В рамках международной богословской конференции, которая
состоялась в сентябре 2013 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, участники побеседовали
на тему: "Прошло ли время больших монастырей?"
Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси
Я думаю да, поскольку мой монастырь, который я возглавляю по
благословению Святейшего Патриарха, считается маленьким, там всего 25 монахов.
Но бывает, говорят, еще меньше. Я думаю, что в небольшой монашеской общине больше
есть возможностей вникать в нужды братии, решать какие-то духовные проблемы...
Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского
Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга
Я думаю, что «Дух дышит, идеже хочет». Эти вопросы постоянно
возникают среди монашествующих, в дискуссиях, в беседах, во встречах
настоятелей монастырей. Помню, отца Ефрема спросили, как преодолеть монашеское
разъединение в больших обителях. Он привел пример, что у Пахомия Великого было
почти тысяча монахов, и они все были как одна душа и одно тело. А может быть и
три монаха и жить в разногласии. И вопрос, конечно, игуменского сердца,
игуменских дарований. Думаю, что Бог посылает каждому игумену и игуменье
столько братьев и сестер, сколько может вместить сердце и насколько хватит
конкретно этого человека разумно вести их по путям спасения. Поэтому, если у
игуменьи, и мы знаем таких, 500 сестер, и человек всех их вмешает в сердце и
ведет ко спасению, - это от Бога. И если человек может вести ко спасению трех
или пятерых человек – и это от Бога. Должно быть многообразие.
Варнава, епископ Павлодарский и Экибастузский
Я думаю, что мы опять вернемся к проблеме духовника. Потому
что он как лучик, который пробивает в полутьме дома. А без этого освещения
ничего абсолютно не видно. Духовник – он видит сердца. Он может увидеть, что
человек не способен жить в монастыре и ему нужно идти трудиться в миру. Он
будет, может быть, хорошим псаломщиком, певчим, священником, но не монахом, он
не способен на этого. И поэтому, если этого нет… К примеру у нас доходило до
ста человек. Потом мы дошли в обратную сторону до пятидесяти человек. Т.е.
приходят люди и пока с ними духовник, каждого обогревает, каждому внимание
уделяет, они еще держатся. Как только не стало этого духовного согревания… Наш
духовник замечательно говорил всегда, когда просили его о молитве: «Я помолюсь,
так и ты свою молитву прибавь к моей, тогда будет хорошо». Поэтому, сейчас, на
данном этапе, не может быть реализована старина. Посмотрим, сколько Господь
даст нам времени, может и реализуется, если будет послушание, если все будут
выполнять как надо. Не должно быть самонадеянности, умышления о чем-то, что у
светских называется карьерой, это губит человека.
Игумен Геронтий
Реалии говорят о том, что, все-таки, существуют большие монастыри.
В Почаевской Лавре свыше двухсот человек. И в монастырях, в которых традиции не
прекращались, видно, что тот дух, старцев дух, и всего монашеского жития,
живет. Сегодня существуют большие монастыри, но, может быть, со временем это
угаснет.
http://www.stsl.ru/news/all/uchastniki-bogoslovskoy-konferentsii-proshlo-li-vremya-bolshikh-monastyrey-video