Прямой эфир радио "Радонеж": архимандрит Амвросий (Юрасов) и иеродиакон Елеазар (Титов).
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Человек подчас в своей жизни хочет видеть грандиозные вещи, участвовать в грандиозных свершениях, при этом он порой забывает об элементарных, но очень важных вещах. Вот, например, обида. Обида разъедает душу, входит в привычку, человек может обижаться и не разговаривать со своими «обидчиками» неделями и годами. Приходят в этот период праздники, человека поздравляют с днем рождения, с Пасхой, Рождеством Христовым, а он радости не чувствует – у него внутри все приправлено обидой. Батюшка, расскажите, что такое обида и как с ней бороться?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Мы порой обижаемся на Бога, на ближних, на природу, на животных. На всех, кто нас окружает. Поругали на работе – обиделись, на работу не взяли – обиделись. В институт не поступили – опять обиделись. Обижаемся на папу, на маму. На всех. Обида – это такая зараза в нашей душе, которая приносит не пользу, а только вред – мы теряем мир, покой, тишину и радость. Что же делать? Предаться воле Божией, понять, что вся наша жизнь – это школа, а все случаи – это уроки. Допустим, подбегаем к автобусу, водитель двери закрыл и автобус ушел. У нас на водителя обида. А это Господь нам попустил. Для чего? Для того чтобы мы сказали: «Cлава Богу за все! Значит, так надо». На работу не взяли – «Слава Богу». В институт не поступили – «Значит, так надо». Потому что наша цель на земле – сделать характер крепким, сильным, не обидчивым, не раздражительным. Мы должны прийти в такую меру духовного воспитания, чтобы у нас в душе ничего скверного не оставалось. Чтобы не было ни раздражения, ни гнева, ни обиды, а только благодать Божия. Вот тогда будут радость, мир, и покой. Но само ничего не прибудет. Надо над собой работать. Приучать себя благодарить Бога за все, предаться воли Божией, только так мы можем духовно совершенствоваться. Те страсти, которые мы приобрели в этом мире, перейдут с нами в тот мир, они и там будут нам мешать. Даже если нас насильно ввести в обители рая, а у нас в душе обида, раздражение, гнев, мы рай вместить не сможем. Там такая всеобъемлющая любовь, о которой святые отцы говорят: «О, рай, рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постигнуть то, что Господь приготовил любящим Его. Если одна капля сладости из рая упадет в соленое море, все море усладит. Если одна капля сладости из рая упадет в ад, прекращаются страдания, погашается огонь и ад становится раем». Некоторые понимают рай по-своему. Как-то один батюшка рассказывал, что некоторая женщина говорила своему мужу: «Ванечка, ты алкоголик! Пойди в храм, покайся. Господь Милостивый, Он тебе все простит». А Ванечка отвечает: «Машенька, вот я покаялся, и Господь взял меня в обители рая, надели на меня белый халат. Буду я ходить мимо тех цветов, которые там посажены, мне же это надоест. Моих друзей там нет, выпить не с кем, матом не поругаться, в карты, в домино не поиграть. Тоска». Вот так люди понимают рай.
Апостол Павел говорит о себе: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (см.: 2 Кор. 12, 2). «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
То есть, это совсем другой мир. Как-то знакомые девушки стояли в шторм на берегу моря. Одна говорит: «Ой, какая красота! Какие огромные волны!» А вторая отвечает: «Ну, что ж ты? Может, кто-то в море на лодке, борется с волнами, а ты радуешься». Каждый человек все понимает по-своему.
Если бы люди не впали в грех, все было бы по-другому. А сейчас даже звери мучаются и страдают за грех, совершенный человеком.
Если мы научимся благодарить Бога за все, что Он нам посылает для нашего терпения и смирения, будет хорошо. Потому что Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).
Научиться благодарить Бога за все не трудно. Например, мы одни в квартире, температура 39-40, у нас нет сил подняться, даже воды выпить, некого попросить. В это время нужно найти силы сказать: «Слава Богу за все! Значит, так надо. Люди оставили меня, но Господь меня не оставит. Он все видит, все знает. За грехи свои я потерплю». Упали, сломали ногу – «Слава Богу! Все, что попускает Господь, – все к лучшему».
Как я уже рассказывал, однажды москвичи приехали и спрашивают, как им спастись. Я говорю: «Да очень просто! Вот вы подъехали к своему дому, смотрите, а у дома – «скорая помощь», пожарная машина и на сто процентов убедились, что ваша квартира сгорела. Не надо панику поднимать. Разве Бог не знает, разве не видит? Если Он это попустил, значит, так надо. Нужно сказать: «Слава Богу за все! Значит, Он что-то другое приготовил. Слава Богу! Слава за все!» Когда Бога поблагодарим, перекрестимся, успокоимся. Или сели в машину и нас занесло в столб, ударились. Машина непригодна для движения. Надо выйти и сказать: «Слава Богу за все! Как прекрасно, что я жив остался. Значит, так надо». Шутя сказать: «Если бы не билось, не ломалось, то куда бы все девалось?» Наняли такси, приехали к своим знакомым, сели чай пить и вдруг приступ. «Скорая помощь» – и оказались на операционном столе. Значит, так надо. Господь здоровье дал, здоровье взял. Что Господь не делает, все к лучшему. А происходит это с нами потому, что мы порой чрезмерно увлечены всем земным, это практически идолопоклонство. Некоторых спрашиваю: «Что у вас главное: душа или тело?» Они отвечают: «Конечно, душа». Я говорю: «Посмотрите на свою жизнь: у нас все приковано к плоти. А для души – ничего нет. Только когда за стол садимся и спать ложимся, перекрестимся. А в течение дня погоня только за одним – как заработать побольше денег. Все силы свои кладем на то, чтобы обогатиться. А много ли человеку надо? Ведь можно себя ограничить».
Телефонный звонок: – Сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Я пыталась примириться с родственником, который сильно напакостил своим близким и живет в злобе. Я его прощу, если он не будет делать зла. Как в таком случае поступить? А второй вопрос – как отличить немощь от лени? Когда много обязанностей, нет сил молиться и непонятно: то ли это немощь, то ли это лень?
Архимандрит Амвросий (Юрасов) :
– На первый вопрос. От нас очень многое зависит, поскольку мы – православные. Не брат против нас, а бесы через него восстали на нас. Бесы страшно не любят, когда мы просим прощения. Когда мы искренне, от всего сердца попросим прощения, бесы от него отойдут. Это надо запомнить. Если он нас не прощает, значит, мы внутри его не прощаем. Хотя на словах и говорим, что прощаем. Был такой случай в монастыре. Два брата как-то поспорили, один просит прощения, а второй говорит: «Нет! Я тебя не прощу». Пошли к духовному старцу. Один жалуется: «Я у него прощения просил, а он меня не прощает». На что старец отвечает: «Значит, ты в глубине сердца имеешь на него обиду. Посиди в келии и осуди себя». Послушник осудил себя, хотел уже идти к брату просить прощения, смотрит, а тот сам идет к нему. Принес мед, варенье, говорит: «Прости, брат, я виноват, виноват, виноват». Бес отошел от этого человека.
Насчет лености скажу следующее. Был такой случай – в одном селе царила страшная болезнь – лихорадка. Все жители умирали. В этом селе был монастырь, один здешний монах заболел этой болезнью и правило монашеское не читал. Его начало трясти. Он одеялом накрылся и думает: «К утру я околею». Решил: «Дай-ка, напоследок исполню монашеское правило, а там и умру». Смирился. И когда заканчивал правило, вся болезнь прошла. И такое бывает от бесов. Только совсем немощным можно правило сокращать. А большинство людей говорят так: «Ой, я весь день трудилась и только правило Серафима Саровского вычитала». На что я отвечаю: «Серафимово правило Господь дал только тем людям, которые с утра до вечера читали Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», а после обеда – «Пресвятая Богородица, спаси нас». Только им. Так как они с утра до вечера были в молитве, а мы-то нет. Поэтому в нас входит злая сила, и мы обижаемся, раздражаемся и друг друга не прощаем».
Телефонный звонок: Трудно подготовиться к исповеди.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Прежде чем идти в храм к священнику, надо дома подготовиться. Вспомнить все грехи, которые мы сделали. Ведь ничто не исчезает, все остается в вечности на все времена. И каждый раз надо подходить на исповедь к священнику с мыслью, что сегодня я исповедуюсь пред Богом, как будто перед смертью, последний раз. Если будем себя так настраивать, то получится, что какая-то наша исповедь и будет последней. А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу».
К нам целые автобусы приезжают и паломники признаются, что часто много грехов, и грехов смертных на исповеди не говорят: аборты, блуд, грехи, которые совершали в городах Содом и Гоморра, тогда с Неба сошел огонь и их уничтожил (см.: Быт. 19). «А что я буду батюшке эти грехи говорить? Это же страшно!» Так нельзя. Надо, чтобы душа была чистая, святая. И грехов набирать не надо. Как многие нагрешили и говорят: «Я еще погрешу, погрешу, погрешу, а потом когда-нибудь пойду и покаюсь». Потом может и не быть: вдруг сердце остановилось, конец пришел и в «трубу пролетели» – бесы забрали душу и будут мучить. Хорошо, когда человек постоянно контролирует все свои поступки, слова и мысли, кается пред Богом: «Господи, прости», а если есть духовник, так сразу надо сказать, бес от нас отойдет и не будет мучить. А то получается так: искра упала нам на руку, а мы смотрим, как она прожигает наше тело или нашу одежду. Нет, мы этого не ждем, мигом эту искру убираем с одежды или с руки. Вот так должны и с грехом поступать, потому что мы грех совершили, благодать Божия ушла от нас, и мы попали в плен к злым духам. И тогда они нас будут мучить и мучить.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
Раба Божья Анна задала такой вопрос: «Как пережить измену мужа? Это ли не предательство? Есть дети».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Был такой преподобный Павел Препростый, он работал в рудниках. И ему однажды сказали: «Когда ты уходишь в ночь, то к твоей жене приходит молодой человек. Это не раз мы видели». И не раз ему об этом доносили. И он решил проверить, так ли оно. Он как будто ушел на работу. И дождался, когда стало темнеть. Кто-то в окно постучал, жена быстренько открыла, приняла гостя. Прошло минут сорок, приходит Павел. Гость пьяненький и раздетый и она тоже. Чтобы не устроить скандал Павел сказал: ««Простите меня. Я только возьму свои вещи. Вы ж друг друга любите и любите». И ушел. Ушел куда? К Антонию Великому в пещерку спасаться. И стал большим подвижником. Скандал устраивать – ничего не даст. Почему изменяет муж? Потому что веры нет у него, благодати нет.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– А жене тогда что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Жене, если Бог попустил так, сказать: «Господи! Да будет воля Твоя святая». А Господь никогда никого не оставит. Скажем, у нас семь детей. Надо ж кому-то кормить, Бог не оставит.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Так ей уйти от мужа надо?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Если она простила ему, и он покаялся, то она может его принять.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– А если не покаялся? А она его простила?
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
– Но если она простила, пусть живут.
Телефонный звонок: – Можно ли поправлять священников, если они ошибаются в житиях святых? - Самоубийство, чтобы спасти свою честь. Позволительно ли это?
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Здесь надо рассудить. Если священник ошибся не глобально, не произнес какую-то ересь, то исходя из светского этикета, можно и не поправлять. А если это действительно что-то очень серьезное, догматическая ошибка, которая может иметь последствия, то можно сказать: из двух зол выбирай меньшее.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Один священник служил и к нему на праздник пришел другой священник и сослужил ему. А этому священнику, который служил, ангелы являлись во время службы и вместе с ним служили. И вот после литургии священник, который ему сослужил, говорит: «Отче! Вы допустили догматическую ошибку». На что служивший священник отвечает: «Не может быть! Со мной ангелы служили». И потом когда он был один и с ним служил Ангел, он его спросил: «Действительно ли я неправильно эти слова произношу?» И Ангел ответил: «Да». И священник удивился: «Почему же ты мне не подсказал?» И Ангел ответил: «Господь так устроил, чтобы вы друг другу подсказывали».
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Брат брату. Потому что есть такая дистанция, которую нежелательно передить. Священник – это пастырь, а люди в храме – его паства. И священнику от Бога дана благодать пасти паству. Он Богом поставлен. И если он не произносит серьезной ошибки и если наша поправка приведет к конфликту, то надо подумать, а нужно ли поправлять.
Плохо если христиане начинают ругаться друг с другом, да еще используя цитаты из Священного Писания. Бесы так все закручивают, чтобы был конфликт между братьями по вере. Евангелие дано для спасения, а не для того, чтобы уязвлять друг друга цитатами из него. Это оскорбление Евангелия. Лучше конфликтных ситуаций избегать. Только в крайнем случае поправьте.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Про самоубийство, чтобы спаси честь. В московской области есть такой город – Зарайск. Почему он так называется? Это старинное слово. Когда татары захватили эту местность, то там жила богатая семья. Забрался один из захватчиков к ним в дом и хотел осквернить жену. Она бросилась со второго или третьего этажа и убилась, то есть заразилась. Потому и город стал так называться. Она греха не совершила.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– В житиях есть такая святая. Однажды за ней пришли воины, чтобы вести ее на мучения, и она была рада за Христа пострадать, потому что хранила свою девственную чистоту ради Христа. То есть, не выходила замуж. А вот когда пришли воины, то они соблазнились ее красотой и хотели ее осквернить. Она, поняв, к чему идет дело, сбежала на крышу башни, которая была рядом и сбросилась оттуда вниз. Церковь почитает ее как святую. Казалось бы, она совершила самоубийство, но только формально. Какой в этом был смысл? Не дать осквернить себя. Не дать осквернить то, что принадлежит Богу. Как это можно было сделать? Через лишение себя жизни.
Вернемся к обидам. Какие бывают обиды? У каждого человека есть своя точка зрения. И у каждого своя правда. У каждого радиослушателя своя правда. Но кроме правды, есть еще и истина. А истина одна. Истина – Христос! А вот обида, бывает, толкает человека на страшные поступки. Как в присказке: «А я вот назло бабушке уши себе отморожу». Кому от этого будет хуже? Бабушка, конечно, расстроится, что у ее внука уши отвалились, но болеть-то у тебя будет.
Телефонный звонок: – Что надо читать, в первую очередь, когда становишься православным? Может быть, Закон Божий?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Все православные христиане должны знать Закон Божий. Потому что его нам дал Господь. Он проповедовал его. И по Закону Божьему все будем судиться в день Страшного Суда.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Здесь нет, наверное, общего рецепта, что сначала это читаем, а потом это. Да и вообще, тропинка, которая привела человека в храм, у каждого своя. Один пришел от ума, другой - от скорбей. Кому-то объяснили, и он умом дошел или ученый через науку. А кто-то - по горению сердца. Так что, у каждого свой путь и каждому свое.
Батюшка, у нас остается несколько минут, ваше пастырское слово в завершении передачи.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Есть такое высказывание: «Наша жизнь земная – это огромный супермаркет. Бери, что желает твоя душа, но не забывай, что впереди тебя ждет касса. За все надо будет расплатиться»: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи
по путям сердца твоего и по видению очей твоих;
только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екк. 11, 9).
Достоевский говорит: «Не засоряйте память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений!» А то в голове все обида, обида… меня посадили на последнее место, ее на первое…обида…..
Есть еще хорошие слова: «Атеизм – странная штука! Даже дьявол не попал в эту категорию, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2,19), но в ад пойдут.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Человек подчас в своей жизни хочет видеть грандиозные вещи, участвовать в грандиозных свершениях, при этом он порой забывает об элементарных, но очень важных вещах. Вот, например, обида. Обида разъедает душу, входит в привычку, человек может обижаться и не разговаривать со своими «обидчиками» неделями и годами. Приходят в этот период праздники, человека поздравляют с днем рождения, с Пасхой, Рождеством Христовым, а он радости не чувствует – у него внутри все приправлено обидой. Батюшка, расскажите, что такое обида и как с ней бороться?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Мы порой обижаемся на Бога, на ближних, на природу, на животных. На всех, кто нас окружает. Поругали на работе – обиделись, на работу не взяли – обиделись. В институт не поступили – опять обиделись. Обижаемся на папу, на маму. На всех. Обида – это такая зараза в нашей душе, которая приносит не пользу, а только вред – мы теряем мир, покой, тишину и радость. Что же делать? Предаться воле Божией, понять, что вся наша жизнь – это школа, а все случаи – это уроки. Допустим, подбегаем к автобусу, водитель двери закрыл и автобус ушел. У нас на водителя обида. А это Господь нам попустил. Для чего? Для того чтобы мы сказали: «Cлава Богу за все! Значит, так надо». На работу не взяли – «Слава Богу». В институт не поступили – «Значит, так надо». Потому что наша цель на земле – сделать характер крепким, сильным, не обидчивым, не раздражительным. Мы должны прийти в такую меру духовного воспитания, чтобы у нас в душе ничего скверного не оставалось. Чтобы не было ни раздражения, ни гнева, ни обиды, а только благодать Божия. Вот тогда будут радость, мир, и покой. Но само ничего не прибудет. Надо над собой работать. Приучать себя благодарить Бога за все, предаться воли Божией, только так мы можем духовно совершенствоваться. Те страсти, которые мы приобрели в этом мире, перейдут с нами в тот мир, они и там будут нам мешать. Даже если нас насильно ввести в обители рая, а у нас в душе обида, раздражение, гнев, мы рай вместить не сможем. Там такая всеобъемлющая любовь, о которой святые отцы говорят: «О, рай, рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постигнуть то, что Господь приготовил любящим Его. Если одна капля сладости из рая упадет в соленое море, все море усладит. Если одна капля сладости из рая упадет в ад, прекращаются страдания, погашается огонь и ад становится раем». Некоторые понимают рай по-своему. Как-то один батюшка рассказывал, что некоторая женщина говорила своему мужу: «Ванечка, ты алкоголик! Пойди в храм, покайся. Господь Милостивый, Он тебе все простит». А Ванечка отвечает: «Машенька, вот я покаялся, и Господь взял меня в обители рая, надели на меня белый халат. Буду я ходить мимо тех цветов, которые там посажены, мне же это надоест. Моих друзей там нет, выпить не с кем, матом не поругаться, в карты, в домино не поиграть. Тоска». Вот так люди понимают рай.
Апостол Павел говорит о себе: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (см.: 2 Кор. 12, 2). «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
То есть, это совсем другой мир. Как-то знакомые девушки стояли в шторм на берегу моря. Одна говорит: «Ой, какая красота! Какие огромные волны!» А вторая отвечает: «Ну, что ж ты? Может, кто-то в море на лодке, борется с волнами, а ты радуешься». Каждый человек все понимает по-своему.
Если бы люди не впали в грех, все было бы по-другому. А сейчас даже звери мучаются и страдают за грех, совершенный человеком.
Если мы научимся благодарить Бога за все, что Он нам посылает для нашего терпения и смирения, будет хорошо. Потому что Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).
Научиться благодарить Бога за все не трудно. Например, мы одни в квартире, температура 39-40, у нас нет сил подняться, даже воды выпить, некого попросить. В это время нужно найти силы сказать: «Слава Богу за все! Значит, так надо. Люди оставили меня, но Господь меня не оставит. Он все видит, все знает. За грехи свои я потерплю». Упали, сломали ногу – «Слава Богу! Все, что попускает Господь, – все к лучшему».
Как я уже рассказывал, однажды москвичи приехали и спрашивают, как им спастись. Я говорю: «Да очень просто! Вот вы подъехали к своему дому, смотрите, а у дома – «скорая помощь», пожарная машина и на сто процентов убедились, что ваша квартира сгорела. Не надо панику поднимать. Разве Бог не знает, разве не видит? Если Он это попустил, значит, так надо. Нужно сказать: «Слава Богу за все! Значит, Он что-то другое приготовил. Слава Богу! Слава за все!» Когда Бога поблагодарим, перекрестимся, успокоимся. Или сели в машину и нас занесло в столб, ударились. Машина непригодна для движения. Надо выйти и сказать: «Слава Богу за все! Как прекрасно, что я жив остался. Значит, так надо». Шутя сказать: «Если бы не билось, не ломалось, то куда бы все девалось?» Наняли такси, приехали к своим знакомым, сели чай пить и вдруг приступ. «Скорая помощь» – и оказались на операционном столе. Значит, так надо. Господь здоровье дал, здоровье взял. Что Господь не делает, все к лучшему. А происходит это с нами потому, что мы порой чрезмерно увлечены всем земным, это практически идолопоклонство. Некоторых спрашиваю: «Что у вас главное: душа или тело?» Они отвечают: «Конечно, душа». Я говорю: «Посмотрите на свою жизнь: у нас все приковано к плоти. А для души – ничего нет. Только когда за стол садимся и спать ложимся, перекрестимся. А в течение дня погоня только за одним – как заработать побольше денег. Все силы свои кладем на то, чтобы обогатиться. А много ли человеку надо? Ведь можно себя ограничить».
Телефонный звонок: – Сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Я пыталась примириться с родственником, который сильно напакостил своим близким и живет в злобе. Я его прощу, если он не будет делать зла. Как в таком случае поступить? А второй вопрос – как отличить немощь от лени? Когда много обязанностей, нет сил молиться и непонятно: то ли это немощь, то ли это лень?
Архимандрит Амвросий (Юрасов) :
– На первый вопрос. От нас очень многое зависит, поскольку мы – православные. Не брат против нас, а бесы через него восстали на нас. Бесы страшно не любят, когда мы просим прощения. Когда мы искренне, от всего сердца попросим прощения, бесы от него отойдут. Это надо запомнить. Если он нас не прощает, значит, мы внутри его не прощаем. Хотя на словах и говорим, что прощаем. Был такой случай в монастыре. Два брата как-то поспорили, один просит прощения, а второй говорит: «Нет! Я тебя не прощу». Пошли к духовному старцу. Один жалуется: «Я у него прощения просил, а он меня не прощает». На что старец отвечает: «Значит, ты в глубине сердца имеешь на него обиду. Посиди в келии и осуди себя». Послушник осудил себя, хотел уже идти к брату просить прощения, смотрит, а тот сам идет к нему. Принес мед, варенье, говорит: «Прости, брат, я виноват, виноват, виноват». Бес отошел от этого человека.
Насчет лености скажу следующее. Был такой случай – в одном селе царила страшная болезнь – лихорадка. Все жители умирали. В этом селе был монастырь, один здешний монах заболел этой болезнью и правило монашеское не читал. Его начало трясти. Он одеялом накрылся и думает: «К утру я околею». Решил: «Дай-ка, напоследок исполню монашеское правило, а там и умру». Смирился. И когда заканчивал правило, вся болезнь прошла. И такое бывает от бесов. Только совсем немощным можно правило сокращать. А большинство людей говорят так: «Ой, я весь день трудилась и только правило Серафима Саровского вычитала». На что я отвечаю: «Серафимово правило Господь дал только тем людям, которые с утра до вечера читали Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», а после обеда – «Пресвятая Богородица, спаси нас». Только им. Так как они с утра до вечера были в молитве, а мы-то нет. Поэтому в нас входит злая сила, и мы обижаемся, раздражаемся и друг друга не прощаем».
Телефонный звонок: Трудно подготовиться к исповеди.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Прежде чем идти в храм к священнику, надо дома подготовиться. Вспомнить все грехи, которые мы сделали. Ведь ничто не исчезает, все остается в вечности на все времена. И каждый раз надо подходить на исповедь к священнику с мыслью, что сегодня я исповедуюсь пред Богом, как будто перед смертью, последний раз. Если будем себя так настраивать, то получится, что какая-то наша исповедь и будет последней. А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу».
К нам целые автобусы приезжают и паломники признаются, что часто много грехов, и грехов смертных на исповеди не говорят: аборты, блуд, грехи, которые совершали в городах Содом и Гоморра, тогда с Неба сошел огонь и их уничтожил (см.: Быт. 19). «А что я буду батюшке эти грехи говорить? Это же страшно!» Так нельзя. Надо, чтобы душа была чистая, святая. И грехов набирать не надо. Как многие нагрешили и говорят: «Я еще погрешу, погрешу, погрешу, а потом когда-нибудь пойду и покаюсь». Потом может и не быть: вдруг сердце остановилось, конец пришел и в «трубу пролетели» – бесы забрали душу и будут мучить. Хорошо, когда человек постоянно контролирует все свои поступки, слова и мысли, кается пред Богом: «Господи, прости», а если есть духовник, так сразу надо сказать, бес от нас отойдет и не будет мучить. А то получается так: искра упала нам на руку, а мы смотрим, как она прожигает наше тело или нашу одежду. Нет, мы этого не ждем, мигом эту искру убираем с одежды или с руки. Вот так должны и с грехом поступать, потому что мы грех совершили, благодать Божия ушла от нас, и мы попали в плен к злым духам. И тогда они нас будут мучить и мучить.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
Раба Божья Анна задала такой вопрос: «Как пережить измену мужа? Это ли не предательство? Есть дети».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Был такой преподобный Павел Препростый, он работал в рудниках. И ему однажды сказали: «Когда ты уходишь в ночь, то к твоей жене приходит молодой человек. Это не раз мы видели». И не раз ему об этом доносили. И он решил проверить, так ли оно. Он как будто ушел на работу. И дождался, когда стало темнеть. Кто-то в окно постучал, жена быстренько открыла, приняла гостя. Прошло минут сорок, приходит Павел. Гость пьяненький и раздетый и она тоже. Чтобы не устроить скандал Павел сказал: ««Простите меня. Я только возьму свои вещи. Вы ж друг друга любите и любите». И ушел. Ушел куда? К Антонию Великому в пещерку спасаться. И стал большим подвижником. Скандал устраивать – ничего не даст. Почему изменяет муж? Потому что веры нет у него, благодати нет.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– А жене тогда что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Жене, если Бог попустил так, сказать: «Господи! Да будет воля Твоя святая». А Господь никогда никого не оставит. Скажем, у нас семь детей. Надо ж кому-то кормить, Бог не оставит.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Так ей уйти от мужа надо?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Если она простила ему, и он покаялся, то она может его принять.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– А если не покаялся? А она его простила?
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
– Но если она простила, пусть живут.
Телефонный звонок: – Можно ли поправлять священников, если они ошибаются в житиях святых? - Самоубийство, чтобы спасти свою честь. Позволительно ли это?
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Здесь надо рассудить. Если священник ошибся не глобально, не произнес какую-то ересь, то исходя из светского этикета, можно и не поправлять. А если это действительно что-то очень серьезное, догматическая ошибка, которая может иметь последствия, то можно сказать: из двух зол выбирай меньшее.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Один священник служил и к нему на праздник пришел другой священник и сослужил ему. А этому священнику, который служил, ангелы являлись во время службы и вместе с ним служили. И вот после литургии священник, который ему сослужил, говорит: «Отче! Вы допустили догматическую ошибку». На что служивший священник отвечает: «Не может быть! Со мной ангелы служили». И потом когда он был один и с ним служил Ангел, он его спросил: «Действительно ли я неправильно эти слова произношу?» И Ангел ответил: «Да». И священник удивился: «Почему же ты мне не подсказал?» И Ангел ответил: «Господь так устроил, чтобы вы друг другу подсказывали».
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Брат брату. Потому что есть такая дистанция, которую нежелательно передить. Священник – это пастырь, а люди в храме – его паства. И священнику от Бога дана благодать пасти паству. Он Богом поставлен. И если он не произносит серьезной ошибки и если наша поправка приведет к конфликту, то надо подумать, а нужно ли поправлять.
Плохо если христиане начинают ругаться друг с другом, да еще используя цитаты из Священного Писания. Бесы так все закручивают, чтобы был конфликт между братьями по вере. Евангелие дано для спасения, а не для того, чтобы уязвлять друг друга цитатами из него. Это оскорбление Евангелия. Лучше конфликтных ситуаций избегать. Только в крайнем случае поправьте.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Про самоубийство, чтобы спаси честь. В московской области есть такой город – Зарайск. Почему он так называется? Это старинное слово. Когда татары захватили эту местность, то там жила богатая семья. Забрался один из захватчиков к ним в дом и хотел осквернить жену. Она бросилась со второго или третьего этажа и убилась, то есть заразилась. Потому и город стал так называться. Она греха не совершила.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– В житиях есть такая святая. Однажды за ней пришли воины, чтобы вести ее на мучения, и она была рада за Христа пострадать, потому что хранила свою девственную чистоту ради Христа. То есть, не выходила замуж. А вот когда пришли воины, то они соблазнились ее красотой и хотели ее осквернить. Она, поняв, к чему идет дело, сбежала на крышу башни, которая была рядом и сбросилась оттуда вниз. Церковь почитает ее как святую. Казалось бы, она совершила самоубийство, но только формально. Какой в этом был смысл? Не дать осквернить себя. Не дать осквернить то, что принадлежит Богу. Как это можно было сделать? Через лишение себя жизни.
Вернемся к обидам. Какие бывают обиды? У каждого человека есть своя точка зрения. И у каждого своя правда. У каждого радиослушателя своя правда. Но кроме правды, есть еще и истина. А истина одна. Истина – Христос! А вот обида, бывает, толкает человека на страшные поступки. Как в присказке: «А я вот назло бабушке уши себе отморожу». Кому от этого будет хуже? Бабушка, конечно, расстроится, что у ее внука уши отвалились, но болеть-то у тебя будет.
Телефонный звонок: – Что надо читать, в первую очередь, когда становишься православным? Может быть, Закон Божий?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Все православные христиане должны знать Закон Божий. Потому что его нам дал Господь. Он проповедовал его. И по Закону Божьему все будем судиться в день Страшного Суда.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Здесь нет, наверное, общего рецепта, что сначала это читаем, а потом это. Да и вообще, тропинка, которая привела человека в храм, у каждого своя. Один пришел от ума, другой - от скорбей. Кому-то объяснили, и он умом дошел или ученый через науку. А кто-то - по горению сердца. Так что, у каждого свой путь и каждому свое.
Батюшка, у нас остается несколько минут, ваше пастырское слово в завершении передачи.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Есть такое высказывание: «Наша жизнь земная – это огромный супермаркет. Бери, что желает твоя душа, но не забывай, что впереди тебя ждет касса. За все надо будет расплатиться»: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи
по путям сердца твоего и по видению очей твоих;
только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екк. 11, 9).
Достоевский говорит: «Не засоряйте память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений!» А то в голове все обида, обида… меня посадили на последнее место, ее на первое…обида…..
Есть еще хорошие слова: «Атеизм – странная штука! Даже дьявол не попал в эту категорию, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2,19), но в ад пойдут.