Текстовая версия прямого эфира. В студии радио "Радонеж" архимандрит Амвросий (Юрасов), основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов). Тема: «Мы всё поставили в своей жизни вверх ногами».
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6, 33) Порою человеку бывает трудно исполнить эту заповедь потому что он считает, что если все выпустит из рук, не будет контролировать, заботиться, все развалится. В другом месте в Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34) – то есть Господь нам говорит, что не нужно чрезмерно планировать. Как рассудить правильно? Как понять эти слова Спасителя?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Господь сказал это 2000 лет назад, но и сейчас все остается в силе. Мы должны искать, прежде всего, Царства Божьего и правды Его. Допустим, человеку 15-20 лет, если он поставит духовное на первое место – это прекрасно.
Почему? Потому что мы – не только плотские люди, но и духовные. Самое главное у нас – не тело, а душа. Тело – только одежда нашей души. Большинство людей вроде бы не отрицают Бога, а все равно, к чему они стремятся? Только к одному – все для плоти, для земной жизни, а для души, порой, ничего нет: ни молитвы, ни поста, ни смирения, ни целомудрия, ни кротости – ничего. И служения Богу тоже нет. Вот это и плохо. Мы можем прямо сказать, что мы всё поставили в своей жизни вверх ногами.
Я помню слова Христа, Он говорил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 19). Когда я это прочитал, то стал думать: «Что же я получил?» Вспоминаю: оказывается, 250 гектаров земли и много отцов – священников, матерей, братьев и сестер – монахов, и друзей и множество келий – больше 100 и в любой из них можно жить. То, что сказал Господь, остается в силе. Он дает нам все необходимое для жизни. Но на первом месте должно быть спасение души.
Вопрос радиослушателя: «Я воцерковлялась поздно, во взрослом возрасте. Была на Крещении в храме со своим мужем и опасаюсь, что его могли записать моим крестным. Может ли такое быть? Или взрослым не нужно крестного?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Самое главное – человек уверовал и принял Крещение. Особенно во взрослом возрасте. Можно иметь крестного, но если его нет, то в этом нет ничего страшного, потому что мы сами взрослые. Надо читать Евангелие, книги святых отцов, укрепляться в вере. Это необходимо. «Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14, 1). Трудитесь в поте лица, молитесь. Самое главное для Господа – это борьба с темными силами, молитва, пост и смирение. Если будем смиряться, то все будет по слову Божиему: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114, 5).
Вопрос радиослушателя: «Как вести себя в период духовного упадка? Вначале был духовный подъем, вера была в радость, а сейчас приходится понуждать себя к молитве, к добрым делам».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Приведу пример. Когда появляется ребенок, то поначалу родители помогают ему стоять, ходить, но они же не всегда должны носить его на руках? Надо, чтобы ребенок сам ходил, стоял, бегал. Может, и бывают когда-то падения, но все равно нужно двигаться вперед и вперед. Так и человек в вере. Вначале Господь дает ему благодать, силы, подкрепляет его духовно, чтобы он увидел действие благодати Божией, ведь Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). Все, что мы делаем хорошего – мы делаем с Божией помощью. Поначалу это было действие только благодати Божией, а теперь надо и самим потрудиться.
Вопрос радиослушателя: «Можно ли за исповеданный грех, например, аборты, каяться в домашних молитвах всю жизнь? Не является ли это недоверием к таинству исповеди? Можно ли, вообще, надеяться на прощение Богом?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Сказано, что нет такого греха, который бы Бог не простил, и нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил. Если человек совершил грех убийства – аборт и покаялся, то он должен по слову святого пророка Иоанна Предтечи «принести достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 3-8). Каким образом? Духовные отцы в Почаевской и Сергиевой лавре советовали так: если сделала аборт – стараться мясо не есть. Если есть силы, то в среду и в пятницу не пить и не есть. Это и для здоровья будет полезно, и для души. Надо понести какой-то подвиг. Обычно делают и так: жертвуют в храм муку, кагор для причастия, масло, воск. Кто что может.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Из жития апостола Петра мы знаем, что он на протяжении всей своей жизни плакал…
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– …на его лице были ручьи слез…
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– …он плакал каждое утро, когда слышал пение петухов, вспоминая свое предательство и отречение от Христа. И хотя Сам Господь уже в ближайшее время после Своего Воскресения простил ему этот грех, апостол все равно продолжал плакать. Это не значит, что он не верил, что Бог простил его. Он верил. Но все равно не мог сам себе этого простить. Поэтому и случается, что человек покаялся в грехе, а все равно на душе есть какая-то неудовлетворенность. Точно так же, как если бы мы поранили лицо ножом. Всю жизнь, когда у нас поднимается температура, этот шрам будет болеть. Конечно, если человек сомневается и не верит, что Бог простил его – это грех. Верить нужно.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Однажды послушник пришел к архимандриту – своему духовнику и сказал: «Отче! Я поисповедовал все грехи, но я верю, что меня Господь не простил». Архимандрит ответил: «Чадо мое! Бог не простил тебе грехи твои, потому что ты покаялся и не верил, что Бог тебя простил». Надо верить. За неверие Господь и не простит. Покаялся – и надо верить, что Бог тебя простил.
Вопрос радиослушателя: «Где написано в Священном Писании: «В чем застану – в том и судить буду»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Слова «В чем застану, в том и сужу» встречаются у святого мученика Иустина Философа в сочинении «Разговор с Трифоном Иудеем» (Гл .47).
Вопрос радиослушателя: «Что значит искать «Царства Божьего и правды Его» (Мф.6, 33), применительно к нашей жизни?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Скажем так: нужно не раздражаться, не ругаться, не обижаться, не гордиться, никого не осуждать. То есть, соблюдать заповеди Божии. Это и есть искание Царства Божия. Всем творить добро, всех терпеть. Мы должны постоянно пребывать в таком состоянии. И тогда благодать Божия будет почивать на нас. И Господь будет давать нам и мир, и радость, и покой, и тишину. Именно поэтому апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). Он писал в посланиях к Коринфянам: «Я вас всех вмещаю в свое сердце» (2 Кор. 6, 12), то есть, я вас всех люблю. А ведь в этом городе были и блудники, и разбойники, и воры, и пьяницы, но сердце у апостола было Христово, оно вмещало всех. Это мы с осуждением смотрим на таких людей, которые не соблюдают заповеди Божии, а человек святой все покрывает любовью. Любовью Христовой.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Знаю случай: человек по имени Андрей, снял крест. Поехал в Перу, в долину Мертвых, нашел там шамана, чтобы тот показал ему путь просветления. Шаман дал ему что-то выпить, видимо, наркотики и Андрей, как утверждает, нашел Бога в образе женщины. Человек не искал Царства Божия, но он не может находиться в вакууме, и это пустое место занял демон, он показал ему псевдо-царство, ложное. Если мы не будем искать Царства Небесного, то найдем такого шамана. Это важно знать.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Когда я был в Почаевской лавре, приехал один мужчина из Новосибирска и рассказал, как ему какой-то человек передал «молитву». Он взял его руку, и из этого человека прямо в спину мужчины что-то вошло – и стала «молитва» в сердце биться. «Молитва» Иисусова. Мужчина сказал: «Я приехал сюда, чтобы передать ее вам и всем братьям». Спрашиваю: «Так ты молитву постоянно читаешь?» Он отвечает: «Да, все в гостинице храпят, а я чуть вздремнул и как огурчик свежий». Говорю: «Это недолго будет, потому что ты труда никакого не приложил, а даром получил и притом не от Бога, а от темных сил. Давай сегодня поисповедуемся и пособоруемся, чтобы от тебя бес отошел». Он согласился, но так и не пришел. Я спросил братию, а они ответили, что он взял рюкзак и убежал.
Вопрос радиослушателя: «Я хожу в храм и исповедуюсь, ощущаю, что я – грешная. Но при этом, на меня иногда такая любовь к Господу сходит, что если сейчас Господь явится на Небе, будет такая радость! Я пугаюсь своих мыслей, потому что понимаю, что я – грешная».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Святые отцы, в том числе и преподобный Антоний Великий, говорили, что когда у человека открываются духовные глаза, то он видит бездну грехов. Это – начало духовной жизни. Возможно, в вашем случае это – обольщение. У нас ничего своего нет. Все – Божие. Мы должны считать себя грешными и негодными. Нужно смиряться перед Богом.
Вопрос радиослушателя: «Я поздно пришла к вере и думаю, что я могла что-то забыть или утаить, а может быть и не считала грехом. Как быть?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Надо взять «Мытарства блаженной Феодоры», там все описано. Когда наша душа из тела выйдет, то демоны покажут все наши злые дела. Первое мытарство – празднословие. В него входят шутки, смех, анекдоты, ненужные слова, пустые слова. Так хорошо пройтись по мытарствам! Одно из самых страшных – мытарство блуда. 16-ая ступень. Это относится к тем, кто живет вне брака, изменяет супругам. Надо обо всем этом покаяться на исповеди. Даже сказать, сколько было партнеров. В Требнике есть такой вопрос про количество блудных связей. 17-е мытарство – это прелюбодеяние, измена. Любил, а потом перелюбил, это и есть прелюбодейство. Все нужно рассказать. Подробностей не надо. Нужно назвать только суть. Страшное и 18-е мытарство. К нему относятся все содомские грехи, которые являются противоестественными. И никто на исповеди не говорит о них, а бесы на этих мытарствах похваляются, потому что народ сластолюбив и редко кто кается в этих грехах, и поэтому не проходят эти мытарства. Такие люди до Царства Божьего не доходят. В этом надо покаяться. Не просто покаялся и пошел, нужно принять решение: «Обещаю, Господи, исправиться!» Тогда этот грех простится. Необходимо иметь твердое намерение исправиться.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Батюшка, у нашей радиослушательницы Анны сложная ситуация и таких случаев по стране множество: «Я замужем и очень люблю мужа. Муж меня тоже любил. Но потом с ним что-то случилось. И он бросил меня, беременную. Сейчас я одна с ребенком. Мы венчаны. Потом я узнала, что его мама и сестра обращались к колдунам, чтобы разлучить нас, разрушить наш брак. Как жить, что делать? Он теперь с другой».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– То, что вы любили друг друга – это хорошо. А то, что он отпал от жены – это грех. Ему надо покаяться. Видимо, он уже раньше изменил, просто она не знала. Как только изменил, благодать Божия ушла, и он отпал от Христа, от Церкви и от жены. Чтобы возвратиться к жене, надо покаяться, пойти в храм. Дать обещание исправиться. И тогда Господь присоединит его к Церкви и вернется благодать, которая дает душе мир, радость, покой и любовь.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Но как его убедить, если он уже живет с другой женщиной? Бросил жену с ребенком... Ведь покаяться в этом – это признать, что он был неправ, сказать, что он сожалеет.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Когда ко мне приходят и говорят, что муж пьет, я отвечаю: «Так вся Россия пьет! Желает ли он исправиться?» «Не знаю», – говорит жена. Вот когда он сам будет желать избавиться от этого и когда придет ему мысль выпить, – пусть откроет Евангелие и хотя бы одну главу прочитает. В это время бес отойдет. Так и здесь – тоже самое. Надо жене усиленно молиться, чтобы к мужу пришло желание покаяния. «Неверующий муж освящается верующей женою» (см.: 1 Кор. 7, 13-14). Молитва жены имеет большую ценность. Если жена будет усиленно молиться, 150 раз читать «Богородица Дева, Радуйся» и через 10 раз просить: «Матерь Божия, помоги моему мужу спастись!», если она будет просить, чтобы он спасся, то произойдет следующее: мы сами из грязи вылезем и человека спасем. Поэтому Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7, 7). Только так.
Вопрос радиослушателя: «Можно ли молиться за самоубийц и за людей, которые были пьющими?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Молиться всегда пригодится… Если самоубийца был психически больной, состоял на учете и был вне себя – то тогда можно молиться в Церкви. Если он не помнил, что делал. Таких отпевают и молятся за них…
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– …а если неизвестно, в каком состоянии он это сделал?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– …тогда можно молиться дома, с благословения священнослужителя. Человек, когда кончает жизнь самоубийством, совершает грех и этот грех идет с ним, и он не прощен. Он уже в нем покаяться не может. Был такой случай: один человек прыгнул с моста в каленую воду и утонул. И за него нельзя было молиться. А одному подвижнику, который пребывал в затворе, было откровение о том, что пока человек летел с моста, он опомнился и взмолился: «Господи, прости меня!» И только после этого утонул. Значит, Господь принял его покаяние.
Вопрос радиослушателя: «Я сделала аборт из-за страха избиенья и увечья и не чувствую вины. Как быть?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Все равно надо каяться. Грех был совершен.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
–… она не чувствует покаяния.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– … еще не пришло время.
Вопрос радиослушателя: «Как правильно выбрать крестного отца и крестную мать? И почему родители не могут быть крестными у своих детей?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Крестные – это духовное родство. Они – духовные отец и мать. Это должны быть верующие люди, и они должны воспитывать этого ребенка.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Стоит добавить, что родителям нет смысла быть крестными у своих же детей, они и так родители. Они имеют право и обязаны воспитывать своих детей в православном духе. Крестные родители несут точно такую же ответственность, как и телесные родители за жизнь и духовный рост ребенка. Они имеют право его воспитывать. Хотя по плоти он им и чужой, но по духу – он ему крестный. Еще нужно понимать, что необязательно наличие двух крестных. Мальчику нужен крестный, а девочке – крестная. По мере взросления крестная будет объяснять, как вести себя девочке, православной девушке. А мальчику мужчина должен объяснять особенности его взросления с православной точки зрения.
Вопрос радиослушателя: «Знакомый говорит, что компьютерные игры и фильмы, имеются в виду боевики, никакого вреда душе не наносят. То есть, играет человек сам, его дети и это никому не вредит. Так ли это?».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Цель определенных сил отвлечь от спасительного пути, увлечь разного рода играми и фильмами. Боевики – пустые фильмы, а то и бесовские, когда там уже духи сражаются, с огненными мечами прыгают. Они не несут никакой нравственности. И игры тоже.
В завершении передачи расскажу:
В школе учительница спрашивает: «Дети, какое самое большое чудо на свете?» Одна девочка говорит: «Когда израильский народ бежал после многих лет египетского плена, то они прошли через Чермное (Красное) море как по суху, и все спаслись. Вот это – чудо». Учительница возражает: «Нет, это не чудо. Ученые доказали, что бывают такие периоды, когда море может быть мелким, по колено и тогда каждый может пройти через него. Так какое самое большое чудо?» Эта девочка снова поднимает руку и говорит: «А вот какое чудо: «Израиль-то прошел, а фараон и все войско его утонуло там, где воды было по колено».
Или говорят: «Вот, в Библии написано, что кит проглотил Иону. Но этого не может быть, ведь кит питается мелкой рыбой, как он может Иону заглотить?» Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это верил». Если «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Для Бога нет ничего невозможного.
Для пользы души хочется напомнить, чтобы мы благодарили Бога за все, что Он нам посылает. За скорби и болезни, и всякого рода неприятности. Для чего Господь все это посылает? Для того чтобы мы духовно укрепились. А то чуть где-то кольнуло или воспалилось, все – конец, слезы. Много внимания уделяем мы своей плоти, а о душе не думаем. «Душа может насытиться только в одном Боге, нашел Бога – нашел все», – это слова святителя Василия Великого. Без Бога ничего нет. Жизнь наша как пар. Мы здесь временно. Делайте больше добра. Будут и благодать, и радость, и покой в душе.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6, 33) Порою человеку бывает трудно исполнить эту заповедь потому что он считает, что если все выпустит из рук, не будет контролировать, заботиться, все развалится. В другом месте в Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34) – то есть Господь нам говорит, что не нужно чрезмерно планировать. Как рассудить правильно? Как понять эти слова Спасителя?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Господь сказал это 2000 лет назад, но и сейчас все остается в силе. Мы должны искать, прежде всего, Царства Божьего и правды Его. Допустим, человеку 15-20 лет, если он поставит духовное на первое место – это прекрасно.
Почему? Потому что мы – не только плотские люди, но и духовные. Самое главное у нас – не тело, а душа. Тело – только одежда нашей души. Большинство людей вроде бы не отрицают Бога, а все равно, к чему они стремятся? Только к одному – все для плоти, для земной жизни, а для души, порой, ничего нет: ни молитвы, ни поста, ни смирения, ни целомудрия, ни кротости – ничего. И служения Богу тоже нет. Вот это и плохо. Мы можем прямо сказать, что мы всё поставили в своей жизни вверх ногами.
Я помню слова Христа, Он говорил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 19). Когда я это прочитал, то стал думать: «Что же я получил?» Вспоминаю: оказывается, 250 гектаров земли и много отцов – священников, матерей, братьев и сестер – монахов, и друзей и множество келий – больше 100 и в любой из них можно жить. То, что сказал Господь, остается в силе. Он дает нам все необходимое для жизни. Но на первом месте должно быть спасение души.
Вопрос радиослушателя: «Я воцерковлялась поздно, во взрослом возрасте. Была на Крещении в храме со своим мужем и опасаюсь, что его могли записать моим крестным. Может ли такое быть? Или взрослым не нужно крестного?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Самое главное – человек уверовал и принял Крещение. Особенно во взрослом возрасте. Можно иметь крестного, но если его нет, то в этом нет ничего страшного, потому что мы сами взрослые. Надо читать Евангелие, книги святых отцов, укрепляться в вере. Это необходимо. «Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14, 1). Трудитесь в поте лица, молитесь. Самое главное для Господа – это борьба с темными силами, молитва, пост и смирение. Если будем смиряться, то все будет по слову Божиему: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114, 5).
Вопрос радиослушателя: «Как вести себя в период духовного упадка? Вначале был духовный подъем, вера была в радость, а сейчас приходится понуждать себя к молитве, к добрым делам».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Приведу пример. Когда появляется ребенок, то поначалу родители помогают ему стоять, ходить, но они же не всегда должны носить его на руках? Надо, чтобы ребенок сам ходил, стоял, бегал. Может, и бывают когда-то падения, но все равно нужно двигаться вперед и вперед. Так и человек в вере. Вначале Господь дает ему благодать, силы, подкрепляет его духовно, чтобы он увидел действие благодати Божией, ведь Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). Все, что мы делаем хорошего – мы делаем с Божией помощью. Поначалу это было действие только благодати Божией, а теперь надо и самим потрудиться.
Вопрос радиослушателя: «Можно ли за исповеданный грех, например, аборты, каяться в домашних молитвах всю жизнь? Не является ли это недоверием к таинству исповеди? Можно ли, вообще, надеяться на прощение Богом?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Сказано, что нет такого греха, который бы Бог не простил, и нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил. Если человек совершил грех убийства – аборт и покаялся, то он должен по слову святого пророка Иоанна Предтечи «принести достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 3-8). Каким образом? Духовные отцы в Почаевской и Сергиевой лавре советовали так: если сделала аборт – стараться мясо не есть. Если есть силы, то в среду и в пятницу не пить и не есть. Это и для здоровья будет полезно, и для души. Надо понести какой-то подвиг. Обычно делают и так: жертвуют в храм муку, кагор для причастия, масло, воск. Кто что может.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Из жития апостола Петра мы знаем, что он на протяжении всей своей жизни плакал…
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– …на его лице были ручьи слез…
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– …он плакал каждое утро, когда слышал пение петухов, вспоминая свое предательство и отречение от Христа. И хотя Сам Господь уже в ближайшее время после Своего Воскресения простил ему этот грех, апостол все равно продолжал плакать. Это не значит, что он не верил, что Бог простил его. Он верил. Но все равно не мог сам себе этого простить. Поэтому и случается, что человек покаялся в грехе, а все равно на душе есть какая-то неудовлетворенность. Точно так же, как если бы мы поранили лицо ножом. Всю жизнь, когда у нас поднимается температура, этот шрам будет болеть. Конечно, если человек сомневается и не верит, что Бог простил его – это грех. Верить нужно.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Однажды послушник пришел к архимандриту – своему духовнику и сказал: «Отче! Я поисповедовал все грехи, но я верю, что меня Господь не простил». Архимандрит ответил: «Чадо мое! Бог не простил тебе грехи твои, потому что ты покаялся и не верил, что Бог тебя простил». Надо верить. За неверие Господь и не простит. Покаялся – и надо верить, что Бог тебя простил.
Вопрос радиослушателя: «Где написано в Священном Писании: «В чем застану – в том и судить буду»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Слова «В чем застану, в том и сужу» встречаются у святого мученика Иустина Философа в сочинении «Разговор с Трифоном Иудеем» (Гл .47).
Вопрос радиослушателя: «Что значит искать «Царства Божьего и правды Его» (Мф.6, 33), применительно к нашей жизни?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Скажем так: нужно не раздражаться, не ругаться, не обижаться, не гордиться, никого не осуждать. То есть, соблюдать заповеди Божии. Это и есть искание Царства Божия. Всем творить добро, всех терпеть. Мы должны постоянно пребывать в таком состоянии. И тогда благодать Божия будет почивать на нас. И Господь будет давать нам и мир, и радость, и покой, и тишину. Именно поэтому апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). Он писал в посланиях к Коринфянам: «Я вас всех вмещаю в свое сердце» (2 Кор. 6, 12), то есть, я вас всех люблю. А ведь в этом городе были и блудники, и разбойники, и воры, и пьяницы, но сердце у апостола было Христово, оно вмещало всех. Это мы с осуждением смотрим на таких людей, которые не соблюдают заповеди Божии, а человек святой все покрывает любовью. Любовью Христовой.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Знаю случай: человек по имени Андрей, снял крест. Поехал в Перу, в долину Мертвых, нашел там шамана, чтобы тот показал ему путь просветления. Шаман дал ему что-то выпить, видимо, наркотики и Андрей, как утверждает, нашел Бога в образе женщины. Человек не искал Царства Божия, но он не может находиться в вакууме, и это пустое место занял демон, он показал ему псевдо-царство, ложное. Если мы не будем искать Царства Небесного, то найдем такого шамана. Это важно знать.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Когда я был в Почаевской лавре, приехал один мужчина из Новосибирска и рассказал, как ему какой-то человек передал «молитву». Он взял его руку, и из этого человека прямо в спину мужчины что-то вошло – и стала «молитва» в сердце биться. «Молитва» Иисусова. Мужчина сказал: «Я приехал сюда, чтобы передать ее вам и всем братьям». Спрашиваю: «Так ты молитву постоянно читаешь?» Он отвечает: «Да, все в гостинице храпят, а я чуть вздремнул и как огурчик свежий». Говорю: «Это недолго будет, потому что ты труда никакого не приложил, а даром получил и притом не от Бога, а от темных сил. Давай сегодня поисповедуемся и пособоруемся, чтобы от тебя бес отошел». Он согласился, но так и не пришел. Я спросил братию, а они ответили, что он взял рюкзак и убежал.
Вопрос радиослушателя: «Я хожу в храм и исповедуюсь, ощущаю, что я – грешная. Но при этом, на меня иногда такая любовь к Господу сходит, что если сейчас Господь явится на Небе, будет такая радость! Я пугаюсь своих мыслей, потому что понимаю, что я – грешная».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Святые отцы, в том числе и преподобный Антоний Великий, говорили, что когда у человека открываются духовные глаза, то он видит бездну грехов. Это – начало духовной жизни. Возможно, в вашем случае это – обольщение. У нас ничего своего нет. Все – Божие. Мы должны считать себя грешными и негодными. Нужно смиряться перед Богом.
Вопрос радиослушателя: «Я поздно пришла к вере и думаю, что я могла что-то забыть или утаить, а может быть и не считала грехом. Как быть?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Надо взять «Мытарства блаженной Феодоры», там все описано. Когда наша душа из тела выйдет, то демоны покажут все наши злые дела. Первое мытарство – празднословие. В него входят шутки, смех, анекдоты, ненужные слова, пустые слова. Так хорошо пройтись по мытарствам! Одно из самых страшных – мытарство блуда. 16-ая ступень. Это относится к тем, кто живет вне брака, изменяет супругам. Надо обо всем этом покаяться на исповеди. Даже сказать, сколько было партнеров. В Требнике есть такой вопрос про количество блудных связей. 17-е мытарство – это прелюбодеяние, измена. Любил, а потом перелюбил, это и есть прелюбодейство. Все нужно рассказать. Подробностей не надо. Нужно назвать только суть. Страшное и 18-е мытарство. К нему относятся все содомские грехи, которые являются противоестественными. И никто на исповеди не говорит о них, а бесы на этих мытарствах похваляются, потому что народ сластолюбив и редко кто кается в этих грехах, и поэтому не проходят эти мытарства. Такие люди до Царства Божьего не доходят. В этом надо покаяться. Не просто покаялся и пошел, нужно принять решение: «Обещаю, Господи, исправиться!» Тогда этот грех простится. Необходимо иметь твердое намерение исправиться.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Батюшка, у нашей радиослушательницы Анны сложная ситуация и таких случаев по стране множество: «Я замужем и очень люблю мужа. Муж меня тоже любил. Но потом с ним что-то случилось. И он бросил меня, беременную. Сейчас я одна с ребенком. Мы венчаны. Потом я узнала, что его мама и сестра обращались к колдунам, чтобы разлучить нас, разрушить наш брак. Как жить, что делать? Он теперь с другой».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– То, что вы любили друг друга – это хорошо. А то, что он отпал от жены – это грех. Ему надо покаяться. Видимо, он уже раньше изменил, просто она не знала. Как только изменил, благодать Божия ушла, и он отпал от Христа, от Церкви и от жены. Чтобы возвратиться к жене, надо покаяться, пойти в храм. Дать обещание исправиться. И тогда Господь присоединит его к Церкви и вернется благодать, которая дает душе мир, радость, покой и любовь.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Но как его убедить, если он уже живет с другой женщиной? Бросил жену с ребенком... Ведь покаяться в этом – это признать, что он был неправ, сказать, что он сожалеет.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Когда ко мне приходят и говорят, что муж пьет, я отвечаю: «Так вся Россия пьет! Желает ли он исправиться?» «Не знаю», – говорит жена. Вот когда он сам будет желать избавиться от этого и когда придет ему мысль выпить, – пусть откроет Евангелие и хотя бы одну главу прочитает. В это время бес отойдет. Так и здесь – тоже самое. Надо жене усиленно молиться, чтобы к мужу пришло желание покаяния. «Неверующий муж освящается верующей женою» (см.: 1 Кор. 7, 13-14). Молитва жены имеет большую ценность. Если жена будет усиленно молиться, 150 раз читать «Богородица Дева, Радуйся» и через 10 раз просить: «Матерь Божия, помоги моему мужу спастись!», если она будет просить, чтобы он спасся, то произойдет следующее: мы сами из грязи вылезем и человека спасем. Поэтому Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7, 7). Только так.
Вопрос радиослушателя: «Можно ли молиться за самоубийц и за людей, которые были пьющими?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Молиться всегда пригодится… Если самоубийца был психически больной, состоял на учете и был вне себя – то тогда можно молиться в Церкви. Если он не помнил, что делал. Таких отпевают и молятся за них…
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– …а если неизвестно, в каком состоянии он это сделал?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– …тогда можно молиться дома, с благословения священнослужителя. Человек, когда кончает жизнь самоубийством, совершает грех и этот грех идет с ним, и он не прощен. Он уже в нем покаяться не может. Был такой случай: один человек прыгнул с моста в каленую воду и утонул. И за него нельзя было молиться. А одному подвижнику, который пребывал в затворе, было откровение о том, что пока человек летел с моста, он опомнился и взмолился: «Господи, прости меня!» И только после этого утонул. Значит, Господь принял его покаяние.
Вопрос радиослушателя: «Я сделала аборт из-за страха избиенья и увечья и не чувствую вины. Как быть?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Все равно надо каяться. Грех был совершен.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
–… она не чувствует покаяния.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– … еще не пришло время.
Вопрос радиослушателя: «Как правильно выбрать крестного отца и крестную мать? И почему родители не могут быть крестными у своих детей?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Крестные – это духовное родство. Они – духовные отец и мать. Это должны быть верующие люди, и они должны воспитывать этого ребенка.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
– Стоит добавить, что родителям нет смысла быть крестными у своих же детей, они и так родители. Они имеют право и обязаны воспитывать своих детей в православном духе. Крестные родители несут точно такую же ответственность, как и телесные родители за жизнь и духовный рост ребенка. Они имеют право его воспитывать. Хотя по плоти он им и чужой, но по духу – он ему крестный. Еще нужно понимать, что необязательно наличие двух крестных. Мальчику нужен крестный, а девочке – крестная. По мере взросления крестная будет объяснять, как вести себя девочке, православной девушке. А мальчику мужчина должен объяснять особенности его взросления с православной точки зрения.
Вопрос радиослушателя: «Знакомый говорит, что компьютерные игры и фильмы, имеются в виду боевики, никакого вреда душе не наносят. То есть, играет человек сам, его дети и это никому не вредит. Так ли это?».
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
– Цель определенных сил отвлечь от спасительного пути, увлечь разного рода играми и фильмами. Боевики – пустые фильмы, а то и бесовские, когда там уже духи сражаются, с огненными мечами прыгают. Они не несут никакой нравственности. И игры тоже.
В завершении передачи расскажу:
В школе учительница спрашивает: «Дети, какое самое большое чудо на свете?» Одна девочка говорит: «Когда израильский народ бежал после многих лет египетского плена, то они прошли через Чермное (Красное) море как по суху, и все спаслись. Вот это – чудо». Учительница возражает: «Нет, это не чудо. Ученые доказали, что бывают такие периоды, когда море может быть мелким, по колено и тогда каждый может пройти через него. Так какое самое большое чудо?» Эта девочка снова поднимает руку и говорит: «А вот какое чудо: «Израиль-то прошел, а фараон и все войско его утонуло там, где воды было по колено».
Или говорят: «Вот, в Библии написано, что кит проглотил Иону. Но этого не может быть, ведь кит питается мелкой рыбой, как он может Иону заглотить?» Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это верил». Если «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Для Бога нет ничего невозможного.
Для пользы души хочется напомнить, чтобы мы благодарили Бога за все, что Он нам посылает. За скорби и болезни, и всякого рода неприятности. Для чего Господь все это посылает? Для того чтобы мы духовно укрепились. А то чуть где-то кольнуло или воспалилось, все – конец, слезы. Много внимания уделяем мы своей плоти, а о душе не думаем. «Душа может насытиться только в одном Боге, нашел Бога – нашел все», – это слова святителя Василия Великого. Без Бога ничего нет. Жизнь наша как пар. Мы здесь временно. Делайте больше добра. Будут и благодать, и радость, и покой в душе.