Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову). С рапортом обратился председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Преосвященный епископ Троицкий Панкратий.
Ходатайство было подано архиерейским советом Волгоградской митрополии. Синод постановил совершать память преподобной Арсении Усть-Медведицкой 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
***
- Перед епархиальными комиссиями ныне стоит не только задача сбора и изучения сведений о христианах, но и дело их прославления, и это сейчас является одной из самых приоритетных и актуальных областей, – рассказывает председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Люди должны знать святых, молиться святым, тем самым обретая живую личную связь с ними. Надо показывать и доказывать, что подвиг мученика – это не есть нечто недостижимое, с учетом страстей современного человека, который всю свою жизнь сводит к получению материальных выгод, а есть прямое исполнение заповедей Христовых. И мы должны поступать так, как бы на нашем месте поступил Христос.
Анна Себрякова поступила в 1850 году в возрасте 17 лет в Усть-Медведицкий монастырь. Возглавляла его с 1864 года и до самой кончины в 1905 году. В это время в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, обновлен Преображенский собор, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской.
Игумения Арсения 10 июля 1874 г. приступила к рытью знаменитых пещер, в которых собиралась создать подземный храм. До конца жизни с помощницами она вырыла около 164 метров пещерных ходов.
«У меня муж пить бросил!» Мы естественно, рады, но это же на рентген не снимешь!
Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства.
- Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления
Один из таких случаев, представленных на рассмотрение комиссии по канонизации – история Елены Ончуп из Волгограда. В легких девушки образовались камни, удалить которые можно было только путем сложной операции. Врачи пытались лечить безоперационно, но улучшений не было. После нескольких посещений монастыря, молитв у Камня покаяния, принадлежавшего игумение Арсении, доктора обследовали Елену и с удивлением обнаружили, что легкие совершенно чистые.
- Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, – говорит матушка Онуфрия. – И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.
Еще один пример – исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.
- Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, – рассказывает моя собеседница. – Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все благополучно, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.
Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым часто встречаемыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев.
«Эта будет великая жена»
Игуменья Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова, родилась 3 июля 1833 г. в семье состоятельного и знатного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».
С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, — рассказывала она потом, — дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.
Несмотря на юные годы, Анна имела мудрое и чуткое к чужим бедам сердце. Зрелище людских горестей и нужд причиняло ей страдание. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных. В тюрьмах юная Себрякова часто выкупала должников. Все эти благие дела совершались не напоказ: не желая огласки, Анна переодевалась в простое платье и покрывалась темным платком. Ничего удивительного, что в семнадцать лет боголюбивая девушка приняла решение окончательно распроститься с миром и поступила в Усть-Медведицкий монастырь (на территории нынешней Волгоградской области).
"Структура камня изменена так, будто он был расплавлен"
Неординарная личность Себряковой полноценно проявилась в монастырской жизни. Сначала послушница трудилась на общих работах и писала иконы. Спустя четыре года после поступления в обитель Анна была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через 5 лет, в 1859 году, – в мантию с тем же именем. В 1862 году, после 12 лет пребывания в монастыре, Арсению назначили казначеей, затем – настоятельницей, а в 1864 году она была возведена в сан игумении.
Игумения Арсения проявила себя как талантливый организатор и мудрый наставник. Ее хлопотами в монастыре открылась четырехклассная школа для девочек, где сама матушка преподавала историю и географию. Появилась в обители и собственная иконописная мастерская. На подворье выросли новые здания, был основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. Своими делами матушка Арсения заслужила уважение далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии.
В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря – по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры.
- Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, – рассказывает сестра Онуфрия. – Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.
По свидетельству сестер во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица. Теперь камень находится в подземной келье, которая является частью комплекса пещер. Эти пещеры и стали одним из главных подвигов игумении Арсении, за которые она удостоилась звания местночтимой святой.
Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как Высшей воле. По замыслу подвижницы, пещеры должны были символизировать путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы. В пещерах матушка планировала создать подземный храм, чтобы проводить там время в уединенных молитвах.
На сегодняшний день мощи святой пока остаются сокрытыми от верующих. Изначально, после доставки из Сарова в 1905 году, гроб с телом захоронили в храме преподобного Арсения Великого на территории монастыря. При советской власти обитель разорили и о могиле до поры до времени не вспоминали. Здесь следует отметить одно обстоятельство: поскольку игумения Арсения была высокопоставленной фигурой, ее погребли с драгоценными реликвиями. Эти материальные ценности и соблазнили работников электростанции, которая располагалась в бывшем монастыре с 1936 года, осквернить захоронение. К счастью, о злом умысле узнали бывшие монахини, жившие неподалеку. Им удалось укрыть мощи игумении. Но где? Живых свидетелей не осталось (последняя из присутствовавших при перезахоронении скончалась в 1981 году). Насельницы восстановленного монастыря верят в то, что обретение мощей произойдет, если они будут неустанно работать над собой и укрепляться в вере.
Через полноту греховности нашей
Преподобная Арсения оставила после себя духовное наследие, в котором раскрывается как христианский мыслитель, аскет и духовная наставница. Наиболее известна ее переписка с родным братом святителя Игнатия (Брянчанинова) – Петром Александровичем, который после смерти святителя обрел в матери Арсении близкого по духу человека. В дальнейшем Петр Александрович обращался уже к матушке как к своей духовной наставнице.
Труды святителя Игнатия (Брянчанинова) были особенно близки духовным понятиям игумении Арсении. Это и неудивительно. Игумения Арсения хоть и не была лично знакома со святителем Игнатием, но, изучив изданные его труды и проповеди, сразу же признала близость своих духовных понятий к учению святителя и отправилась на Бабайки поклониться его могиле и познакомиться с учениками. Родство «в духе» было засвидетельствовано обоюдно.
Уже в глубокой старости, обремененная многими заботами по управлению обители, игумения Арсения выражалась так: "Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!"
"Слово Божие, - еще так писала она, - есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой невод, и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пеной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, который опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины".
Путь к Господу, к Истине, как считала матушка, нужно прокладывать не через мечтательность и надуманные «духовные» состояния, а через собственную немощь, «через полноту греховности нашей».
Нельзя относиться к душевным состояниям как к чему-то самоценному, искусственно их возогревать. Но навыкать трезвому самовоззрению непросто – этой работой, как правило, тяготится человек, ведь мы привыкли искать покой «в рассеянности помыслов, в смятении чувств». Потому-то предостерегает нас мать Арсения относиться к тем или иным своим состояниям как к чему-то самоценному и значительному, искусственно их возогревать, утратив однажды, и отдавать им всё внимание сердца: «Я не верю в то состояние, которое нужно беречь! Если есть что хорошее, его нельзя не видеть, нельзя не признавать его хорошим, но можно и должно приписать его Господу, и откроется новая причина для души смиряться».
- После окончания причисления к лику святых, дело стоит за народом Божиим, который должен правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых, – напоминает председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл всегда акцентировал внимание на том, что всем нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечивания в людских умах и сердцах памяти о жертве новомучеников, дабы любовь ко Христу воспламенялась в наших современниках.
***
Справочно
Синодальная комиссия по канонизации святых была образована 11 апреля 1989 г. определением Священного Синода. Ее деятельности предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
Синодальная комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры и благочестия. Свои заключения Комиссия представляет либо Святейшему Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви.
Большое внимание уделяется научной деятельности: были выработаны критерии канонизации подвижников веры, определены подходы к канонизации новомучеников и исповедников Российских в связи с церковными разделениями XX в. Члены Комиссии находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, хранящими документы Церкви.
Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 г.: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Сама Синодальная комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.
Состав Комиссии
• епископ Троицкий Панкратий, наместник Свято-Преображенского Валаамского монастыря, – председатель;
• архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ;
• архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, председатель Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви;
• архиепископ Санкт-Петербургский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ;
• епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, председатель Комиссии по канонизации святых Молдавской земли;
• епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
• архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы;
• архимандрит Никодим (Генералов), председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата;
• игумен Дамаскин (Орловский), клирик г. Москвы;
• протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — секретарь;
• протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии;
• протоиерей Кирилл Каледа, клирик г. Москвы;
• протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии;
• протоиерей Олег Митров, клирик Московской епархии;
• игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троицкого Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан);
• Звягин В.Н., доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России.
Члены Синодальной комиссии по канонизации святых, участвовавшие в ее работе в предшествующие годы: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; протоиерей Ливерий Воронов; архимандрит Георгий (Тертышников); архимандрит Ианнуарий (Ивлиев); протоиерей Иоанн Белевцев; протоиерей Георгий Митрофанов; игумен Игнатий (Крекшин); протоиерей Павел Недосекин; иеромонах Амвросий (Тимрот); священник Александр Макаров.
http://valaam.ru/publishing/17400/
Ходатайство было подано архиерейским советом Волгоградской митрополии. Синод постановил совершать память преподобной Арсении Усть-Медведицкой 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
***
- Перед епархиальными комиссиями ныне стоит не только задача сбора и изучения сведений о христианах, но и дело их прославления, и это сейчас является одной из самых приоритетных и актуальных областей, – рассказывает председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Люди должны знать святых, молиться святым, тем самым обретая живую личную связь с ними. Надо показывать и доказывать, что подвиг мученика – это не есть нечто недостижимое, с учетом страстей современного человека, который всю свою жизнь сводит к получению материальных выгод, а есть прямое исполнение заповедей Христовых. И мы должны поступать так, как бы на нашем месте поступил Христос.
Анна Себрякова поступила в 1850 году в возрасте 17 лет в Усть-Медведицкий монастырь. Возглавляла его с 1864 года и до самой кончины в 1905 году. В это время в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, обновлен Преображенский собор, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской.
Игумения Арсения 10 июля 1874 г. приступила к рытью знаменитых пещер, в которых собиралась создать подземный храм. До конца жизни с помощницами она вырыла около 164 метров пещерных ходов.
«У меня муж пить бросил!» Мы естественно, рады, но это же на рентген не снимешь!
Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства.
- Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления
Один из таких случаев, представленных на рассмотрение комиссии по канонизации – история Елены Ончуп из Волгограда. В легких девушки образовались камни, удалить которые можно было только путем сложной операции. Врачи пытались лечить безоперационно, но улучшений не было. После нескольких посещений монастыря, молитв у Камня покаяния, принадлежавшего игумение Арсении, доктора обследовали Елену и с удивлением обнаружили, что легкие совершенно чистые.
- Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, – говорит матушка Онуфрия. – И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.
Еще один пример – исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.
- Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, – рассказывает моя собеседница. – Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все благополучно, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.
Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым часто встречаемыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев.
«Эта будет великая жена»
Игуменья Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова, родилась 3 июля 1833 г. в семье состоятельного и знатного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».
С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, — рассказывала она потом, — дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.
Несмотря на юные годы, Анна имела мудрое и чуткое к чужим бедам сердце. Зрелище людских горестей и нужд причиняло ей страдание. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных. В тюрьмах юная Себрякова часто выкупала должников. Все эти благие дела совершались не напоказ: не желая огласки, Анна переодевалась в простое платье и покрывалась темным платком. Ничего удивительного, что в семнадцать лет боголюбивая девушка приняла решение окончательно распроститься с миром и поступила в Усть-Медведицкий монастырь (на территории нынешней Волгоградской области).
"Структура камня изменена так, будто он был расплавлен"
Неординарная личность Себряковой полноценно проявилась в монастырской жизни. Сначала послушница трудилась на общих работах и писала иконы. Спустя четыре года после поступления в обитель Анна была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через 5 лет, в 1859 году, – в мантию с тем же именем. В 1862 году, после 12 лет пребывания в монастыре, Арсению назначили казначеей, затем – настоятельницей, а в 1864 году она была возведена в сан игумении.
Игумения Арсения проявила себя как талантливый организатор и мудрый наставник. Ее хлопотами в монастыре открылась четырехклассная школа для девочек, где сама матушка преподавала историю и географию. Появилась в обители и собственная иконописная мастерская. На подворье выросли новые здания, был основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. Своими делами матушка Арсения заслужила уважение далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии.
В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря – по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры.
- Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, – рассказывает сестра Онуфрия. – Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.
По свидетельству сестер во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица. Теперь камень находится в подземной келье, которая является частью комплекса пещер. Эти пещеры и стали одним из главных подвигов игумении Арсении, за которые она удостоилась звания местночтимой святой.
Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как Высшей воле. По замыслу подвижницы, пещеры должны были символизировать путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы. В пещерах матушка планировала создать подземный храм, чтобы проводить там время в уединенных молитвах.
На сегодняшний день мощи святой пока остаются сокрытыми от верующих. Изначально, после доставки из Сарова в 1905 году, гроб с телом захоронили в храме преподобного Арсения Великого на территории монастыря. При советской власти обитель разорили и о могиле до поры до времени не вспоминали. Здесь следует отметить одно обстоятельство: поскольку игумения Арсения была высокопоставленной фигурой, ее погребли с драгоценными реликвиями. Эти материальные ценности и соблазнили работников электростанции, которая располагалась в бывшем монастыре с 1936 года, осквернить захоронение. К счастью, о злом умысле узнали бывшие монахини, жившие неподалеку. Им удалось укрыть мощи игумении. Но где? Живых свидетелей не осталось (последняя из присутствовавших при перезахоронении скончалась в 1981 году). Насельницы восстановленного монастыря верят в то, что обретение мощей произойдет, если они будут неустанно работать над собой и укрепляться в вере.
Через полноту греховности нашей
Преподобная Арсения оставила после себя духовное наследие, в котором раскрывается как христианский мыслитель, аскет и духовная наставница. Наиболее известна ее переписка с родным братом святителя Игнатия (Брянчанинова) – Петром Александровичем, который после смерти святителя обрел в матери Арсении близкого по духу человека. В дальнейшем Петр Александрович обращался уже к матушке как к своей духовной наставнице.
Труды святителя Игнатия (Брянчанинова) были особенно близки духовным понятиям игумении Арсении. Это и неудивительно. Игумения Арсения хоть и не была лично знакома со святителем Игнатием, но, изучив изданные его труды и проповеди, сразу же признала близость своих духовных понятий к учению святителя и отправилась на Бабайки поклониться его могиле и познакомиться с учениками. Родство «в духе» было засвидетельствовано обоюдно.
Уже в глубокой старости, обремененная многими заботами по управлению обители, игумения Арсения выражалась так: "Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!"
"Слово Божие, - еще так писала она, - есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой невод, и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пеной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, который опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины".
Путь к Господу, к Истине, как считала матушка, нужно прокладывать не через мечтательность и надуманные «духовные» состояния, а через собственную немощь, «через полноту греховности нашей».
Нельзя относиться к душевным состояниям как к чему-то самоценному, искусственно их возогревать. Но навыкать трезвому самовоззрению непросто – этой работой, как правило, тяготится человек, ведь мы привыкли искать покой «в рассеянности помыслов, в смятении чувств». Потому-то предостерегает нас мать Арсения относиться к тем или иным своим состояниям как к чему-то самоценному и значительному, искусственно их возогревать, утратив однажды, и отдавать им всё внимание сердца: «Я не верю в то состояние, которое нужно беречь! Если есть что хорошее, его нельзя не видеть, нельзя не признавать его хорошим, но можно и должно приписать его Господу, и откроется новая причина для души смиряться».
- После окончания причисления к лику святых, дело стоит за народом Божиим, который должен правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых, – напоминает председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл всегда акцентировал внимание на том, что всем нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечивания в людских умах и сердцах памяти о жертве новомучеников, дабы любовь ко Христу воспламенялась в наших современниках.
***
Справочно
Синодальная комиссия по канонизации святых была образована 11 апреля 1989 г. определением Священного Синода. Ее деятельности предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
Синодальная комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры и благочестия. Свои заключения Комиссия представляет либо Святейшему Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви.
Большое внимание уделяется научной деятельности: были выработаны критерии канонизации подвижников веры, определены подходы к канонизации новомучеников и исповедников Российских в связи с церковными разделениями XX в. Члены Комиссии находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, хранящими документы Церкви.
Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 г.: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Сама Синодальная комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.
Состав Комиссии
• епископ Троицкий Панкратий, наместник Свято-Преображенского Валаамского монастыря, – председатель;
• архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ;
• архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, председатель Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви;
• архиепископ Санкт-Петербургский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ;
• епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, председатель Комиссии по канонизации святых Молдавской земли;
• епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
• архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы;
• архимандрит Никодим (Генералов), председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата;
• игумен Дамаскин (Орловский), клирик г. Москвы;
• протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — секретарь;
• протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии;
• протоиерей Кирилл Каледа, клирик г. Москвы;
• протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии;
• протоиерей Олег Митров, клирик Московской епархии;
• игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троицкого Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан);
• Звягин В.Н., доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России.
Члены Синодальной комиссии по канонизации святых, участвовавшие в ее работе в предшествующие годы: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; протоиерей Ливерий Воронов; архимандрит Георгий (Тертышников); архимандрит Ианнуарий (Ивлиев); протоиерей Иоанн Белевцев; протоиерей Георгий Митрофанов; игумен Игнатий (Крекшин); протоиерей Павел Недосекин; иеромонах Амвросий (Тимрот); священник Александр Макаров.
http://valaam.ru/publishing/17400/