В конце сентября 2013 года в Московской духовной академии прошла международная конференция «Монастыри и монашество: традиция и современность». В течение двух дней работы конференции ее участники высказались по наиболее актуальным вопросам, касающимся монашеской жизни.
Предлагаем Вашему вниманию подборку мнений участников конференции на тему: "Должны ли насельники монастырей иметь богословское образование?"
Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Я считаю, что каждый монашествующий должен иметь богословское образование. Я столкнулся с проблемой, что те насельники, которые не имеют никакого богословского образования, ударяются в некоторые отклонения, в ереси, непонятные высказывания и соображения. Они порой пытаются в таком состоянии необразованности своей окормлять прихожан монастыря и, в общем-то, вести их по неправильному пути. А если бы было богословское образование, то была бы четкая самооценка и твердые мысли в отношении того или иного случая в жизни. Я имею в виду случаи, когда большое количество монашествующих, которые не имеют богословского образования, а начинают рассуждать о насу щной проблеме ИНН, числа «666», электронных и различных средствах учета. Все это происходит в большей части именно в необразованных кругах, которые не читали отцов и не знают с чем сравнить.
В моем монастыре практически вся братия имеет духовное образование, только разного уровня. Большинство имеет среднее духовное образование, двое человек еще учится в духовных семинариях. И, конечно, меньшее количество – это те, кто закончил Московскую духовную академию. Но, думаю, со временем этот пробел мы постараемся восполнить. Более того, вчера на конференции говорил митрополит Илларион о специализации монастырей по каким-то определенным служениям. Так вот, мне показалось, что наш монастырь все-таки более будет специализироваться на образовании, поскольку сейчас у нас есть, по благословению Святейшего Патриарха, различные образовательные курсы. Я думаю, что со временем наберется необходимая братия, которая будет преподавать на этих курсах, самообразовываться и помогать другим братьям получать духовное образование.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья мужского монастыря Свято-Введенская Оптина Пустынь
В нашем монастыре Оптина Пустынь уникальное положение - более 90% братии закончила или учится в духовной семинарии и академии, в московской и калужской. Особое значение именно в нашем монастыре придается образованности. Мы помним слова одного из наших богословов, который сказал, что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. И поэтому, если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. Не для тебя приходили апостолы, не для тебя было Евангелие. Я не знаю, кто ты, только ты - не последователь Христов, если ты не хочешь учиться. Поэтому братия нашего монастыря имеет духовное образование, к этому стремится и это является основополагающим для дальнейшего принятия послушника в число братии. Сначала заканчивает семинарию, а потом принимается в наш монастырь. Потому что для общения с людьми требуется вникновение. Апостол Павел сказал своему ученику Тимофею: «Вникай в себя и учение. Поступай так и спасешь себя и слушающих тебя. Занимайся сим постоянно».
Варнава, епископ Павлодарский и Экибастузский
Вот, к сожалению, здесь очень большая проблема была. Сначала мы принимали, для того, чтобы возрождать обитель, людей ревностных, приходящих.Потом, когда последовало решение Церкви об обязательном образовании священнослужителей, братия священном сане стала поступать в различные семинарии на заочный сектор. В основном это были семинарии в Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове. Все-таки получили очень много. Единственное, конечно, упущение в том, что этого не получают рядовые послушники, иноки, монахи. Как будешь говорить с человеком, если не имеешь элементарного образования, не знаешь всех основ Церкви? Часто бывает, что некоторые миряне более грамотные, они обучаются в различных духовных центрах. Одна женщина спросила: «У меня есть все: и средства, и досуг. Что мне благословите?». Я ей сказал: «Иди и учись в Свято-Тихоновском университете». Встретил ее через некоторое время и она мне сказала: «Поздравьте меня!». Я ей говорю: «С чем?». «Я по Вашему благословению окончила университет и мне это большую пользу принесло». То есть она уже может грамотно в своей обыденной жизни ответить человеку, потому что она прошла этот курс обучения.
Игумен Геронтий, настоятель Иоанна Милостивого мужского монастыря Тернопольской епархии
Не принципиально.
А в Вашем монастыре большое количество насельников имеют богословское образование?
У нас небольшой монастырь, человек 10 братии. Из них трое учатся заочно в семинарии.
Игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородице-Рождественской девичей пустыни, с. Барятино Калужской области
Я считаю, что куда-то посылать учиться нельзя, ни в коем случае нельзя. У нас в обители с 1996 года проходит богословский семинар. Монастырь существует с 1993 года. Каждая сестра готовит какую-то тему, составляем программу. Начинали с Библейской истории, с минимума какого-то. А сейчас мы уже богословие изучаем. Сейчас составили программу на три года, вплоть до А.И. Осипова. То есть я считаю, что так надо, надо своими силами. Потому что неизвестно, как человек учится вне, в учебном заведении. Мы посылали учиться, но к нам больше не вернулись. Они повыходили замуж, причем в постриге уже. Нельзя! Человек, который прожил в монастыре, он очень уязвим для мирских соблазнов и ведется на все. Неграмотность – это проблема. Из истории мы знаем, что монастыри были рассадниками учености. Во всяком случае, на любой богословский вопрос монах должен был ответить. А сейчас монастыри стали рассадниками всяких суеверий. Какие-то тени монахов, какие-то ИНН. И впереди всех – монахи. Не знаю почему, но именно монахи, потому что у них на это направлены мозги. Вот я считаю, что тут сейчас раздали программу минимум – это очень хорошо. И это должно быть плодотворным. Хотя бы минимум богословских знаний все должны получить.
Игумен Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря
Я как окончивший Московскую духовную семинарию и академию считаю, что это для каждого необходимо. Причем, самым лучшим считаю, если человек прошел обучение на очном секторе, а не на заочном. Потому что только прошедший образовательную школу может глубже понять те процессы, которые происходят в современном мире.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева лавра
Предлагаем Вашему вниманию подборку мнений участников конференции на тему: "Должны ли насельники монастырей иметь богословское образование?"
Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Я считаю, что каждый монашествующий должен иметь богословское образование. Я столкнулся с проблемой, что те насельники, которые не имеют никакого богословского образования, ударяются в некоторые отклонения, в ереси, непонятные высказывания и соображения. Они порой пытаются в таком состоянии необразованности своей окормлять прихожан монастыря и, в общем-то, вести их по неправильному пути. А если бы было богословское образование, то была бы четкая самооценка и твердые мысли в отношении того или иного случая в жизни. Я имею в виду случаи, когда большое количество монашествующих, которые не имеют богословского образования, а начинают рассуждать о насу щной проблеме ИНН, числа «666», электронных и различных средствах учета. Все это происходит в большей части именно в необразованных кругах, которые не читали отцов и не знают с чем сравнить.
В моем монастыре практически вся братия имеет духовное образование, только разного уровня. Большинство имеет среднее духовное образование, двое человек еще учится в духовных семинариях. И, конечно, меньшее количество – это те, кто закончил Московскую духовную академию. Но, думаю, со временем этот пробел мы постараемся восполнить. Более того, вчера на конференции говорил митрополит Илларион о специализации монастырей по каким-то определенным служениям. Так вот, мне показалось, что наш монастырь все-таки более будет специализироваться на образовании, поскольку сейчас у нас есть, по благословению Святейшего Патриарха, различные образовательные курсы. Я думаю, что со временем наберется необходимая братия, которая будет преподавать на этих курсах, самообразовываться и помогать другим братьям получать духовное образование.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья мужского монастыря Свято-Введенская Оптина Пустынь
В нашем монастыре Оптина Пустынь уникальное положение - более 90% братии закончила или учится в духовной семинарии и академии, в московской и калужской. Особое значение именно в нашем монастыре придается образованности. Мы помним слова одного из наших богословов, который сказал, что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. И поэтому, если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. Не для тебя приходили апостолы, не для тебя было Евангелие. Я не знаю, кто ты, только ты - не последователь Христов, если ты не хочешь учиться. Поэтому братия нашего монастыря имеет духовное образование, к этому стремится и это является основополагающим для дальнейшего принятия послушника в число братии. Сначала заканчивает семинарию, а потом принимается в наш монастырь. Потому что для общения с людьми требуется вникновение. Апостол Павел сказал своему ученику Тимофею: «Вникай в себя и учение. Поступай так и спасешь себя и слушающих тебя. Занимайся сим постоянно».
Варнава, епископ Павлодарский и Экибастузский
Вот, к сожалению, здесь очень большая проблема была. Сначала мы принимали, для того, чтобы возрождать обитель, людей ревностных, приходящих.Потом, когда последовало решение Церкви об обязательном образовании священнослужителей, братия священном сане стала поступать в различные семинарии на заочный сектор. В основном это были семинарии в Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове. Все-таки получили очень много. Единственное, конечно, упущение в том, что этого не получают рядовые послушники, иноки, монахи. Как будешь говорить с человеком, если не имеешь элементарного образования, не знаешь всех основ Церкви? Часто бывает, что некоторые миряне более грамотные, они обучаются в различных духовных центрах. Одна женщина спросила: «У меня есть все: и средства, и досуг. Что мне благословите?». Я ей сказал: «Иди и учись в Свято-Тихоновском университете». Встретил ее через некоторое время и она мне сказала: «Поздравьте меня!». Я ей говорю: «С чем?». «Я по Вашему благословению окончила университет и мне это большую пользу принесло». То есть она уже может грамотно в своей обыденной жизни ответить человеку, потому что она прошла этот курс обучения.
Игумен Геронтий, настоятель Иоанна Милостивого мужского монастыря Тернопольской епархии
Не принципиально.
А в Вашем монастыре большое количество насельников имеют богословское образование?
У нас небольшой монастырь, человек 10 братии. Из них трое учатся заочно в семинарии.
Игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородице-Рождественской девичей пустыни, с. Барятино Калужской области
Я считаю, что куда-то посылать учиться нельзя, ни в коем случае нельзя. У нас в обители с 1996 года проходит богословский семинар. Монастырь существует с 1993 года. Каждая сестра готовит какую-то тему, составляем программу. Начинали с Библейской истории, с минимума какого-то. А сейчас мы уже богословие изучаем. Сейчас составили программу на три года, вплоть до А.И. Осипова. То есть я считаю, что так надо, надо своими силами. Потому что неизвестно, как человек учится вне, в учебном заведении. Мы посылали учиться, но к нам больше не вернулись. Они повыходили замуж, причем в постриге уже. Нельзя! Человек, который прожил в монастыре, он очень уязвим для мирских соблазнов и ведется на все. Неграмотность – это проблема. Из истории мы знаем, что монастыри были рассадниками учености. Во всяком случае, на любой богословский вопрос монах должен был ответить. А сейчас монастыри стали рассадниками всяких суеверий. Какие-то тени монахов, какие-то ИНН. И впереди всех – монахи. Не знаю почему, но именно монахи, потому что у них на это направлены мозги. Вот я считаю, что тут сейчас раздали программу минимум – это очень хорошо. И это должно быть плодотворным. Хотя бы минимум богословских знаний все должны получить.
Игумен Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря
Я как окончивший Московскую духовную семинарию и академию считаю, что это для каждого необходимо. Причем, самым лучшим считаю, если человек прошел обучение на очном секторе, а не на заочном. Потому что только прошедший образовательную школу может глубже понять те процессы, которые происходят в современном мире.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева лавра