воскресенье, 9 октября 2016 г.

Богатство благости Божией. Из поучений преподобного старца Гавриила (Зырянова)

Вам говорю, делатели виноградника Христова, спасающиеся о Господе – не думайте, что исчерпаете когда-нибудь всю сладость у Господа. Нет! Он – неисчерпаемая бездна сладости. Если бы весь мир небесный и земной неотступно стремился познавать Его, то и тогда Он бы только все более и более открывал им Свою Премудрость и Любовь, возводя от силы в силу, от совершенства к совершенству, и от восторга и благоговения люди бы, как Ангелы, вечно взывали: свят, свят, свят Господь… полны небеса и земля славы Его, Аллилуия! Пусть не познавшие Бога с недоверием спрашивают: «Когда это будет? Не мечта ли все это?» Мы слышим призыв Христа Спасителя: аще кто жаждет, да придет ко Мне и да пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7, 37-38), и молитву Его к Отцу: Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал еси: и сказах им Имя Твое, и скажу, да любы, еюже мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин. 17, 25-26). Мы знаем, что Он принес людям Богосыновство и верующим во Имя Его дал область быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Сия область открыта сердцам, смиренномудренно следующим по стопам Сына Божия. Им дается Любовь Божественная, которая всюду видит Отца Небесного, всюду слышит призывающий, наставляющий и утешающий голос Его. Сии чада Божии следуют завету Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29), исполняют волю Его, и осуществляется в них обещание Христово: приидем к ним и обитель у них сотворим (Ин. 14, 23). Они делаются жилищем Отца и Сына, и Дух открывает им глубины Божии (1 Кор. 2,10).
Здесь, на земле, доступно это блаженство Богопознания, здесь, в сердцах людей, еще облеченных бренной плотью, водворяется Царствие Божие. Только бы не мечтали люди, что сами приобрели сие великое сокровище. Не вы Мене избрасте, - прямо против этого говорит Христос, - но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам (Ин. 15, 16). И смиряющий себя, вседушно верующий Слову Божию и исполняющий его, по молитве своей приемлет в сердце свое Самого Господа; поистине всюду видит и слышит Его. Даже и тогда, когда поносят его и злословят на него, он слышит вразумляющий голос Божий, видит указующий на греховные раны перст Его, и с благодарностью приемлет от руки врачующего сей жгучий, но цельбоносный пластырь. Он знает, что нет ни от кого такой пользы, как от врагов. И легкой, даже желанной становится для него заповедь: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5, 44). Он считает их своими благодетелями, способствующими ему приблизиться к Богу, войти в Царствие Его, и не только не ненавидит и не сердится, но любит их даже больше других и скорбит об их ожесточении и гибели. Вспоминая своего Спасителя, молящегося на Кресте за врагов, и он взывает к Богу: Авва, Отче, не вмени им греха сего!
Поистине, когда возгорится в сердце человека пламенная любовь к Богу, он на все бывает готов, все с радостью терпит ради Возлюбленного своего. Как воск тает от огня, так сердце его тает под горящими лучами любви. Как угодно обидь его тогда, он и не заметит обиды, ибо он будет сознавать себя ничтожеством в сравнении с всегда стоящим пред его глазами Божественным Страдальцем, понесшим на Кресте все наши немощи и скорби. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, - воззовет он, - и не подвижуся! (Пс. 15, 8). Он ощущает и видит простирающуюся к нему силу благодати от Креста Иисуса Христа распятого; событие прошедшее являет ему силу в настоящем подвиге.
О, какое приращение сокровища обретет он тогда в сердце своем! Еще ярче возгорится в нем любовь Божественная, еще теснее прильнет он к Господу своему и взойдет от прежней силы в новую, большую. Вот награда за поношение! Вот бесконечное милосердие Божие к страдающему ради Него сердцу! Вот неописуемое и конца неимущее блаженство! Человек, приняв в себя, сам как бы горит, отражает и распространяет вокруг тот свет, о котором сказал Господь: Аз есмь свет миру, ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8, 12). Сердце сокрушенное и смиренное заменяет ему все правила и, идя во свете Божием, он приближается прямо к Богу, в простертые к людям объятия Его.
Умягчим же сердца свои и смирим – они сами научат нас тогда всему. Аминь.