четверг, 30 июня 2016 г.

Пост телесный и духовный

Идут дни Петрова поста. Этот пост — нестрогий, в праздничные дни раз­решается рыба. Но и такое послабление некоторых смущает: «Иду в гости, может мне не поститься? Зачем постом смущать ближних?»
«Широкие врата и пространный путь ведут в без­дну, а узкие врата и тернистый путь ведут в обители рая. И этим путем немногие идут», — говорит Господь.
Посты надо обяза­тельно соблюдать. Не­которые рассуждают так: сало в пост есть можно, оно раститель­ное, потому что растет на свинье, можно и тво­рожок — он же постненький, нежирный. Есть пища скоромная, есть постная и «вроде пост­ная». Когда пища «вроде постная», лучше ее не есть.


Иногда говорят: «А вот в Священном Писании ска­зано, что не надо показывать, что ты постишься. В гос­ти идешь, что там дадут, то и надо есть». Представьте себе, пошел, например, отец Амвросий в пост в гости к людям нецерковным. Они пост не соблюдают, постави­ли на стол все скоромное. И чтоб их не соблазнить, не огорчить, я с ними все предложенное съел. А потом они же и будут говорить: «Вот отец Амвросий считает себя верующим, а Апостольские правила не соблюдает, на­рушает, он скоромное в пост ел». Так обычно и го­ворят мирские люди: «У нас поп был, так он и мясо в пост ел, и дома он его ест». Верующие должны везде быть верующими: и в гостях, и дома. На столе всегда найдутся постные продукты. Ну, а если боитесь соблаз­нить и расстроить ближних, в пост лучше в гости не хо­дить, тем более к людям нецерковным.

Часто спрашивают: «Можно ли в пост телевизор смотреть?» Есть такие люди — подвижники, у них не­престанная сердечная молитва идет; куда бы их ни по­местили, они молитвы никогда не теряют. Такие люди, даже если они находятся среди шумного города, суеты ничего дурного не видят и не слышат. Если и у вас та­кая молитва, то телевизор вам не помешает. Но если вы живете духовно, то вы телевизор и не буде­те смотреть.

Пост духовный и телесный нам дается для того, чтобы научиться побеждать страсти, научиться молиться, беседовать с Богом.

Есть пища для тела, но есть пища и для разумной, бессмертной души — это молитва, добрые дела, смирение, терпение. Когда человек больше внимания уделяет своей бессмертной душе, его жизнь обретает смысл и становится духовной. Когда же он забывает Церковь, отпадает от Бога, перестает соблюдать посты, у него на первое место выходить плоть. Плоть его порабощает и начинает диктовать свои законы: мне, мне, мне... И эта плоть ненасытна: ей постоянно нужна новая одежда, разнообразная еда, увлекательные зрелища. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если человеку дать все блага мира и поставить царем, душа его ни в чем не насытится, она насытится только в одном Боге».