 лет. 21 марта 1989 года четыре женщины - члены православной общины (Лариса Холина, Маргарита Пеленкова, Валерия Савченко и Галина Ящуковская) объявили голодовку, требуя законной передачи храма верующим. На 17-й день голодовки власти дали обещание выполнить эти требования.
В ограде кроме здания храма находился и дом притча. Ко времени происходящих событий это здание занимали реставрационные мастерские.
Сначала отдали башенку на юго-западной стороне ограды, а затем небольшую комнатку в северо-восточном углу (там теперь помещается монастырская кухня). «Мы были рады-радехоньки, как будто нам весь храм отдали», вспоминают сестры. В этой башенке решили сделать часовню. Объявили, чтоб верующие приходили на уборку. Народу пришло столько, что и часовни той не было видно. Все из нее вытащили, вокруг крапиву и траву вырвали подчистую, башенку вымыли снаружи с мылом.
Игумен Никифор (Микула) сделал крест на часовню. Прорубили в ней окошко и сделали решетку. В комнатке, которую отдали, сделали ремонт, иконы повесили, шторы на окна. И начали каждый день акафисты читать. Бабушки приходят, реставраторов замучили: «Где тут молятся?» А о. Никифор каждый день всю территорию кропил святой водой. Перед храмом разбили клумбы, привезли хорошей земли и посадили цветы.
«Первую комнатку на территории храма отдали в 1989 году перед самым праздником Введения во храм Божией Матери, - вспоминают сестры, - всю ночь мы убирали ее, шили пелены на аналои, такое было воодушевление».
***
На Новый 1990 год отдали вторую комнату (там теперь трапезная для паломников). Тогда она казалась нам огромной. За неделю о. Никифор ее расписал, мы готовили программу к Рождеству, занимались с детьми.
На праздник народу пришло много. Были священники из Преображенского собора. Водосвятный молебен совершали прямо во дворе, перед храмом. Во время крестного хода святой водой окропляли храм со всех четырех сторон, и работников архива, выглядывавших из окон.
Позже в этой комнате был устроен «малый» храм со временным Престолом. Батюшка знал, что храм все равно отдадут и благословил заготавливать лес для ремонта. В это время к батюшке приехал из Вологодской области Борис - потрудиться во славу Божию. Батюшка говорил о нем: «Я тогда заметил, что он полностью изменился, решил всецело посвятить себя служению Богу. Он постоянно пребывал в молитве. Если слышал, что кто-то начинает кого осуждать, говорил: «Простите, но осуждать нельзя.»
Борис, Юра Гвоздарев из двадцатки, Валерий из Одессы (приехал к батюшке покаяться) и еще несколько рабочих уезжали рано утром в лес на заготовку и возвращались затемно, мокрые, усталые.
Работники архива не спешили уезжать из храма, оправдываясь тем, что еще не готово новое здание. Оказывается, оно давно уже было построено, там оставалось убрать мусор, и можно было перевозить архив.
Тогда собрались верующие бабушки, поехали и за день все убрали, вычистили, и, наконец, архив стали вывозить из храма.
Был Страстной Четверг 1990 года, когда старосте Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма.
На Пасху на паперти храма батюшка совершил первую службу под звездным небом. Народу было море, сотни, тысячи, и большинство - молодежь. Все стояли с зажженными свечами, вся территория храма - в огнях. Ночь была тихая, только изредка проезжали трамваи. Дьяконом служил о. Трифон из Киево-Печерской Лавры, и его громогласный бас далеко разносился вокруг, так что и неверующие люди в соседних домах выходили на балконы и слушали Пасхальную заутреню.
После Светлой седмицы встал вопрос: храм был занят стеллажами в 5 этажей, и не знали, то ли начинать с этих стеллажей реставрировать стены и окна, то ли убирать их, чтобы поскорее начать богослужение.
Борис сказал батюшке: «Мы за две недели все это уберем, и можно начинать служить». И за две недели 80-летние бабушки, студенты и школьники, приходившие помогать, все эти стеллажи вынесли на своих плечах по бревнышку, мужчины только разбивали стеллажи и сбрасывали вниз бревна и доски. В алтарях были сделаны капитальные перекрытия в 3 этажа, кирпичные стены, даже устроен туалет. Здесь находились кабинеты работников архива. Эти стены тоже разобрали по кирпичику, выбрасывая все в окна.
Наконец, храм освободили от лесов и перекрытий, но работы оставалось еще очень много: стены в огромных дырах - следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет (вместо кровли из жести брезент, покрашенный зеленой краской). Но главным было начать службу Богу (начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи - Слова Божия).
Служить было нельзя из-за аварийного состояния стен. Под сводами всюду пластами висела старая штукатурка, она отслаивалась, то и дело падая вниз.
Господь послал альпинистов, они стали отбивать отслоившуюся штукатурку в куполе. А Борис один, невзирая на опасность, очистил весь храм с пожарной лестницы. Он говорил, что во время этих работ к нему близко-близко подходила смерть, но он призвал Господа, и она отошла.
22 мая - день памяти святителя Николая Мирликийского. Вечером альпинисты работали в храме на месте бывшего алтаря свт. Николая: разбирали перекрытия и скидывали вниз бревна. Борис стоял на стене высотой в 4 метра, принимал тяжелые бревна. На конце одного из них был гвоздь, им зацепило за куртку Бориса и с силой повлекло вниз. Он упал и разбился. Когда из Преображенского собора приехали батюшка с о. Николаем Винокуровым, Борис был уже мертв.
Батюшка потом говорил: «Господь знает душу каждого человека. Он забрал Бориса в лучший момент его жизни. «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь. А застал Он его в храме, где он трудился во славу Божию и пребывал в молитве.
Позже мы узнали, что Борис родился в день свт. Николая - 19 декабря н. ст., и среди его вещей была обнаружена икона свт. Николая, значит, он ему молился...
Когда храм от строительного мусора был очищен, пригласили его посмотреть Владыку Архиепископа Амвросия. Вошли внутрь. Владыка говорит протодьякону: "Давайте послушаем, хорошая ли здесь акустика".
- Что же возглашать, Владыко?
Кто-то подсказывает:
- Многолетие архиерею.
Но вместо этого неожиданно протодиакон возглашает:
- Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, создателем и благоукрасителем святаго храма сего, и сотвори им вечную память.
И все присутствующие запели:
- Вечная память...
***
Первую службу совершал архимандрит Амвросий - уже настоятель Введенского храма. Это было на Троицкую родительскую субботу.
Иконостаса не было. Повесили только зеленые занавески, чтобы отгородить алтарь. О.Никифор сразу начал писать иконы для иконостаса.
Нужно было срочно перекрывать крышу - она прогнила так, что ноги проваливались, когда на нее наступали, и во время дождя в храме по стенам текла вода. На средства, собранные за год - 25000 руб. пожертвований, наняли бригаду и стали перекрывать крышу.
Из самых основных работ по восстановлению храма и пристроек к нему необходимо было сделать следующее: сменить балки на куполе; покрыть оцинкованным железом крышу, медью - купола; изготовить и установить кресты; полностью заменить стекла во всех окнах; изготовить новые рамы на барабан центрального купола, остеклить и установить их; произвести штукатурку и побелку внутри храма; изготовить и установить иконостас в трех приделах; приобрести паникадила для трех приделов и всю церковную утварь, необходимую для службы; построить хоры; построить звонницу, сделать капитальный ремонт дома причта.
В помещениях 2-х этажного дома причта, что на территории храма, делали ремонт своими силами: кто приезжал к батюшке, каждый старался помочь, чем мог. Из Киева приехала раба Божия Евдокия - мастер-штукатур, трудилась во славу Божию. Из Москвы Елена Антаринова, архитектор, приехала по благословению батюшки помогать в восстановлении храма. Из Минска приехала монахиня Мария (Перепеча), и ее оформили помощником старосты. Ира из Струнино готовила, стирала, пела на клиросе и убирала. Так потихоньку в это место съезжались люди, кого благословил Господь...
24 декабря батюшка подал прошение правящему архиерею, чтобы он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом о создании при Введенском храме женского монастыря. 27 марта 1991 года появилась новая обитель - Свято-Введенский женский монастырь.
***
В новорожденной обители каждый день приносит новые впечатления, новые уроки и новые радости. Служба каждого дня церковного года и каждого праздника совершается впервые и, наверное, поэтому, воспринимается с особым трепетом и благоговением.
К первому в обители престольному празднику готовились все. Убирали территорию, храм. О. Никифор со своими помощниками ставили в иконостас новые иконы. На хорах устанавливали новые аналои, регента писали ноты к службе. На кухне тоже было много работы.
Всенощное бдение и божественную литургию на Введение во храм Пресвятой Богородицы служил архиепископ Амвросий. Было еще три священника с приходов Ивановской епархии и один замечательный гость - старец, архимандрит Софиан, духовник Патриарха Румынского, приехавший в сопровождении Даниила, духовного сына батюшки.
После службы все собрались на праздничную трапезу. Первое слово сказал Владыка Амвросий:
- Отрадно видеть, что эта обитель процветает, и храм, который был в таком ужасном состоянии, - а мне приходилось быть здесь после того, как вывезли архив, подниматься на эти леса, - теперь храм благоукрашается. И здесь, конечно, надо отдать должное и высказать благодарность...
- Господу, - тихо и серьезно сказал батюшка, к которому эти слова обращались. - ... высказать благодарность о. Амвросию, - продолжал Владыка, - столько положившему старания и сил для этой святой обители. Дай Господь всем сестрам помощи Божией, мира - самое главное - мира и любви друг к другу. Времена сейчас трудные, но Господь не оставит. Надеяться надо на помощь Божию.
***
Господь послал нам колокол 1911 года. Привезли его двое молодых людей и отдали в обмен на несколько икон. Тут же его повесили под временной деревянной лестницей на 2-й этаж. Потребовалась большая сила, человек 10 мужчин. Батюшка взялся за веревку и первый раз ударил в колокол, потом второй, третий - с перерывами. А потом чаще. И колокол загудел. Как будто разрешились уста и язык. «Услышите до последних земли. Могущии покаряйтеся. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог.» На звон сбежались все, кто был в монастыре, стояли и плакали от радости.
24 сентября 1992 года подняли на малый купол первый крест. Юра Гвоздарев с Леной Антариновой - нашим архитектором все продумали, высчитали и решили поднимать крест своими силами - лебедкой. Бригада Юры Гвоздарева взялась за эту нелегкую и опасную работу.
1 октября. Ставили крест на второй малый купол. В это время сестры пели тропарь "Спаси, Господи, люди Твоя". Установка креста на центральный купол, была сопряжена с большими трудностями. Батюшка отслужил молебен и освятил крест. Поднимали лебедкой больше часа. Когда поднимали, крест стал задевать леса, и рабочим приходилось отпиливать бревна и доски, находясь на огромней высоте почти без опоры. Потом нужно было, чтобы крест вошел в гнездо и встал идеально ровно. Вся работа заняла почти целый день.
С весны в монастыре продолжается стройка: каменщики начали кладку колокольни, возводят кирпичную ограду и 2-й этаж священнического корпуса. Кровельщики покрывают медью большой купол храма. На второй этаж сестринского корпуса построили каменную лестницу вместо временной деревянной. Через эту лестницу однажды Господь вразумил одну из насельниц. Как-то поднимаясь по лестнице, она с осуждением подумала об одной из сестер, и в тот же миг наступила на подол своего нового подрясника и разорвала низ. Поняла, что так Господь остановил ее осуждающие помыслы и старалась больше о других плохо не думать.
***
Дивны дела Твоя, Господи! Сейчас ведется активная работа по росписи храма, к Пасхе снимут последние лета с северной, уже расписанной стены. Иконостас, стены, паникадило - все вокруг сияет, радуя прихожан красотой и благолепием. Сейчас сложно даже представить, как все это выглядело совсем недавно – всего 23 года назад.
То, что здесь в Иванове на «родине первых Советов» построен монастырь - это особый Промысел Божий. И, поскольку монастырь посвящен Введению Божией Матери во храм, здесь Хозяйка - Матерь Божия. Нельзя гордиться своими трудами или способностями: кто-то проповедь сказал, кто-то в пении преуспел, кто-то в строительстве потрудился, - все это через нас совершают Господь и Матерь Божия. Как говорит св. ап. Павел: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Коринфянам 15:10).
По материалам книги "Монастырь"