воскресенье, 22 мая 2016 г.

Слово в неделю о расслабленном. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В настоящий день читано было повествование из Евангелия от Иоанна об исцелении словом и повелением Христовым расслабленного в Иерусалиме, находившегося при овчей купальне. Здесь находилось «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и, кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью».
Исцеленный Иисусом Христом расслабленный находился у означенной купели 38 лет. «Иисус, увидев его лежащего, — повествует евангелист, — и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: “Хочешь ли быть здоров?” Больной отвечал Ему: “Так Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня”. 

Иисус говорит ему: “Встань, возьми постель твою и ходи”. И он тотчас выздоровел и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: “Сегодня Суббота — не должно тебе брать постели”. Он отвечал им: “Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи”. Его спросили: “Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?” Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: “Вот, ты выздоровел — не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже”. Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5, 1-15). 

Много поучительного и нравоучительного представляет нам это Евангелие. Купель, или купальня чудотворная, в Иерусалиме изображала собой христианскую купель крещения, в которой получают исцеление от душевных недугов, т. е. от грехов, не один, не два, а все погружаемые во имя Отца и Сына и Святого Духа по вере их или их восприемников; и не ангел уже Господень, а Сам Дух Святой, Господь животворящий сходит в купель и освящает воду и дает ей благодать обновления, оживотворения, исцеления недугов душевных и телесных.

Кем же исходатайствована и дана нам эта благодатная купель для возрождения, очищения и освящения? Иисусом Христом. Без этой купели мы были бы вечно непотребны, недостойны не только усыновления Богу, но и воззрения Божия, ибо Господь Бог есть Дух чистейший и гнушается всякой нечистоты греха. Будем же все тщательно хранить духовную одежду крещения, — одежду чистоты, и нетления, и обручения Духа Святого, коих мы удостоились при крещении; а если осквернили уже эту одежду грехами и страстями различными, то позаботимся очиститься искренним покаянием и провождать остальное время нашей жизни в покаянии и добродетели и приготовлении к вечности, ибо все мы призваны Господом к святости и правде и к вечной жизни. 

Несчастный расслабленный был болен 38 лет, лежа на одре, и не мог исцелиться потому, что был беспомощен и не имел человека, который бы тотчас опустил его в купальню по возмущении в ней воды ангелом; только Господь, сжалившись над ним, тотчас исцелил его, сказав ему потом: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Этот расслабленный изображает собой все недугующее грехом человечество, столько тысяч лет страдающее расслаблением греховным. Один Христос Бог, един праведный и святой, принесший Себя Самого в жертву за нас Богу Отцу для избавления нашего от греха, может исцелить нас от греховных слабостей, этих предтечей вечной смерти, которой подвергнутся грешники нераскаянные, но для совершенного исцеления нашего от греха Он требует только совершенного покаяния, которое хотя есть дело нашей свободной воли, но вместе с тем есть и величайший нам дар благости Божией. 

Итак, расслабленные и удрученные грехами грешники, будем приносить Богу полное, искреннее покаяние, доказываемое и оправдываемое делами благими; да сподобимся от Христа Бога здравия душевного и телесного, а главное дело — вечного благополучия и блаженства в будущей жизни, для которой мы искуплены страданиями и смертью Сына Божия. Только теплое, горячее покаяние очищает грехи и дает сердцу нашему здравие, мир, спокойствие, свет, силу и крепость, дерзновение и радость; только слезная купель исцеляет нас от ужасной, злокачественной болезни греха. Будем же плакать о грехах. Господи! Даруй нам слезы, скверну сердец наших очищающия (последование ко Святому Причащению, песнь 3; ср. тропарь 1), да хотя ими Тебе угодим. Что возбраняет тебе каяться, проливать слезы о грехах? Эти средства ко спасению всегда с тобой, только бы была вера во Христа, упование на Его милосердие, непобедимое всеми нашими грехами. Нет нужды теперь ждать, пока возмутится вода в купальне, да нет теперь и этой купальни, которая была в свое время образом нашей купели крещения и слезной купели покаяния. Теперь можно в своей слезной купели исцеляться всякий день и час, как только покаешься.

Сладчайший наш Спаситель Сам стоит у дверей твоего сердца и стучит в них, да отверзешь Ему двери через покаяние твое — и Он войдет к тебе, и исцелит тебя, и укрепит, и утешит. Се стою у двери, — говорит Господь, — и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20).

Слава Тебе, всеблагому Спасителю нашему, на всякий день и час, всегда — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский