четверг, 19 мая 2016 г.

Организация внутренней жизни монастыря святого Ираклидия. Игумения Продромия

Доклад игумении Продромии, настоятельницы монастыря святого Ираклидия (Кипрская Православная Церковь), произнесенный на монашеской конференции "Духовное руководство в монастырях", которая прошла в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12, 13 мая 2016 года

Ваше преосвященство дорогой владыка Порфирий,

досточтимые матушки игумении и отцы игумены, Христос Воскресе!

Прежде всего хочу поблагодарить Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского Павла за благословение, и достопочтеннейшую игумению Евдокию за приглашение, и также возлюбленного во Христе брата Константина за содействие в нашей поездке в эту благословенную страну Беларусь, которая освящена жизнью святых мучеников и преподобных подвижников. Это факт, что наш достопочтенный Геронда (речь идет о митрополите Афанасии Лимассольском) благодарит Бога за то, что он сподобил его посетить Беларусь, и он получил от этого большое утешение. Я думаю, что это одна из причин, по которой он с таким желанием откликнулся на приглашение, приняв которое мы приехали для того, чтобы принять участие в конференции в этой святой обители преподобной Евфросинии Полоцкой по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского Павла.


Монастырь святого Ираклидия, как и свидетельствует его название, назван в честь этого святого, который жил в I веке. Святой Ираклидий был киприотом, его родители были идолопоклонниками. Когда святые апостолы Павел и Варнава и святой евангелист Марк впервые посетили Кипр в 45 году по Р.Х., они познакомились с маленьким мальчиком, которого звали Ираклидий. Они просветили его светом христианской веры и крестили во имя Святой Троицы. Позже, когда он вырос, они хиротонисали его в епископа, и по их завету он рукополагал других епископов на острове Кипр. По этой причине историки считают его первым епископом Кипрской Церкви. Святой жил в том месте, где сегодня находится наш монастырь, который носит его имя, сохранилась пещера-катакомба, где святой проповедовал слово Божие и совершал Божественную литургию вместе со святыми апостолами. Здесь же находится сегодня и рака, в которую его ученики положили его честные мощи. Достовернейшее свидетельство повествует о том, что святой был схвачен и замучен идолопоклонниками перед тем, как рукоположил во епископа своего преемника святого Мнаасона. В монастыре находится как ценнейшее и священное сокровище честная глава святого, как и другие части его благодатных мощей, от которых проистекает множество чудес до наших дней.


Свидетельства о существовании монастыря восходят хронологически к V веку. К сожалению, исторические источники очень скудны, если не сказать, что их почти нет. В XVII веке в монастыре процветало искусство иконописания. Монастырские иконописцы разработали особый стиль византийской иконописи. Многие иконы, написанные в тот период, украшают сегодня многие монастыри и храмы нашей родины. В начале XX века умер последний монах монастыря, и монастырь был оставлен до 1962 года, до того времени, когда приснопамятная игумения Харифея с двумя другими монахинями по благословению архиепископа Макария III возродила жизнь монастыря как монастыря женского. С тех пор монастырь функционирует благодатью Божией до сегодняшнего дня.

Святые обители – это похвала нашей Церкви, и монахи являются избранными воинами, которые сражаются на передовой. Монашество – это образ жизни, и требуется постоянное усилие над природой, поскольку употребляющие усилие восхищают Царствие Небесное[1]. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Пример для нас – Господь наш Иисус Христос, Который нас учит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам Вашим». И Он первый смирился до смерти, смерти крестной. По этой причине послушание, которое является плодом смирения для монаха, является жизнью, в то время как преслушание является смертью. Учение всех святых отцов говорит о том, что преслушание нас исторгло из рая, послушание же нас снова помещает в Царствие Божие. Поэтому важно монаху найти духовного отца и пребывать у него в послушании. И как говорит один современный старец святогорец отец Ефрем Катунакский: «Только дьявол знает, что значит духовный отец и знает, что значит послушание. Оказываешь послушание духовному отцу, Богу и Матери Божией оказываешь послушание».

Приснопамятная наша игумения Харифея (которая почила в 2000 году), положила много труда на то, чтобы заложить духовный фундамент монастыря. Прежде чем перейти в жизнь вечную, она сподобилась увидеть монастырь увеличившимся и как в плане монастырских строений, так и по числу монашествующих. Присутствие (имеется в виду в жизни монастыря) митрополита Лимассольского Афанасия очень помогало Геронтисе и открыло новую страницу в истории монастыря святого Ираклидия.

Митрополит Лимассольский Афанасий, как известно, духовно возрастал у ног преподобнейшего приснопамятного старца Иосифа Ватопедского на Святой Горе. Он учился добродетелям монашеской жизни у опытного его геронды не теоритически, но практически перенимая великую традицию преподобного духовного воина и геронды Иосифа Исихаста. Вспоминаю блаженнейшего и возлюбленного геронду Иосифа Ватопедского, с которым сподобилась иметь общение на протяжении многих лет. Он всегда подчеркивал важность традиции: то есть иметь духовных отцов, которые бы были укоренены в традиции, то есть обладали опытом нашей Церкви.

Наш монастырь стремится к тому, чтобы не только сохранить, но и передать эту ценную традицию, которую мы сподобились получить от наших почитаемых духовных предков. Ниже я постараюсь привести важнейшие характерные черты организации жизни нашего монастыря.

Духовный путь жизни, как монастыря в целом, так и каждой монахини в отдельности, определяется духовным отцом (дословно Γέροντα-εξομολόγο, духовник, который может исповедовать). Ответственность за то, чтобы хранить эту традицию с вниманием и точностью, прежде всего несет игумения, а затем и каждая монахиня.

В монашеской жизни, согласно учению святых отцов, очень большое значение имеет точность в исполнении монастырского устава, и таким образом установленный распорядок дня в монастыре мы стремимся точно исполнять как в отношении времени послушаний, так и в отношении их соответствия уставу, касается это богослужений или же жизни монастыря в целом. Распорядок одинаков для всех монахинь. Служба, послушание, трапеза, молитва. Личное правило каждой монахини регулируется духовным отцом во время таинства исповеди и корректируется игуменией в соответствии с возможностями и запросами каждой сестры.

Еще одна составляющая, которая является фундаментом нашего духовного делания, это чистосердечное откровение и исповедание помыслов с тем, чтобы монахини могли духовно преуспевать, как говорят отцы. Наш духовный отец (речь идет о владыке Афанасии Лимассольском) приезжает в монастырь часто и принимает исповедь монахинь, но параллельно монахини открывают свои помыслы и все, что касается их монашеской жизни и игумении. Это составляет большую часть моего служения, как служения игумении. Во время утренней службы ежедневно сестры исповедуются игумении, но и в другое время они могут также встретиться с игуменией, если им что-то необходимо или что-то случилось.

Также, следуя традиции преподобного нашего геронды Иосифа Исихаста, в нашем монастыре мы очень часто служим Божественную литургию и причащаемся Святых Таин Господа нашего Иисуса Христа четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресение, разумеется, соответствующим образом к этому подготавливаясь.

Наследие великого нашего «родоначальника», как говорил приснопамятный старец Иосиф Ватопедский, непрестанное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» мы стремимся, чтобы было непрестанным духовным деланием сестричества.

Каждый монастырь является большой семьей, где любовь нашего Христа и единодушие должны доминировать. В нашем монастыре один раз в неделю мы все собираемся и читаем книги святых отцов, комментируя читаемое, в конце обсуждаем разные темы относительно духовной и практической жизни, которые беспокоят сестричество. Также собрания с участием всего сестричества проводятся с духовным отцом монастыря, который напоминает нам евангельские истины и говорит о неосмотрительности и недостатках, которые мы допускаем на нашем монашеском пути.

Добродетель гостеприимства, служение нашему брату во Христе всегда восхвалялась отцами. В нашем монастыре мы стараемся возделывать эту добродетель, которая так важна особенно сегодня, когда человек так измучен и душевно, и физически. Многим женщинам разного возраста мы оказываем гостеприимство в нашем монастыре, от маленьких девочек до пожилых женщин. Для многих девушек это возможность познакомиться с монашеской жизнью и пойти по этому пути, разумеется, после испытательного срока. Ответственность перед Богом, но и перед душой другого человека велика, поэтому мы очень внимательны. Мы испытываем разными способами душу, которая хочет стать монахиней. Делаем это не с тем, чтобы ее удержать от монашеского пути, но для того, чтобы ей помочь увериться: то ли это, чему она действительно хочет последовать в своей жизни, и действительно ли она определилась и действительно ли это решение ее (имеется в виду не навязанное кем-то). Также мы не умалчиваем и говорим очень прямо о трудностях, которые включает в себя монашеская жизнь. Она должна познакомиться с монастырем, но и мы должны познакомиться с ней. Не только она должна найти у нас покой, но и нас должна упокоить. Испытательный срок может продлиться до двух лет в зависимости от разных факторов, таких как возраст, характер и т.п.

Соблюдение церковного чина и уважение к начальству, к священным канонам святой нашей Церкви, хранение монашеских обетов, которые мы давали во время пострига, как и возделывание нашего церковного сознания, как мы это приняли – все это мы стараемся возделывать и передавать душам сестер.

Что касается управления монастырем, хотела бы сказать следующее: когда я оказалась на игуменском месте, я была молода возрастом и не имела опыта, который необходим для этого служения. Самой серьезной проблемой, с которой мы столкнулись, была проблема, касающаяся совместной жизни монахинь разного возраста, которые собрались в одном монастыре. В нашем монастыре было примерно 50 монахинь, это не мало, если учитывать население нашей маленькой родины. Примерно половина сестер была в возрасте старше 50 лет, остальные были в возрасте 20-25 лет. С большим рассуждением, любовью и терпением разделение по возрастному принципу наше сестричество преодолело, теперь мы соединены неразрывно и считаем это большим благословением. И мы видим, что это не проблема и не препятствие, как нам казалось вначале.

Приснопамятная наша Геронтиса столкнулась с многими трудностями в начале монашеской жизни в монастыре, главным образом извне, однако и по причине того, что управление монастырем осуществлялось без многих юридических оформлений. Старшие сестры привыкли к такой системе, молодые же были неопытны в управленческих вопросах. Ответственность за души, которую мы взяли на себя, велика и подвиг труден. Для того чтобы иметь лучшее наблюдение за духовной программой жизни каждой монахини, но и за организацией жизни монастыря, мы возложили на четырех монахинь ответственность за решение практических вопросов монастырской жизни. Они выполняют эту работу в качестве Духовного собора. Каждая отвечает за какую-то одну часть, несет ответственность и имеет соответствующие обязанности. Один раз в неделю мы собираемся и обсуждаем разные вопросы, обмениваемся мнениями и принимаем решения.

Наш монастырь имеет особенную радость и благословение относиться к Тамасской митрополии, которую возглавляет Митрополит Исаия. В монастыре возникают вопросы, которые касаются митрополита и о которых мы имеем возможность поговорить с ним лично. Наш митрополит человек очень благородный, имеет любовь и страх Божий. Он очень любит наш монастырь и всегда с большим желанием откликается на все, что может послужить на пользу наших душ. Мы очень благодарим Троичного нашего Бога за епископа, которая его благость нам даровала.

Подвиг наш труден и он не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего. И наш монастырь, как и каждый монастырь, сталкивается с разными проблемами. Поддержание деятельности женского монастыря со всем, с чем при этом приходится сталкиваться, имеет свои трудности, и требуются способные руки в критические моменты, чтобы уводить корабль подальше от скал и рифов, но мы имеем надежду нашу на всеблагого Бога, Который всегда заботится о своих творениях и никогда не оставит никого, поскольку, как написано в Евангелии «и волосы наши на голове все сочтены».

Заканчивая слово об организации внутренней жизни монастыря святого Ираклидия, хотела бы поблагодарить всех, кто был и является орудием Промысла Божия, помогая разными способами монастырю. Хочу поблагодарить нашего митрополита, который находится рядом с нами как поддержка и помощник в нашем подвиге. Благодарю сестер, которые совершают свой добрый подвиг, но и терпят мое недостоинство на этом месте. Благодарю нашего духовного отца (речь идет о владыке Афанасии Лимассольском), который несет наши немощи, ведя нас по пути Евангелия. Благодарю также всех наших духовных предков. Естественно, особенно благодарю нашего предстателя и отца святого священномученика Ираклидия, который нежно заботиться о нас как настоящий отец своей святой обители, терпя наши недостатки, благодарю великого Предтечу нашего Христа и начало вождя монашеского воинства. Утешение в скорбях наших Госпожу нашу Богородицу. Более же всех и за все благодарю всеблагого, милосердного и великого нашего Бога.

Прошу Вас помолиться за наш монастырь святого Ираклидия и за всех, кто живет и трудится на мученическом Кипре, чтобы мы совершали свой добрый подвиг во славу великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.