воскресенье, 19 марта 2017 г.

Вечная память новопреставленной схимонахине Анисии

20 марта на 89-м году жизни отошла ко Господу насельница Введенского женского монастыря схимонахиня Анисия (Хохлюк Анна Симеоновна). 
Схимонахиня Анисия (в миру Анна Семеновна) была родом из Украины, с. Барсуки Гайсенского района Винницкой области, из многодетной крестьянской семьи.
В 1938 г. умер от инфаркта ее отец, и семья осталась без кормильца. «В семье было шестеро детей, папа и мама. Старшая сестричка с 1920 года, а я была младшая, с 1928, – рассказывала о себе матушка. – После меня было еще двое деток, но они умерли. Папа умер в 1938 году – мама одна нас воспитывала. С пяти лет я работала.
Перед войной всё забрали: корову, лошадь. Помню, в стакане было немного зерна – высыпали об стенку, чтобы ничего не осталось. Страшное было время: с полей убрали всю пшеницу, срезали подсолнухи, увезли запасы зерна. Мы ходили по полю, собирали ботву от подсолнухов, чистили ее, терли на терке и варили. Папа не соглашался идти в колхоз: «Я лучше умру, но в колхоз не пойду. Пусть всё заберут». Мама плакала.

В доме зимой было очень холодно. Лед на полу, снег на стенах, хоть на санках катайся. Пар от дыхания шел – как холодно было. Привяжешь паклю на ноги, так и ходишь.

А однажды мы с братиком «калачей» накушались. У нас в доме была икона «Крещение Господне»: с одной стороны на ней изображен Господь, с другой – пророк Иоанн Креститель, а сверху – Ангел Господень. А перед Ангелом – облачко, прямо как калач. Братик говорит:

– Анечка, чувствуешь, как пахнет в хате хлебом-калачом?

– Да, – говорю, – и ищем, откуда запах идет.

– Анечка! Это же от иконы пахнет как калачом!

И начали лизать облачко-калач прямо на иконе. Помню, после войны мама пекла такие калачи.

У меня весь род верующий. Было тогда безбожие, но я никогда не боялась. Когда на поле садились кушать, всегда перекрещусь, да еду перекрещу. Бывало, даже говорили: «Аня, ты не боишься креститься?» Я отвечаю: «А что бояться? Ну, накажут. Бога надо бояться, чтобы Господь не наказал. А их что бояться?».

Храма в селе не было. Красивый белый храм Вознесения Господня, ему было около 150 лет, в 1938 г. внутри спалили, а камни разобрали, из них построили мост.

Одна из наших сестер носила в детстве крестик, и кто-то рассказал об этом директору школы. Ее вызвали и спрашивают:

– Крестик носишь?

– Да, – отвечает. Те попробовали снять, но она прижала руки к груди:

– Хоть руки вырвите, но крестика не отдам. Умом буду креститься, но крестик не снимете.

Так и отпустили ее, пожалели. А спустя несколько лет, когда в селе построили храм, пришел этот самый директор и сам покрестился, и детей привел, и дом свой освятил.

Помню, как начиналась война: налетели самолеты немецкие, вокруг все горит – за тридцать километров видно. Слева село горит, справа горит станция, вдали – склад… страшно. Кругом дома в огне, поля с пшеницей – все горит. Страх! Страшный суд. Когда немцы наступали, они день и ночь ехали, кинут гранату в поле – все запалят. Все побито, дороги нет, вокруг – ямы, ямы.

Во время войны я пасла скот. Такая маленькая, а по десять скотинок одна водила, чтобы заработать денег и оплатить налог – немцам и нашим.

А однажды ночью к нам пришли партизаны, стучат: «Мы пришли попросить покушать». Спрашивают меня: «Сколько тебе лет – пять или шесть?» А мне тогда было уже четырнадцать – всегда маленькая была. Мама накормила их хлебом, картошкой. Чтобы не подвергать семью опасности, партизаны взяли обед с собой, а посуду потом оставили под кустом боярышника. Они часто потом приходили. «Когда мы будем здесь, – говорят, – повяжем тряпочку на куст, пусть ваша доченька придет, посмотрит. Если тряпочка есть, пусть принесет покушать». Так и ходила я всю зиму через поле смотреть. Целый год варили партизанам супчики, и Господь не оставлял, давал нам и еду, и одежду.

Когда наши возвращались домой из плена, проходили мимо села, просили покушать. Помню, мама посылала меня в поле за пшеницей. Наготовит им калачей, накормит, всем нальет с собой супа в дорогу. А как отдохнут, согреются, так и продолжают путь – кому сто, кому двести километров идти до дома. Так каждый день или через день приходили гости, а мама всех кормила. Молились Богу, чтобы нам давал пропитание – Он и не оставлял.

Когда война кончилась, я была в Донбассе. Помню, повезли встречать вернувшихся с фронта солдат. Мы все были одеты красиво, с цветами в руках, а вокруг – слезы. Кто встречал своих – слезы радости, но больше тех, кто так и не встретил. Матери по восемь-десять сыновей провожали на фронт, тогда абортов не делали – боялись Бога».

В возрасте пятнадцати лет в Великую Отечественную войну Анну мобилизовали на Донбасс работать инструментальщицей. В 1945 г. она вернулась в село и проработала в колхозе до 65 лет. За свою многотрудную жизнь удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Была замужем, воспитала ребенка; много болела, перенесла пять операций.

Когда в 1991 г. в селе Барсуки начали строить храм архистратига Божия Михаила, она первая стала помогать в строительстве. Маленького росточка, хрупкая, наравне с мужчинами-строителями носила кирпичи и днем, и ночью, пока ноги не подкашивались от усталости. Всю жизнь она мечтала о монашестве. Как стройка подошла к завершению, она вдруг собрала вещи и поехала в г. Иваново в Свято-Введенский женский монастырь. Ее подруги удивились – ведь она даже не съездила посмотреть вначале на него. В монастыре ей сразу определили место послушания на Преображенском подворье, где она жила с 12 июня 1994 г. более двадцати лет.

В 2003 г. по благословению архиепископа Амвросия была пострижена в великую схиму с именем Анисия. Трудилась матушка на подворье, несла разные послушания: на кухне, огороде, в ангаре. Она никогда не знала отдыха, до последних дней старалась хоть в чем-то помочь сестрам. Встречая сестер или гостей, матушка каждому находила доброе слово утешения.

Вспоминает монахиня Христина (Липина): «Мать Анисия очень любила трудиться. Когда ее постригали в схиму, она боялась, как бы ей не запретили трудиться. Она была очень маленькая и добрая. Однажды на подворье были большие морозы, и нужны были добровольцы для того, чтобы следить за отопительным котлом по ночам. Сестер на подворье немного, и все были и так замотаны на послушаниях. Так вот матушка Анисия, несмотря на возраст и болезни, вызвалась дежурить и несла это послушание несколько дней подряд. Когда она спала вообще – непонятно».

«Господи, благодарю Тебя, что Ты меня в монастырь взял, – говорила матушка Анисия, – и батюшку благодарю, что он меня сюда принял. Живу сейчас, как в раю. Молитесь: Господь всё будет давать вам, будет укреплять. А без молитвы жизни нет».

Погребена у храма на Преображенском подворье монастыря.